Порядок проведения внутрирегиональных электронных платежей (ВЭР) в платежной системе Банка России. Схема расчетов.
Под внутрирегиональными электронными расчетами понимается совокупность отношений между подразделениями расчетной сети Банка России, находящимися на территории одной области (республики, края), а также между кредитными организациями, клиентами Банка России и подразделениями расчетной сети Банка России по совершению платежей с использованием платежных и служебно-информационных документов, составляемых в электронной форме.
Порядок осуществления внутрирегиональных электронных платежей, в том числе графики обмена и обработки электронных платежей, форматы электронных сообщений и средства криптографической защиты, устанавливаются правилами, разрабатываемыми территориальными учреждениями Банка России с учетом требований нормативных актов Банка России:
o Положения «О безналичных расчетах в российской Федерации» № 2-П;
o Положения «О многорейсовой обработке платежей в московском регионе» от 20.02.1998г. № 18-П;
o Положения «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России».
В систему внутрирегиональных расчетов входят два уровня участников: головной расчетно-кассовый центр (ГРКЦ) региона и региональные коммерческие банки, включая филиалы банков других регионов. Для проведения платежей банки-участники открывают корреспондентские счета в ГРКЦ. В самых общих чертах платеж осуществляется простой проводкой списания платежа с корреспондентского счета банка плательщика и одновременным зачислением его на корреспондентский счет банка получателя.
Более детально процедура проведения внутрирегиональных платежей имеет следующий вид.
Клиент представляет в банк платежное поручение либо на бумажном носителе, либо в электронном формате. Во втором случае передача платежного поручения в банк осуществляется дистанционно с помощью средств телекоммуникаций. С этой целью клиент банка должен установить у себя систему дистанционной связи с банковским счетом, как правило, систему «банк-клиент». Данная система основана на передаче электронных образов платежных документов по телефонным сетям, только в качестве дополнительных мер безопасности используется уникальные форматы документов, модемы и системы электронной подписи. «Банк-клиент» обеспечивает: создание и передачу различных типов клиентских платежных документов, обмен сообщениями произвольного формата, получение выписок в различных видах и форматах, а также иной информации из банка. В качестве системы дистанционной связи клиента с банковским счетом может использоваться также «Интернет-банк».
Банк плательщика, получив по системе «банк-клиент» расчетный документ клиента составляет ЭПД и передает его в адрес ГРКЦ. Там полученный платежный документ проходит подтверждение подлинности и логический контроль. При не подтверждении подлинности или обнаружении ошибок в адрес банка плательщика направляется электронное сообщение с извещением об отказе в приеме платежного документа.
После контроля правильности подписи и реквизитов платежного документа ГРКЦ отражает платеж проводкой по дебету корсчета банка-плательщика и кредиту корсчета банка-получателя, составляет и направляет в адрес банка-плательщика сообщение с подтверждением дебета его счета, в адрес банка-получателя направляется исполненный платежный документ.
Банк плательщика после получения из ГРКЦ сообщения с подтверждением дебета его счета сверяет реквизиты платежа из платежного документа и сообщения. При положительных результатах сверки отражает операцию в своих регистрах бухгалтерского учета. При отрицательных результатах сверки – направляет в адрес ГРКЦ соответствующее электронное сообщение.
В конце операционного дня система также проводит сверку расчетов за день. Для этого каждому участнику представляется окончательная выписка по его счету. Банк-участник сверяет реквизиты платежей из выписки с полученными им в течение дня платежными документами. При отрицательных результатах сверки направляет в адрес ГРКЦ электронное сообщение об ошибочных платежах. ГРКЦ посредством механизма внутреннего аудита выясняет причины ошибок.
Процедура проведения платежа через систему Банка России в рамках одного региона
1. Предоставление клиентом-плательщиком платежного документа в банк.
2. Списание денежных средств со счета плательщика.
3. Передача ЭПД в ГРКЦ.
4. Передача подтверждения принятия ЭПД к исполнению.
5. Обработка и проведение ЭПД по корреспондентским счетам банков.
6. Предоставление выписки по корсчету банку-плательщику с проведенным платежом.
7. Предоставление выписки по корсчету банку-получателю с проведенным платежом с приложением платежного документа.
8. Зачисление средств на счет клиента-получателя платежа.
9. Предоставление клиенту-получателю выписки по расчетному счету с проведенным платежом с приложением платежного документа.