Особенности функционирования платежной системы Банка России (схема 14).

Схема 14

Платежная система Банка России:

особенности функционирования

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Банк России осуществляет самостоятельное управление рисками │

──>│в платежной системе Банка России │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Банк России осуществляет перевод денежных средств по │

──>│банковским счетам участников платежной системы Банка России,│

│не являющихся клиентами Банка России, и иных клиентов Банка │

│России, не являющихся участниками платежной системы Банка │

│России (далее по тексту совместно - клиенты), предоставляя │

│им операционные услуги, услуги платежного клиринга и │

│расчетные услуги │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

──>│Основные клиенты Банка России - кредитные организации │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Банк России осуществляет перевод денежных средств через свои│

──>│структурные подразделения: головное хранилище и │

│межрегиональные хранилища, головные расчетно-кассовые │

│центры, операционные управления и отделения в составе │

│территориальных управлений Банка России, полевые учреждения │

│Банка России, которым присвоен банковский идентификационный │

│код (БИК) участника расчетов │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Перевод денежных средств осуществляется через систему │

│банковских электронных срочных платежей (далее - БЭСП) │

│в режиме реального времени (далее - сервис срочного │

──>│перевода) и через системы внутрирегиональных электронных │

│расчетов (далее - ВЭР) и межрегиональных электронных │

│расчетов (далее - МЭР), а также с применением почтовой и │

│телеграфной технологии (далее - сервис несрочного перевода) │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Критерий участия в платежной системе Банка России - наличие │

──>│банковского (корреспондентского) счета (субсчета) участника │

│платежной системы в Банке России │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных │

│средств, находящихся на банковском (корреспондентском) счете│

│(субсчете) клиента Банка России и Банке России, для │

──>│кредитной организации (ее филиала) с учетом внутридневного │

│кредита, если по соответствующему корреспондентскому счету │

│(субсчету) кредитной организации (ее филиала) Банком России │

│установлен лимит внутридневного кредита и кредита овернайт │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

Взаимодействие между Банком России и клиентами Банка России при предоставлении им операционных услуг, услуг платежного клиринга и расчетных услуг осуществляется с основными клиентами Банка России (кредитными организациями) на основании договора банковского счета, с иными клиентами Банка России, не являющимися участниками платежной системы Банка России, на основании договора об обмене электронными сообщениями. Предоставление указанных услуг осуществляется посредством использования распоряжений в электронном виде и (или) на бумажном носителе.

Требования безопасности для обеспечения защиты информации в платежной системе устанавливают Правительство РФ и Банк России. Они же осуществляют контроль выполнения этих требований (ст. 27 Закона о платежной системе).

Соответствующее Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе", раскрывающее состав требований к защите информации, вступило в силу 1 июля 2012 г. Банк России также издал ряд документов (Положение от 09.06.2012 N 382-П и указание от 09.06.2012 N 2831-У) по рассматриваемой тематике, в которых определил требования к безопасности информации при переводе денежных средств и требования к отчетности по этому вопросу.

Данные документы определяют не только информацию, которая должна подлежать защите, но и момент совершения действий участниками платежной системы, когда должна обеспечиваться соответствующая защита информации, а также с помощью каких организационных и технических мер обеспечивается эта защита, конкретизируется состав требований, предъявляемых непосредственно к участникам платежной системы - операторам по переводу денежных средств, банковским платежным агентам (субагентам), операторам услуг платежной инфраструктуры. Распределение обязанностей по определению порядка обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств возлагается на оператора платежной системы. Таким образом, с принятием вышеназванных нормативных актов Банка России созданы необходимые предпосылки для формирования системы безопасности в национальной платежной системе.

Порядок обеспечения защиты информации при установлении Банком России отношений с иностранными кредитными организациями устанавливается в соответствии с договорами счета и международными банковскими правилами. Банк России также осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе, имеет право применять к поднадзорным организациям меры принуждения.

Механизмы (процедуры) перевода средств в платежной системе определяются не только Законом о платежной системе, но и правилами платежных систем. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандарты платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечение).

Для того чтобы оказывать услуги по переводу денежных средств, почтовому переводу и приему платежей, платежной системе нужны действующие лица: центры (операторы услуг платежной инфраструктуры) - операционный центр, платежный клиринговый центр, расчетный центр; оператор - по переводу денежных средств, электронных денежных средств; агенты - банковский платежный агент, банковский платежный субагент.

Закон о платежной системе называет субъектов и участников национальной платежной системы: оператор платежной системы (ст. 15); оператор услуг платежной инфраструктуры (ст. 16); участники платежной системы (ст. 21).

9.2. Субъекты и участники национальной платежной системы

Для обозначения круга лиц, принимающих участие в функционировании национальной платежной системы, Закон о платежной системе содержит такие понятия, как "субъекты национальной платежной системы" и "участники платежной системы".

Законом о платежной системе не используется термин "субъекты платежной системы" для обозначения совокупности организаций, взаимодействующих в рамках отдельных платежных систем. Однако в Положении о бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах <1> Банк России оператора платежной системы, привлеченных им операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы совместно именует субъектами платежной системы.

--------------------------------

<1> Положение Банка России от 31.05.2012 N 379-П "О бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах".

Субъекты платежной системы - это организации, которые обеспечивают бесперебойность функционирования платежной системы: операторы платежной системы, привлеченные ими операторы услуг платежной инфраструктуры и участники платежной системы.

Исходя из приведенного определения организации, являющиеся операторами по переводу денежных средств и операторами электронных денежных средств, относятся к участникам платежной системы, т.е. имеют "двойной" правовой статус в рамках платежной системы.

Участники платежной системы - это организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств: оператор по переводу денежных средств (в т.ч. электронных); банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты (индивидуальный предприниматель может получить этот статус наравне с организацией); организации федеральной почтовой связи (услуги почтового перевода).

По общему правилу, если лицо в целях оказания услуг по переводу денежных средств присоединилось к правилам платежной системы, оно становится участником платежной системы.

Кроме операторов по переводу денежных средств и операторов электронных денежных средств, в качестве участников отдельных платежных систем в Законе о платежной системе (п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 21) также указаны: организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности"; страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности; органы Федерального казначейства; организации Федеральной почтовой связи; центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы; международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки. Указанные лица не являются носителями правовых статусов "оператор по переводу денежных средств" и "оператор электронных денежных средств", а располагают более общим правовым статусом участника платежной системы.

Субъекты национальной платежной системы - это вся совокупность операторов платежной системы, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операторов услуг платежной инфраструктуры (операционный центр, платежный клиринговый центр, расчетный центр).

Оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные Законом о платежной системе.

Оператором платежной системы может быть только организация, в том числе кредитная, включая Банк России, Внешэкономбанк. Главное требование - организация должна быть создана в соответствии с российским законодательством - в этом проявляется национальный характер системы. В обязанности оператора платежной системы входит: определять правила системы; контролировать их соблюдение участниками системы и операторами услуг платежной инфраструктуры; привлекать операторов услуг платежной инфраструктуры; вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры; контролировать оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы; системно оценивать и управлять рисками в платежной системе; обеспечивать возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

Если оператор не является кредитной организацией, он обязан привлечь в качестве расчетного центра кредитную организацию, которая не менее одного года осуществляет перевод денежных средств.

Организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установлены Банком России, с приложением соответствующего пакета документов. Если организация не является кредитной, она должна соответствовать ряду дополнительных требований, например обладать чистыми активами в размере не менее 10 млн. руб. (п. 9 ст. 15 Закона о платежной системе).

Оператор по переводу денежных средств - это субъект национальной платежной системы, организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств.

Операция по переводу денежных средств может быть проведена через банковский счет или без такового.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о платежной системе операторами по переводу денежных средств являются: кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, Банк России, Внешэкономбанк.

Кредитная организация (оператор по переводу денежных средств) может привлечь к деятельности по переводу банковского платежного агента - юридическое лицо (некредитную организацию) или индивидуального предпринимателя. Агент может переложить свою работу на плечи банковского платежного субагента, если на то получено согласие оператора. Все эти лица взаимодействуют между собой на договорной основе.

Банковский платежный агент - юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией и участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с операторами по переводу денежных средств.

Банковскому платежному агенту поручается принятие от физического лица наличных денежных средств с зачислением их на специальный банковский счет, а также выдача физическому лицу наличных денежных средств (в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов); предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств (п. 4 ст. 3 Закона платежной системе).

Банковский платежный субагент - юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом и участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с банковскими платежными агентами.

Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей от физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Платежные агенты принимают платежи в оплату товаров (работ, услуг), в том числе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании заключенного с поставщиком товаров (работ, услуг) договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, действуя от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика (п. п. 4 - 5 ст. 2 ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").

Кредитные организации вправе привлекать агента, если агент одновременно выполняет следующие условия: действует от имени оператора по переводу денежных средств; проводит идентификацию клиента - физического лица, его представителя, выгодоприобретателя при переводе денежных средств без открытия банковского счета (в случаях, когда это требуется в соответствии с законодательством); для зачисления наличных денег, полученных от физических лиц, использует специальный банковский счет или счета; выдает кассовый чек для подтверждения принятия или выдачи наличных денег; предоставляет физическим лицам необходимую информацию; применяет платежные терминалы и банкоматы в соответствии с требованиями законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Агенту может быть разрешено привлекать субагента, если этот субагент одновременно выполняет следующие условия: действует от имени оператора по переводу денежных средств; проводит операции, не требующие идентификации физического лица в соответствии с законодательством; не привлекает себе другого субагента; для зачисления наличных денег, полученных от физических лиц, использует специальный банковский счет или счета; выдает кассовый чек для подтверждения принятия или выдачи наличных денег; предоставляет физическим лицам необходимую информацию; применяет платежные терминалы и банкоматы в соответствии с требованиями законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Оператор электронных денежных средств - это кредитная организация, а также небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов.

Для данной категории операторов (банковских и небанковских кредитных организаций) действует уведомительный порядок получения соответствующего статуса и установлены требования, без выполнения которых проведение операций по переводу электронных денежных средств запрещается (п. 4 ст. 12 Закона о платежной системе).

В уведомлении о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств указываются: наименование, место нахождения, номер лицензии на осуществление банковских операций; виды предоставляемых клиентам электронных средств платежа; организации, привлеченные им для оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга, если такие организации привлекаются.

Помимо уведомления Банка России, оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, урегулировав:

- порядок своей деятельности, связанной с переводом, в том числе при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги, услуги платежного клиринга;

- порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и их использования; обеспечения бесперебойности переводов;

- порядок рассмотрения претензий и оперативного взаимодействия с клиентами; обмена информацией при осуществлении переводов.

Особенности функционирования платежной системы Банка России (схема 14). - student2.ru Работа любого оператора по переводу денежных средств, помимо обязательных для исполнения правил осуществления перевода электронных денежных средств, регулируется договорами, заключаемыми с клиентами и другими операторами по переводу денежных средств

Перевод денежных средств происходит за счет средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия счета.

Оператор услуг платежной инфраструктуры - операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр.

Оператором услуг платежной инфраструктуры могут стать кредитная организация, Банк России, Внешэкономбанк и организация, не являющаяся кредитной. Требование о том, что организация должна быть создана в соответствии с российским законодательством, не установлено.

Деятельность оператора платежной инфраструктуры основывается на правилах платежной системы и его договорах с участниками платежной системы и другими операторами услуг платежной инфраструктуры.

Требования, предъявляемые к операционному, платежному клиринговому и расчетному центрам, различны.

Операционный центр создается для того, чтобы обеспечивать обмен электронными сообщениями между участниками платежной системы; участниками платежной системы и их клиентами, платежным клиринговым центром, расчетным центром; платежным клиринговым центром и расчетным центром. При этом операционный центр отвечает за использование информационно-коммуникационных технологий, от которых зависит работа платежной системы, в соответствии с правилами.

Правилами и договором об оказании операционных услуг может быть предусмотрена обязанность операционного центра обеспечить гарантированный уровень бесперебойности оказания операционных услуг в течение определенного времени.

Платежный клиринговый центр создается, чтобы передавать расчетному центру от имени участников платежной системы их распоряжения, подлежащие исполнению. В платежной системе может быть несколько платежных клиринговых центров.

Платежный клиринговый центр, выступающий плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы, получил название центрального платежного клирингового контрагента. Эту роль могут выполнять кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк.

Обязанности центрального платежного клирингового контрагента:

1) иметь достаточно денег для исполнения своих обязательств либо обеспечивать исполнение своих обязательств, в том числе за счет гарантийного фонда, в размере наибольшего обязательства, по которому центральный платежный клиринговый контрагент становится плательщиком, за период, определяемый правилами платежной системы;

2) ежедневно осуществлять контроль за рисками неисполнения (ненадлежащего исполнения) участниками платежной системы своих обязательств по переводу денежных средств, применять в отношении участников платежной системы, анализ финансового состояния которых свидетельствует о повышенном риске, ограничительные меры, включая установление максимального размера платежной клиринговой позиции, и предъявлять требования о повышенном размере обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств.

Расчетный центр. Роль расчетного центра могут выполнять кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк.

Расчетный центр исполняет поступившие от платежного клирингового центра распоряжения участников платежной системы путем списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы и (или) банковскому счету центрального платежного клирингового контрагента (при его наличии).

Организации федеральной почтовой связи входят в состав национальной платежной системы, оказывая платежные услуги, в качестве ее участника. Они оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями ФЗ "О почтовой связи". Участниками платежной системы организации федеральной почтовой связи становятся после того, как присоединились к правилам. Банк России вправе запрашивать и получать от этих организаций информацию об осуществлении ими почтовых денежных переводов, за исключением сведений, отнесенных к тайне связи.

Почтовый перевод - это услуга, оказывая которую организации федеральной почтовой связи принимают, обрабатывают, перевозят (передают), доставляют (вручают) деньги с использованием сетей почтовой и электрической связи (ст. 2 Закона "О почтовой связи").

Организации федеральной почтовой связи осуществляют следующие категории переводов <1>:

--------------------------------

<1> См. подробнее: приложение N 4 к Приказу ФГУП "Почта России" от 13.03.2007 N 81-п "Об утверждении бланков почтовых переводов денежных средств"; Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи".

- прием перевода от отправителя наличными денежными средствами с выплатой перевода получателю наличными денежными средствами;

- прием перевода денежных средств от отправителя на расчетный счет подразделений Почты России с выплатой перевода получателю наличными денежными средствами);

- прием от отправителя наличными денежными средствами с выплатой на расчетный счет получателя.

Такие участники платежных систем, как профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности, не имеют в качестве основного (профильного) вида деятельности деятельность по оказанию платежных услуг, а также иных, связанных с нею услуг. Эти лица присоединяются к правилам платежной системы и становятся ее участниками в целях оказания услуг по переводу денежных средств, что необходимо для исполнения обязательств в рамках их основной деятельности.

Участники клиринга, органы Федерального казначейства, являясь участниками национальной платежной системы, участвуют в расчетах в рамках "альтернативных" систем.

Участник клиринга - лицо, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора об оказании клиринговых услуг.

Клиринг - определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств (ст. 2 ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности").

Неттинг (англ. netting) - часть клиринга, процесс, при котором денежные требования клиента засчитываются против его денежных обязательств (то есть взаимозачет в области денежного оборота). По результатам неттинга для каждого клиента определяется чистое сальдо - позиция (то есть остаток на величину денежных требований, если таковые превышали денежные обязательства, и наоборот).

Платежные и клиринговые системы имеют принципиальные различия <1>. Согласно Глоссарию терминов, используемых в платежных и расчетных системах (утв. Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, Базель, Швейцария, март 2003 г.) <2>, платежная система состоит из ряда инструментов, банковских процедур, которые включают в том числе процедуры клиринга.

--------------------------------

<1> См.: п. 2.2.1 информации Банка России "Платежные системы в России" // Вестник Банка России. 2003. N 64.

<2> Глоссарий терминов, используемых в платежных и расчетных системах (утв. Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, Базель, Швейцария, март 2003 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Клиринговая система - набор процедур, посредством которых финансовые учреждения представляют и обмениваются данными и/или документами, относящимися к переводам денежных средств или ценных бумаг другим финансовым учреждениям в одном месте (клиринговой палате). Часто эти процедуры также включают механизм подсчета двусторонних и/или многосторонних нетто-позиций участников, с целью упрощения расчета по их обязательствам на нетто- или нетто-нетто-основе, т.е. клиринговая система предназначена для передачи и проверки поручений о переводе, а также для выполнения иных процедур, включая неттинг (включает процедуры предоставления данных и обмена данными и (или) документами, относящимися к переводам денежных средств или ценных бумаг между финансовыми учреждениями через клиринговую палату, включая центрального контрагента) <1>.

--------------------------------

<1> Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки, инфраструктура: Монография / Под ред. А.В. Шамраева. М., 2014. Ч. 2; СПС "КонсультантПлюс".

Суть клиринга <1> с точки зрения платежной системы заключается в том, что денежные претензии участников клиринга погашаются их же денежными обязательствами посредством взаимного зачета; расчеты между участниками клиринга осуществляются одним платежом обычно один раз в день в виде сальдо входящих и исходящих платежей <2>. Платежные системы, согласно Закону о платежной системе, предназначены для оказания услуг по переводу денежных средств.

--------------------------------

<1> Правила о клиринге, установленные соответствующим Законом о клиринговой деятельности, не распространяются на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с Законом о платежной системе. См.: п. 2 ст. 1 ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности".

<2> Тарасенко О.А. Классификация расчетных небанковских кредитных организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 9. С. 86 - 91.

Федеральное казначейство является участником платежной системы Банка России, у него и его территориальных органов открыты банковские счета в подразделениях расчетной сети Банка России <1>. Это обусловлено тем, что в современных условиях денежное обращение невозможно вне банковской системы <2>.

--------------------------------

<1> См.: п. 2.2 Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 г. (одобрена решением Совета директоров Банка России от 16.07.2010, Протокол N 16).

<2> Альжанова А.Б. Субъекты финансовых правоотношений в области кассового исполнения бюджета: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 7.

Его правовое положение определяется Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", согласно которому в числе прочих полномочий Федеральное казначейство наделено полномочиями по осуществлению операций по кассовому исполнению федерального бюджета.

9.3. Понятие и способы расчетов

Действующее российское законодательство не содержит определения понятия "расчеты". Однако термин "расчет" в юридической литературе используется несколько десятилетий в целях обозначения процесса исполнения денежных обязательств.

Историческая справка. Одно из первых упоминаний расчета как юридической категории встречается в Декрете Совета народных комиссаров от 3 июля 1923 г. "Об отделах взаимных расчетов при учреждениях Государственного банка" <1>. Согласно п. 3 данного акта участнику расчетов открывался "условный текущий счет для взаимных расчетов".

--------------------------------

<1> Декрет Совета народных комиссаров от 3 июля 1923 г. "Об отделах взаимных расчетов при учреждениях Государственного банка" // СПС "КонсультантПлюс".

Современные словари и иные источники, содержащие информацию о способах исполнения обязательств, термин "расчет" представляют как идентичный термину "платеж". В юридической литературе действия по передаче (перечислению) денежных средств обозначаются терминами "осуществление расчетов" или "осуществление платежа".

В классических словарях, в частности у В.И. Даля <1>, "рассчитаться" означает "заплатить по счетам".

--------------------------------

<1> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. проф. Бодуэна де Куртенэ. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

Анализ употребления данного понятия в различных источниках позволяет сформулировать следующее определение.

Расчеты - перечисление (передача) денежных средств их "владельцами" на другие счета либо получателю во исполнение частноправового или публично-правового обязательства.

В данном случае понятие "обязательство" употребляется в значении любого правоотношения, предметом которого являются денежные средства. В таком значении это понятие используется и в Бюджетном кодексе РФ, и в Налоговом кодексе РФ.

Расчеты можно классифицировать:

от вида обязательств расчеты по гражданско-правовым обязательствам, расчеты по налогам и сборам, расчеты с бюджетом по неналоговым платежам, расчеты, связанные с исполнением бюджета, расчеты по оплате труда и некоторые другие
по субъектам расчеты юридических лиц, физических лиц, расчеты индивидуальных предпринимателей. Кроме того, выделяются расчеты с участием резидентов и нерезидентов, а также межбанковские расчеты
по валюте платежа рублевые расчеты и расчеты в иностранной валюте
по использованию особого инструмента расчеты с использованием банковских (платежных) карт

Расчеты в зависимости от требований законодательства и соглашения сторон в целях надлежащего исполнения денежного обязательства могут осуществляться тремя способами: путем наличных расчетов, безналичных расчетов и зачета встречных требований.

Наличные денежные расчеты - это расчеты, произведенные с использованием средств наличного платежа. Законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль.

Наличные денежные расчеты осуществляются путем личного вручения гражданину или внесения в кассу юридического лица соответствующей суммы наличных денег в виде банкнот и монет.

Расчеты без участия денежных средств (наличных, безналичных либо электронных) осуществляются путем зачета встречных однородных требований с использованием механизма, предусмотренного ст. 410 ГК РФ, либо посредством клиринга.

Безналичные расчеты - операции профессиональных финансовых посредников (банков, небанковских и других финансовых организаций) по получению или совершению исполнения (платежа) по поручению клиента или по своей инициативе любым безналичным способом путем совершения записей по соответствующим счетам.

Необходимое условие осуществления безналичных расчетов - открытие счета в кредитной организации (п. 3 ст. 861 ГК РФ). Именно использование банковского счета является ключевым признаком понятия "безналичные расчеты".

Особенности расчетов с участием физических лиц. Для физических лиц существует воз

Наши рекомендации