Доходы бюджета как экономическая категория.
Государственный бюджет страны, представляя собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, состоит из доходной и расходной части.
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
Классификация доходов бюджета.
Многообразие видов и групп доходов бюджетов предполагает их классификацию по различным критериям:
1. По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на:
• Доходы от юридических лиц различной формы собственности;
• Доходы от государственных угодий и имущества;
• Доходы от государственной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности;
2. В зависимости от права собственности доходы бюджетов классифицируются на:
• собственные - закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов, отчисления, полученные в бюджеты по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами государственной власти или органами местного самоуправления;
• заемные, которые используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; выпущенные государственные или местные займы на инвестиционные цели; полученные банковские кредиты.
3. В зависимости от степени обязательности бюджетные доходы подразделяются на:
• налоговые - предусмотренные законодательством налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушение налогового законодательства;
• неналоговые - доходы от использования государственного и муниципального имущества, от платных услуг, оказываемых государственными, муниципальными органами и бюджетными учреждениями; средства, получаемые вследствие применения мер финансовой, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и компенсации, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней и иные неналоговые доходы.
Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер.
Налоговые доходы поступают в соответствии с уровнями бюджетной системы: федеральный, региональный и местный.
К федеральным налогам и сборам относят: НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, государственная пошлина, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Крегиональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
К местным налогам и сборам относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
4. В зависимости от государственного устройства страны различают:
• доходы центрального (государственного) бюджета;
• доходы местных бюджетов;
• доходы бюджетов членов федерации (в федеративном (союзном) государстве).
Доходная часть местных бюджетов формируется не только за счет закрепленных за ними местных налогов, но и предоставленной части федеральных налогов и части налогов субъектов Федерации. Что касается доходной части бюджетов субъектов Федерации, то она складывается за счет закрепленных за ними региональных налогов и предоставляемой части федеральных налогов. В отличие от региональных и местных налогов федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории страны.
Закрепление доходов бюджета:
В практике российской бюджетной деятельности закрепление доходов осуществляется различными методами.
Доходы за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами могут закрепляться в полном объеме или в части. Так, все виды неналоговых доходов без каких-либо изъятий зачисляются в бюджеты субъектов Федерации. Частичное закрепление доходов бюджета осуществляется методом квотирования ставок или методом присоединения ставок. Суть первого из них в том, что доход в определенной процентной доле остается в распоряжении того субъекта РФ или муниципального образования, на территории которого он получен. Второй метод заключается в наличии у субъектов Федерации бюджетной компенсации относительно введения надбавок к федеральным налогам, размеры которых (надбавок) ограничены законодательством. Так, например, распределение налога на прибыль предприятий осуществляется методом присоединения ставок: федеральным законодательством устанавливается максимальная ставка взимания и фиксированная ставка его зачисления в федеральный бюджет. В оставшихся пределах налог закрепляется за бюджетами субъектов Федерации.
В настоящее время неналоговые доходы,определяемые Бюджетным кодексом РФ (ст. 41—47, 51, 57, 62), включают:
(1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;
(2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
(3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
(4) доходы от продажи государственного и муниципального активов;
(5) иные неналоговые доходы.
Между налогами и неналоговыми платежами много общих черт, основные из них:
• установление законодательным порядком размеров и условий взимания;
• обязательность уплаты;
• принудительный характер изъятия;
• связь их с бюджетом или внебюджетными фондами;
• безэквивалентность платежа.
Однако действующее налоговое законодательство не позволяет
их отождествлять. Финансовое право четко выделяет налоговые и неналоговые платежи в зависимости от формы платежей и методов их взимания.
Порядок установления неналоговых поступлений, их исчисление и взимание отличаются от налоговых:
(1) для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты и пр.);
(2) размер отдельных неналоговых доходов регулируется не БК РФ и НК РФ, а специальными нормативными документами. К примеру, санкции определяются ГК РФ и УК РФ;
(3) целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулярного характера. Например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.
Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме. Следовательно, налоговый платеж — это обязательный взнос, входящий в налоговую систему и устанавливаемый налоговым законодательством, а неналоговый платеж не включается в налоговую систему и регулируется не налоговыми законами.
Неналоговые доходы каждого звена бюджетной системы различны.
Неналоговые доходы федеральногобюджета. Они формируются за счет:
(1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности. К ним относятся:
• арендная или иная плата за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование государственного имущества;
• проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;
• средства, получаемые от передачи государственного имущества под залог или в доверительное управление;
• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основах;
• доля прибыли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивиденды по акциям, принадлежащим РФ;
• часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;
• доходы от продажи государственного имущества;
• другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования государственной собственности;
(2) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти после уплаты налогов и сборов;
(3) части прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ, остающейся после уплаты налоговых и иных обязательных платежей — в размерах, установленных Правительством РФ;
(4) лицензионных сборов на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и прочие лицензионные сборы — по нормативу 100%;
(5) таможенных пошлин и таможенных сборов (начиная с 1 января 2005 г.) — по нормативу 100%;
(6) платы за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;
(7) платы за пользование водными объектами — по нормативу 100%;
(8) платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100%;
(9) платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%;
(10)консульских сборов — по нормативу 100%;
(11)патентных пошлин — по нормативу 100%;
(12)платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним — по нормативу 100%;
(13)прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами.
(14)доходов от внешнеэкономической деятельности.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.Они формируются за счет:
(1) доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ. В состав этих доходов включены:
• аренда или иная плата за сдачу во временное владение или во временное пользование имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
• проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;
• средства от передачи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, под залог или в доверительное управление;
• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной или платной основах;
• доля прибыли в уставных (складочных) капиталах хозяйствующих товариществ или дивиденды по акциям, принадлежащим субъектам РФ;
• часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
• доходы от продажи муниципальной собственности субъектов РФ;
• другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
(2) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ после уплаты налогов и сборов;
(3) части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налога и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, установленных законами субъектов РФ;
(4) платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;
(5) платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;
(6) сборов за выдачу лицензии на осуществление видов деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, — по нормативу 100%.
В бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Неналоговые доходы местных бюджетов.Они создаются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, средств, полученных за нарушение гражданского, административного, уголовного и другого законодательства, а также доходы от продажи муниципальных активов. Кроме перечисленных видов неналоговых доходов, зачисляют: в бюджеты муниципальных районов
• плату за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;
• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков до разграничения госсобственности на землю, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, — по нормативу 100%;
• сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых соответствующими органами местного самоуправления, — по нормативу 100%;
• часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.
в бюджеты городских округов
• плату за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;
• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах городских округов и предназначенных для жилищного строительства, — по нормативу 100%;
• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков до разграничения госсобственности на землю, расположенных в границах городских округов, — по нормативу 100%;
• часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.
в бюджеты поселений
• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в госсобственности земельных участков, расположенных в границах поселений и предназначенных для целей жилстроительства, — по нормативу 100%;
• часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.
Эти уточнения в отношении бюджетов муниципальных районов, городских округов, поселений начали действовать с 1 января 2006 г. Распределение и закрепление неналоговых доходов за уровнями бюджетной системы устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Основные налоговые доходы федерального бюджета.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;
- налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;
- акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40%;
- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100%;
- акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, — по нормативу 100%;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70%;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100%;
- водного налога — по нормативу 100%;
- единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100%.