Фондовая биржа. Цели, задачи и направления деятельности фондовой биржи. Особенности создания фондовой биржи. Правоспособность фондовой биржи.
Фондовая биржа - это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.
Правоспособность биржи определяется целью ее создания .Целями деятельности биржи являются организация проведения операций на валютном рынке и рынке ценных бумаг и их производными, обеспечение необходимых условий для торговли иностранной валютой, ценными бумагами, определения их курса, осуществления регулярных операций на финансовом рынке.
Биржа для реализации целей, определенных уставом, осуществляет следующие виды деятельности:
- деятельность по организации финансовых рынков
- деятельность в области связи:
- деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи;
- профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам в составе следующих работ и услуг:
депозитарная деятельность;
клиринговая деятельность;
деятельность по организации торговли ценными бумагами.
Фондовая биржа должна быть образована в форме открытого акционерного общества.
Устав и правила биржи предусматривают, что членство в ней доступно для любого профессионального участника рынка ценных бумаг.
Членами фондовой биржи могут быть ее акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Операции на фондовой бирже могут осуществляться только ее членами.
Члены фондовой биржи имеют равные права.
Членами фондовой биржи не имеют права быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные должностные лица.
Банковские учреждения не могут совершать сделки на бирже, используя средства вкладчиков.
93. Понятие биржевой сделки. Виды биржевых сделок. Порядок разрешения споров по биржевым сделкам.
Биржевая сделка – дог-р купли-продажи, заключ уч-ми бирж торговли в отн-и бирж товара в ходе бирж торгов.
Заключаются в торговой сессии – п-д торг дня. Торг день - день, в кот на тов бирже проводятся бирж торги.
Могут относ сделки, заключ не в помещ биржи, а через комп сеть, связ с биржей.
Бирж сделка предст собой соверш уч-ми торгов в ходе бирж сессии и зарегистр биржей сделку, предметом кот явл допущенный к обращению на бирже объект и исполнение кот гарантируется биржей в соотв-и с правилами торговли.
Биржа самост выраб и утвержд п-к соверш сделок в торг зале, расчетов и учета по сделкам, различ правила и др документы, связ с деят-ю биржи.
На товар бирже могут заключ сделки, явл основанием:
1.возн-я пр и обяз-й в отн-и реал товара;
2.II-II-II с отсроч сроком его поставки (форвардные сделки);
3.возн-я пр и обяз-й, связ с заключ стандартных контрактов (фьючерсные сделки);
4.уступки прав на буд передачу пр и обяз-й в отн-и бирж товара, в т ч по стандартным контрактам (опционные сделки).
Могут заключ также иные сделки в отн-и бирж товара, предусм правилами бирж торговли товарной биржи.
Бирж сделка счит заключ с момента ее рег-и тов биржей, если иное не предусм правилами бирж торговли тов биржи.
Сделки, заключ на тов бирже, но не соотв треб-м зак-ва, не явл биржевыми.
Бирж сделка оформл дог-м купли-продажи по установл тов биржей форме.
Фиксируются информац торг системой товарной биржи.
Мб изменена или расторгнута в соответствии с законодательством.
Могут заключ сделки с предоставл обесп-я исполн-я обяз-в по бирж сделкам и без предоставл такого обесп-я.
Биржи в соотв-и с актами зак-ва в п-ке, опред уставом, утвержд пр-ла бирж торговли.
Споры рассм судом или арбитражной комиссией в соотв-и с соглаш сторон бирж сделки, если в соотв-и с зак-м стороны не выбрали иной п-к разрешения споров.
П-к рассм споров арбитражной комиссией опред регламентом арбитражной комиссии.
94.Банки и их роль в условиях рыночной экономики. Источники правового регулирования деятельности банков. Понятие банковского права.
Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном настоящим Кодексом, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, предусмотренные частью первой статьи 8 настоящего Кодекс. Услуги банков отличаются от других услуг предпринимательства, они появляются в результате глубокого анализа потребностей рынка, тщательно подготовлены, соответствуют перечню и технологии проведения банковских операций. Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразным, а с другой — удовлетворяющим финансовым потребностям рынка и отвечающим условиям максимальной доступности банковских услуг потребителям. Задачи банка как предприятия связаны с удовлетворением потребностей народного хозяйства и населения. Банки, в отличие от таких отраслей народного хозяйства, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства; они воздействуют на производство только им свойственными методами (выдача, возврат кредитов, процент)
Согласно ст. 12 БК банковская деятельность - совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, напр-ых на извлечение прибыли.
К актам банковского законодательства относятся:
законодательные акты Республики Беларусь;
распор-ия Президента РБ которые носят нормативный характер;
постановления Правительства Республики Беларусь;
нормативные правовые акты Нац банка РБ;
НПА, принимаемые Нац банком совместно с Правительством РБ или РОГУ на основании и во исполнение БК и иных зак. актов РБ.
Кроме того, к источникам банковского права относятся:
1) международные договоры, унифицированные правила, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты;
2) решения Конституционного суда РБ, постановления Пленумов Верховного Суда РБ и Высшего Хозяйственного Суда РБ;
3) акты союзов и ассоциаций кредитных организаций;
4) локальные акты кредитных организаций, внутренние акты Национального банка;
Обычаи делового оборота.
95.Банковская система в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь, банки, небанковские кредитно-финансовые организации
Банковская система РБ - составная часть финансово-кредитной системы РБ. Банковская система РБ является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки (ст. 136 Конституции РБ).
Финансово-кредитная система РБ кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации
Правовое положение Национального банка определяется БК и уставом.
Нац. банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Нац.банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные БК и иными зак. актами РБ.
Национальный банк - центральный банк и государственный орган РБ - действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
осуществляет эмиссию денег; регулирует денежное обращениерегулирует кредитные отношения; дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами; осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; осуществляет лицензирование банковской деятельности; и др.
Размер уставного фонда Нац банка - 250миллиардов белорусских рублей.
Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории РБ и за ее пределами.
Высшим органом управления Нац банка РБ является Правление Национального банка
Устав Нац банка РБ утвержден Указом Президента РБ от 13.06.2001 N 320.
Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Небанковская кредитно-финансовая организация - юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст. 14 БК, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
96. Статус банка, организационно-правовые формы банков. Порядок создания банков.
Банк - ЮЛ, им. исключит. право осущ. банковские операции Банк явл. ком. орг-ей, зарегис-ной в порядке, уст. БК, и им. на основании лицензии на осущ. банковской деят-и исключит. право осущ. в сов-ти банковские операции, предусм. БК.
Банк м созд-ся в форме акц-го общ-ва или унит. предп-ия.
Банк для осущ. его уставных целей по соглас. с Нац. банком вправе выступ. учред-ем (уч.) ком. орг-ий. Банк им. устав, утвержд. в порядке, уст. закон-ом РБ для ЮЛ соответ-ей организ.-прав. формы.
В уставе банка д сод-ся:1)наимен. банка;2)указ. на его организ.-прав. форму;3)сведения о месте нахождения банка;4)перечень банковских операц., а также видов деят-и, кот. будут осущ. банком, если их указание предусм. актами закон-ва РБ;5)сведения о размере уставного фонда;6)сведения об органах управл.я, в тч испол-ых органах и органах внутр. контроля, о порядке образ. этих органов и их полномоч.
Банк д им наим-е, соответ-е треб-ям закон-ва РБ. Наим-е банка д- содержать указ- на характер деят-и этого банка посредством исп-ия слова "банк", а также на его организ—прав- форму. ЮЛ, зарегистр. на тер. РБ в уст. порядке, не м исп-ть в св. наим-и слово "банк", за исключ. ЮЛ, получ. от Нац. банка лицензию на осущ. банковской деят-и.
При создании банка мин. размер его уставного фонда д б сформирован из ден средств. Для форм-я уставного фонда банка мб исп-ны только собственные ср-а учред. банка, а для увелич. уставного фонда банка - собственные ср-а(приобрет. закон. способом ден. ср-а или ин. имущ., принад-ие им на праве собст-и либо в силу ин. вещного права) уч. (собст-а имущ.) банка, ин. лиц и (или) банка.
Гос. органом, осущ. гос-ю рег-ю банков, явл. Нац. банк. Доходы, получ. в рез-те осущ. банковской деят-и без гос-й рег-и и взыск. в уст. порядке, напр-ся в респ. бюджет.
Гос-й рег-и подлежат:1вновь созд. (реорг-ые) банки; 2изм. и (или) доп., вносимые в учредит. док-ты банков.
Реш. о гос-ой рег-и банка или об отказе в его рег-и приним Прав-м На. банка.
Нац. банк в случ. принят. реш. об отказе в гос-й рег-и банка уведомляет об этом его учр-й в письмэ форме в 15д срок со дня принят. такого реш. с указ. причин отказа.
Банк приобр-т право на осущ. банковской деят-и со дня получ. лицензии на осущ. банковской деят-и. В лицензии указ. перечень банковских операц., кот. банк вправе осущ.
Нац. банк выдает одновременно со свидетельством о гос-й рег-и банка лицензию на осущ. банковской деят-и с указ. в ней перечня банковских операций, кот. банк вправе осущ.
97.Пор-к открыт-ия обособл подразд-ий банков.Филиалом (отделением) банка явл-ся его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банк-их операций, предусм-ых лицензией на осущ-ие банковской деят-сти. Филиал банка не является юр лицом и осуществляет свою деят-сть на основ-ии полож-ия, утвержд создавшим его банком. Положение о филиале банка д соответств-ть треб-м зак-ва РБ и уставу банка. Перечень филиалов банка прилагается к уставу банка. Имущество филиала банка формируется путем передачи ему банком части имущ-ва. Филиал банка д. иметь в своем наименовании указание на то, что он является филиалом создавшего его банка. Руководитель филиала банка назнач-ся руков-м банка, создавшего этот филиал, если иное не предусмотрено уставом, и действ-т на основ-ии выданной ему в установл пор-ке доверенности. Филиалы банка на тер-ии РБ считаются созданными со дня получения согласия на их создание в Нац банке. Для создания филиала банк в 30днев срок со дня принятия соответств реш-ия обязан представить в Нац банк:заявление;выписку из протокола общего собрания участников банка о принятии решения (решение собственника имущества банка) о создании филиала банка, если ин не предусмотрено уставом;полож-е о филиале банка, утв уполномоч орг-м банка;анкеты кандидатов на должности руководителя, глав бух-а филиала банка;перечень создаваемых банком филиалов, оформленный в виде приложения к уставу.Вопрос о создании филиала банка дб рассмотрен Нац банком в 30днев срок со дня подачи указ-х док-в. О принятом решении Нац банк уведомляет банк в пис форме в 3дня. Нац банк в 15днев срок после дачи согласия на создание филиала банка сообщает данные о его создании в налог орг и орг гос статистики. Об изм-х и дополнениях, вносимых в положение о филиале банка, банк уведомляет Нац банк в 30днев срок. Нац банк впр отказать в создании филиала банка:1)убыточн-ть банка в теч-ии послед 3 мес до дня подачи необход-х док-в на создание2)невыполнения банком нормативов безопасного функционирования в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для создания его филиала (отделения);3)несоответствия положения о филиале банка треб-м зак-ва РБ и уставу банка;4)нарушения установл пор-ка его создания;5)несоотв-ия канд-в на должности руководителя и глав бух-а филиала банка квалификац-м треб-м и треб-м к делов репутации, предъявл к ним.Если нет согласия Нац банкана создание, то деят-ть филиала запрещена.Отказ на создание по мотивам нецелесообразности создания не допускается. Отказ в даче согласия мб обжалован в хоз суд. Банк, его филиалы (отделения) могут создавать структурные подразделения (центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, осуществляющие расчетное и (или) кассовое обслуживание клиентов, обменные пункты и др.), не имеющ самостоятельного баланса. Филиалы банка также м создавать отделения филиала как структурные подразделения филиала. Структ подразделения, создаваемые банком, его филиалом, впр осуществлять расчетное и кассовое обслуживание клиентов, валютно-обменные и ин операции. Банк информирует Нацбанк о создании структ подразделений в 5дневный срок.
Представительством банка является его обособл подразделение, расположенное вне местанахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту. Банк после предварительного уведомления Нац банка открывает на тер-ии РБ представительства в порядке как и филиалы. Перечень представительств банка прилагается к уставу банка.