Оптимизация движения материальных потоков в логистических системах

Основной целью оптимизации движения финансовых потоков в логистике является обеспечение движения материальных потоков (потоков услуг) финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужныесроки с использованием наиболее эффективных источников финансирования, т.е. в соответствии с логистическим правилом «семи Н». (Обеспечение нашего потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами). Это достигается двумя основными путями: своевременным поступлением на предприятие средств в объеме, необходимом для финансирования дальнейшей его деятельности; обеспечением эффективного расходования средств, приносящего прибыль и согласованного с миссией предприятия. Оптимизация финансовых потоков складывается из управления стадиями логистического финансового цикла: закупочной, производственной, распределительной деятельностью. Для каждой схемы движения материальных ресурсов может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риску. В качестве инвесторов и кредиторов привлекаются финансовые институты, сторонние предприятия, потребители, государство, иностранные лица, каждый из которых предлагает ресурсы на разных условиях. Рассчитав момент возникновения дефицита в финансах, возможно привлечь ресурсы в нужном объеме и в требуемый срок и вернуть их при получении достаточного дохода.

Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного или нескольких ключевых показателей эффективности логистики. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких ключевых показателей.

Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.

В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание отводится производству конкурентоспособной продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т. п.

Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.

Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.

Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий.

Для создания эффективной системы и успешного осуществления логистической деятельности необходимо тщательное и качественное планирование конъюнктуры рынка, работы производственных, снабженческо-сбытовых и транспортных звеньев, и т.д.

Логистическое планирование (в наиболее общем виде определяемое как процесс постановки целей и выбора путей их достижения) осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Стратегическое планирование связано с долгосрочным распределением ресурсов в логистической системе с целью обеспечения выполнения стратегических задач предприятия.

Известный американский специалист в области логистики Д. Дж. Бауэрсокс выделил четыре основных направления логистической стратегии, а именно:

1) минимальные общие издержки;

2) максимальный уровень обслуживания потребителей;

3) краткосрочная максимизация прибыли;

4) максимальное преимущество над конкурентами.

Каждая из этих стратегий содержит два основных компонента: издержки и качество обслуживания.

Однако разработка стратегии поведения фирмы в условиях логистики не завершает процесс планирования: стратегическое планирование генерирует цепочку оперативных планов, определяющих цели действия в оперативных ситуациях. На этапе разработки перспективного плана в соответствии с прогнозом развития производства и рынка определяется структура, мощность и направления материальных потоков, строится схема каналов их распределения, планируется перерабатывающая способность и размещение технического оснащения в регионе. С помощью стратегического планирования определяются необходимые уровни логистических услуг, размещаются узловые пункты хранения, рассчитываются уровни запасов на складах, составляются маршруты и выбираются оптимальные способы транспортирования.

Второй уровень планирования имеет краткосрочный характер и позволяет решать текущие проблемы; например, как отреагировать на резкое повышение транспортных тарифов, как выполнить недавно полученный заказ потребителя и т.д.

Для проведения стратегического планирования следует оценить предполагаемый объем материального потока, который будет проходить через логистическую систему, и на его основе планировать будущую деятельность. Эта оценка обычно дается в виде прогноза. Прогнозирование необходимо для обеспечения основной информацией при планировании деятельности всех функциональных подразделений, включая логистику, маркетинг, производство и финансы.

Основой для осуществления логистического планирования является прогнозирование изменений внешней среды. От степени точности прогнозов зависит адекватность создаваемой логистической системы реальным условиям и, в итоге, - успех (или неудача) компании на рынке. Приобретающее сегодня широкое распространение компьютерное моделирование логистических процессов значительно повышает степень реальности прогнозов и эффективность процесса планирования в целом.

Таким образом, с помощью стратегического планирования определяются цели и задачи логистической системы и находятся оптимальные способы их достижения. Детализация корпоративной стратегии осуществляется на тактическом и оперативном уровне. В дальнейшем для гарантированного выполнения поставленных задач необходимы контроль за функционированием логистической системы и, если необходимо, внесение корректировок в ее деятельность.

35. Финансовый рынок, необходимость и особенности его регулирования. Определение финансового рынка, его сегменты. Сущность, главная цель и принципы регулирования финансового рынка. Система органов регулирования финансового рынка Российской Федерации, сферы их компетенции. Причины жесткого государственного регулирования финансового рынка. Способы государственного регулирования и саморегулирования финансового рынка. Общественное регулирование финансового рынка.

Финансовый рынок(ФР) – это рынок,к-рый опосредует распр-ние фин.ресурсов м/у участниками экон-х отнош-ий. С его помощью свободные фин.ресурсы мобилизуются и направляются тем лицам, к-рые могут ими распорядиться наиболее эффективно.

Сегменты фин.рынка:

  1. Денежный р-к – это рынок, на к-ром обращаются наличные и безналичные деньги, а также краткосрочные фин.инструменты, выполняющие денежные ф-ции (чек,вексель).
  2. Кредитный – р-к, на к-ром происх.движ-е ссудного капитала, и его функц-ние в основном обеспечивают кред.орг-ции.
  3. РЦБ – р-к, к-рый обслуживает кредитные отнош-ия и отношения совладения с помощью ц.б.(векселя,облигации,сберег.сертификаты, депозитарные расписки, инвестиционные паи, акции).
  4. Валютный – р-к, на к-ром осущ-ся операции с валютными ценностями:

-ин.валюта;

-внешние ц.б.

Ин.валюта – ден.знаки (банкноты,казначейские билеты, монеты) иностр-х гос-в (группы иностр-х гос-в) + ср-ва на банковских счетах и в банковских вкладах в ден.ед-цах ин. Гос-в или м/нар-х ден-х или расчетных ед-цах ( у МВФ это SDR).

Внешние ц.б. – это все ц.б., кт не относятся к внутренним.

Внутренние ц.б. – эмиссионные ц.б. – с номин-ой ст-тью в валюте РФ и выпуск к-рых зарегистрирован в РФ, и иные ц.б., кт удостоверяют право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ( опцион эмитента)

5. Страховой р-к – это р-к, на к-ром осущ-ся предоставление/получение страховых услуг, и осн.участниками этого р-ка явл-ся страховщики и страхователи.

Фин.р-к может эфф-но выполнять свои ф-ции только если гос-во осущ-ет регулир-ие деят-ти его участников. Гос.регулир-ие фин.рынка(РФР) явл-ся важной частью экон. пол-ки гос-ва.

Регулир-ие фин.р-ка – это упорядочение деят-ти всех участников этого р-ка, а также их отд-х операций со стороны уполномоч-х на это органов.

ГЛ. ЦЕЛЬ рег-ия фин.р-ка – это создать условия д/устойчивого экон. роста, д/стабильности нац-ой валюты и привлечения сбережений.

Принципы РФР:

1. Принцип единства – при гос. рег-ии ФР разными органами не должно возникать противоречий.Выполнение этого принципа обеспечивается совместной разработкой и согласованием нормативных актов разными органами исполнит-ой власти

2. Принцип функционального рег-ия – разделение полномочий м/у разн.рег-щими органами в зависимости от отношений,к-рые они регулируют(независимо от вида орг-ции) – функциональный подход.

3. Принцип институц-го рег-ия – разделение м/у разными органами ф-ций по рег-ию разл.участников ФР. Компетенция гос.органов опр-ся по видам орг-ций,даже если они осущ-ют одинак.виды деят-ти или участвуют в одинак-х отнош-ях – институц-й подход.

4. Принцип мин-го гос.вмешат-ва и макс-го саморег-ия – гос-во рег-ет деят-ть субъектов фин.р-ка только в тех случаях, когда это абсолютно необх-мо.

В наст.время рег-ие Рос.фин.р-ка осущ-ет неск-ко гос.органов:

-Фед.служба по фин.рынкам(ФСФР)

-ЦБ РФ

-минфин

-фед.служба страхового надзора (ФССН)

Финансовый рынок
Денежный р-к Кредитный р-к РЦБ Валютный р-к Страховой р-к
ЦБ РФ ЦБ РФ ФСФР ФСФР ЦБ РФ МФ РФ ЦБ РФ ФСФР ФССН МФ РФ

Осн. Фед.органомисполнит.власти, к-рый рег-ет фин.р-к, явл-сяФСФР. Она создана в соотв-ии с указом президента в 2004г. ФСФР объединила ф-ции ,кт раньше выполняла фед.комиссия по РЦБ, также часть ф-ций мин-ва труда (пенс.сбережения), мин-ва фин-ов, мин-ва по антимоноп-ой пол-ке.

Субъекты рег-ия ФСФР:

ü Эмитенты ц.б.

ü Проф.участники РЦБ

ü Коллективные инвесторы

ü Саморегулируемые орг-ции(СРО)

Дополнит-ые субъекты рег-ия ФСФР:

Ø ФСФР переданы ф-ции, кт раньше выполняла комиссия по товарным биржам

Ø Товарные биржи включены в компетенцию ФСФР, т.к. на биржевом р-ке обращ-ся не факт.товары (нефть,драг.Ме, зерно), а контракты на них, т.е. производные фин.инструменты.

Ø В конце 2004г. Совместным реш-ем ФСФР,МЭРТ, мин-ва с/х и ФАС была создана комиссия по товарным биржам при ФСФР

Ø С 2005г. ФСФР уполномочена прав-вом РФ осущ-ть контроль и надзор за деят-тью бюро кред-х историй

Ø С 2006г. Прав-во уполномочило ФСФР осущ-ть проверки деят-ти жилищных накопительных кооперативов

Ø ФСФР осущ-ет м/нар-ные связи, взаимод-ет с органами власти иностр-х гос-в и м/нар-ми орг-циями в своей сфере деят-ти

Компетенция ЦБ РФ:

ЦБ РФ осущ-ет рег-ие ден-го,кред-го и вал-го р-ка ч/з рег-ие деят-ти основных их участников – кред-х орг-ций. Также БР в опр-ной степени осущ-ет рег-ие РЦБ – ч/з рег-ие деят-ти на нем кред-х орг-ций, рег-ие вал-х операций движения капитала, в т.ч. операций с внешними ц.б.

Компетенция МФРФ

Проведение пол-ки в обл-ти гос.и муниц. ц.б. МФРФ регистрирует эмиссию гос-х ц.б. РФ и субъектов РФ, а также муниц-х ц.б.

Компетенция ФССН:

-осущ-ет контроль и надзор в сфере страховой деят-ти

-она находится в ведении МФРФ.

Прав-во РФ осущет координацию деят-ти различных регулирующих органов.

Фин.р-к явл-ся одним из наиб.регламентированных р-ков. Необх-сть жесткого гос.рег-ия фин.р-ка обусловлена причинами:

  1. сложность отнош-ий м/у участниками р-ка
  2. масштабность фин.р-ка, т.е. на нем обращается большое кол-во разнообразных фин.инструментов и фин.продуктов с разл-ми хар-ками
  3. высокие риски, кт принимает на себя кажд.участник фин.р-ка.

Способы гос.рег-ия фин.р-ка:

I. Адм-ные

1) гос.регистрация выпусков и проспектов ц.б., а также контроль за соблюдением эмитентами предусм-ных в них условий и обязательств.

2) Лицензир-ие деят-ти проф.участников р-ка, запрещение и пресечение предпр-ской деят-ти на фин.р-ке без лицензии

3) Устан-ие обяз-х требований и стандартов деят-ти проф.участников ФР

4) Создание сис-мы защиты прав инвесторов и вкладчиков, контроль за соблюдением их прав эмитентами и проф.участниками ФР.

5) Налоговое рег-ие участников ФР

II. Экон-ие

1) ден-кред рег-ие

2) бюджетное рег-ие

3) управление гос. собственностью

Часть своих нормотворческих и контрольных ф-ций гос-во делегирует проф.участникам р-ка,кт объединены в СРО. Однако СРО создаются под контролем гос-ва (с одобрения ФСФР).

Цель создания СРО – обеспечить хорошие условия деят-ти проф.участников и обеспечить соблюдение ими этики на фин.р-ке. СРО явл-ся добровольными объединениями проф.участников ФР.

Способы саморег-ия:

  1. Нормативные – устан-ие правил проф.деят-ти на ФР.
  2. Экон-ие – развитие инфрастр-ры фин.р-ка.

При рег-ии ФР интересы его участников и гос-ва во многом совпадают. При реш-ии ?а о распр-ии полномочий м/у гос-вом и СРО гос-во стремится к снижениюцены рег-ияФР.

Цена рег-ия ФР – затраты времени и фин рес-сов участников р-ка (в т.ч. гос-ва), связанные с выполнением требований рег-ия.

Учитывая особенности ФР,примен-ся еще такой метод рег-ия, при к-ром д/реш-ия конкр-х ?ов формир-ся совместные рабочие группы, включающие в себя представителей гос.органов и участников ФР.

Также к внешнему рег-ию ФР можно отнести общественное рег-ие – воздействие общ-ва на участников ФР ч/з механизм общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики явл-ся причиной тех или иных регулирующих действий со стороны гос-ва или СРО.

36. Федеральная служба по финансовым рынкам России: функции, полномочия, права, обязанности и устройство. Основные функции ФСФР России. Полномочия ФСФР общего характера. Полномочия ФСФР по отношению к отдельным участникам финансового рынка.Права и обязанности ФСФР. Структура управления ФСФР. Порядок назначения руководителя ФСФР, его полномочия. Организационная структура ФСФР. Территориальные органы в структуре ФСФР, их полномочия. Порядок принятия решений ФСФР. Финансирование деятельности ФСФР.

Постановлением прав-ва РФ от 30.06.2004 № 317 утверждено «Положение о ФСФР»

Осн.ф-ции и полномочия ФСФР опр-ся прав-вом РФ.

Ф_ЦИИ ФСФР:

Принятые НПА в сфере ФР, т.е. нормотворческая ф-ция

Контрольи надзор в сфере ФР, т.е. контрольная ф-ция. Исключение составляют страховая,банковская и аудиторская деят-ть.

ПОЛНОМОЧИЯ ФСФР:

вносит в прав-во РФ проекты ФЗ-ов, НПА президента и прав-ва РФ.

Обобщает практику применения законод-ва и разраб-ет рекомендации по применению законод-ва в своей сфере деят-ти

Координирует деят-ть федер-х органов исполнит-й власти по ?ам рег-ия ФР

Обеспеч-ет раскрытие инф-ции в соотв-ии с зак-вом, а также создает общедоступную сис-му раскрытия инф-ции на фин.р-ке

Рассм-ет факты наруш-ия законод-ва о товарных биржах и принимает соотв-щие решения

Рассм-ет дела об адм-ных правонаруш-ях, отнесенных к компетенции фед. органа исполнит-й власти, уполномоченного в области РЦБ, а также применяет меры ответственности, устан-ые адм-ным зак-вом.

Направляет материалы в правоохр-ные органы и обращся с исками в суд, в т.ч. связ-ми с формир-ем и инвестир-ем пенс-х накоплений, о недействительности сделок с ц.б., ликвидации юр.лица, нарушившего зак-во о ц.б. и применении к нарушителям установленных зак-вом РФ

Организует проведение конкурсов по отбору специализированного депозитария и упраляющей компании д/заключения с ним договоров Пенсионным фондом РФ.

Организует прием граждан, обеспечвает рассмотрение обращений гр-н, принятие по ним реш-ий и направление заявителям ответов

Полномочия ФСФР по отнош-ию к:

ЭМИТЕНТАМ ЦБ.

Нормативно правовая ф-ция:

- утверждает стандарты эмиссии ц.б. и проспектов ц.б.

- устан-ет порядок гос.регистрации выпусков эмиссионных ц.б., их проспектов и отчетах об итогах их выпуска(искл – выпуски гос. и муниц-х ц.б., также облигаций Банка России)

- устан-ет нормы допуска ц.б. к публичному размещению

- устан-ет порядок допуска к первичному размещению и обращ-ию вне территории РФ ц.б.росс-их эмитентов

- устан-ет правила ведения учета и составл-ия отчетности

- опр-ет порядок провед-ия проверок эмитентов ц.б.

- устан-ет нормативы, обяз-ные д/соблюдения эмитентами ц.б., и правила их применения

Контрольно-надзорная ф-ия

- регистр-т выпуски эмиссионных ц.б., проспекты ц.б. и отчеты об итогах их выпуска (искл – выпуски гос. и муниц-х ц.б., также облигаций Банка России)

- ведет реестр эмиссионных ц.б.

- контролир.соблюд-е эмитентами закон-ва о ц.б., стандартов и требований

- пров.проверки эмитентов ц.б.

- по рез-там проверок выдает предписания и накладывает санкции

- обеспеч-т раскрытие инф-ции о зарегистрир-х выпусках ц.б.

ПРОФ,УЧАСТНИКАМ (ПУ)

Норм-правовая ф-я

- разраб.и утвержд. единые требов-я к правилам осущ-ния проф.деят-ти(ПД) с ц.б.

- устан-т обяз-ные нормативы, направленные на сниж-е рисков ПД на РЦБ

- устан-ет правила вед-я учета и сост-я отч-сти ПУ-ков РЦБ

- Опр-ет порядок лицензир-ия ПД на РЦБ

- устан-ет квлификац-ые требования к руков-лями сотрудникам ПУ-ков РЦБ

- опр-ет порядок провед-я аттестации, перечень предост-мых док-тов, кол-во и типы аттестатов, программы квалификац-х экзаменов и порядок их сдачи

- устан-ет порядок проведения проверок ПУ-ков РЦБ

Контр-надз. ф-я

- регистрир. Док-ты ПУ РЦБ

- лицензирует ПД наРЦБ

- осущ-ет аттестацию руков-лей и сотрудников ПУ-ков РЦБ в форме приема квалификац-го экз-на и выдачи квалиф-ного аттестата.

- контролир-т соблюд-е ПУ-мизаконод-ва о ц.б., станд-ов и требов-ий

- контрол-т порядок провед-я операций с ден.ср-вами и имущ-вом в целях противодействия легализации дох-в, получ-х преступным путем

- пров. проверки ПУ РЦБ

- выдает по рез-там проверок предписания и наклад-ет санкции

- обеспеч-т раскрытие инф-ции о ПУ РЦБ

- ведет реестр выданных, приостановленных и аннулир-х лицензий

К ИНВЕСТИЦ-М ФОНДАМ (ИФ)

Норм-прав.ф-я:

- устан-ет требов-я к стр-ре активов ИФ-ов

- опр-ет стандарты деят-ти ИФ и их УК(управл-х комп-ий)

Контрольно-надз.ф-я

- регистрир.док-ты специализир-х депозитариев ИФ

- регистрир. правила доверит-го управл-я ПИФами и измен-ия в них

- лицензир.деят-ть акционерных ИФ,(АИФ)деят-ть по управл-ию ИФ и деят-ть специализир-х депозитариев ИФ

- пров.проверки АИФ и УК ИФ

К НЕГОС ПЕНС,ФОНДАМ (НПФ)

Норм-прав.ф-я:

- устан-т порядок регистрации правил НПФ и изменений в них

- устан.стандарты раскрытия инфо и формы отч-сти НПФ

- стандарты деят-ти НПФи их УК на РЦБ

Контрольно-надзорная ф-я

- регистрир.правила НПФ и измен-ия в них

- регистрир.док-ты специализир-х депозитариевНПФ

- осущ-ет уведомительную регистрацию НПФ,подавших заявл-е об осущ-нии деят-ти страховщика по обяз-ному негос-му пенс-му страх-ию

- согласовывает реш-ия совета НПФ о реорг-ции и состав ликвидац-й комиссии НПФ

- соглас-т кодекс проф.этики специализир-х депозитариев, УК-ий и брокеров, заключивших дог-ры с Пенс.фондом РФ

- лицензир-т деят-ть НПФ, деят-ть по управл-ию НПФ и спец.депозитариев НПФ

- пров.проверки НПФ

Пров.проверки УК НПФ и выдает им предписания

- выдает предписания спец.депозитариям НПФ

К СРО:

Норм-прав.ф-я:

- устан-ет порядок выдачи разреш-ий на приобрет-е статуса СРО и порядок проведения проверок СРО

Контр-надзор.ф-я

- регистрир.док-ты СРО

- лицензир-т СРО

- контролир-тсоблюд-е СРО закон-ва о ц.б., станд-ов и требований

- осущ-ет проверки СРО

- по рез-там проверок выдает предписания и накладывает санкции

- ведет реестр СРО

- публикует сообщ-ияоб аннулир-ии лицензии СРО в СМИ.

ФСФР имеет право:

1) квалифицир-ть ц.б. и опр-ть их виды в соотв-ии с закон-вом РФ

2) запрашивать и получать сведения, необх-мые д/принятия реш-ий по ?амсв.компетенции

3) организовывать провед-е необх-мых расследований, испытаний,экспертиз,анализов и оценок,также научных исслед-ий по ?ам осущ-ния надзора в св. сфере деят-ти

4) давать юр и физ.лицам разъяснения по ?ам св. компетенции

5) создавать и ликвидир-ть св.территор-ые отделения, осущ-ть за ними контроль

6) создавать координационные,совещательные и экспертные органы в св.сфере деят-ти,в т.ч. межведомственные

7) пресекать наруш-е закон-ва в св.сфере деят-ти,применять меры ограничительного, предупредит-го и профилактич.хар-ра,чтобы не допускать или ликвидир-ть последствия наруш-ий

8) обмениваться конфиденциальной инф-циейс аналогичными органами иностр.гос-в

ФСФР обязана:

1) обеспечивать конфиденц-ть предост-мой ей инф-ции,за исклтой,кт раскрыв-ся в соотв-ии с закон-вом

2) при направл-ии запросов о предост-нии инфо мотивированно обосновывать необх-сть ее получения

3) осущ-ть регистрацию док-ов проф участников и СРО в теч-е 30 дней или предост-ть в этот срок мотивированный отказ в регистации

4) предост-ть в теч-е 30 дн.мотивир-ые ответы на запросы юр.лиц и граждан по ?ам св.компетенции

ФСФР не имеет права:

1) управлять гос.имущ-вом(искл – полномочия руков-ля по управл-ию имущ-вом ФСФР,закрепл на праве оперативного управл-ия)

2) оказывать платные услуги

3) устан-ть ф-ции и полномочия органов гос.власти местного СУ,кт не предусм-ны зак-ми

4) устан-ть огранич-ия прав гр-н,негос-х коммерч-х и некоммерч-х орг-ций

Руков-во ФСФР осущ-ет Прав-во РФ.

ФСФР явл-ся коллегиальным органом. Порядок образования и деят-ти коллегии ФСФР опр-ся Прав-вом РФФСФР возглавл.руков-ль,к-го назнач.на должность и освобождает от должности Прав-во РФ.Руков-ль ФСФРнесет персональную ответств-ть за выполн-е возложенных на службу полномочий.

Рук-ль ФСФР имеет до 5 заместителей,кт назнач-ся Прав-вом РФ по представлению руков-ля службы.

По предлож-ию руков-ля ФСФР Прав-во РФ (ПрРФ) м.создавать,реорганиз-ть,ликвидир-ть федер-ые гос.орг-ции и учрежд-ия,кт нах-ся в ведении ФСФР

Структурными подразд-ями явл-ся управл-ия по осн направл-ям деят-ти службы.ФСФР имеет до 9управлений, в состав к-рых вкл.отделы.Чтобы гос.регулир-е фин.р-ка было эффективным,необх-ма сис-ма реализации такого регулир-ия на всей территории РФ.В то же время ФСФР им.право в полн.мере осущ-ть регулир-е т-ко если она будет обладать необх-мой инф-цией о развитии р-ка в регионах.Такую сис-му д/ФСФР обеспеч-ют территор-ные органы (ТО).

ТО ФСФР – регион-ое отделение,кт действует на террит.неск-ких субъектов РФ на основании типового полож-ия «О ТО ФСФР»,утвержд-ое приказом ФСФР от 22.06.2006 №06-69/пз-н.

ФСФР руководит регион-м отделением и контролирует его деят-ть.Рег-ой отдел-е обеспеч-т выполн-е ф-ций по контролю и надзору, защите прав инвесторов,возложенных на ФСФР на соотв-щей территории.

Рег-ое отдел-е осущ-ет полномочия ФСФР на св.территории и направляет в ФСФР представления о приостан-ии действий или аннулир-ии лицензии ПУ-ка РЦБ.,участвует в сборе отч-сти участников ФР.

Рег-ое отдел-е ФСФР обеспеч-т организационно-технич.условия приема квалификац-х экзаменов,пересмотра рез-тов квалиф.экзаменов,прием док-ов д/проверки лиц на соотв-ие устан-ым квалиф-ымтребованиям,подготавливает и направляет представления на присвоение квалиф-ии, на регистр-ю,(перерегистр-ю,внесение изменений) в Реестре аттестованных лиц,вносит предлож-я в ФСФР об аннулир-ии квалиф.аттестатов и исключ-ии лиц из Реестра аттестованных лиц.

Рег-ое отдел-е предст-ет заключ-я и инфо по запросам ФСФР относит-но деят-ти эмитентов, инвесторов,ПУ-ков РЦБ,СРО и иных участников ФР.

Участвует в разраб-ке,реализации фед.и рег-х проектов и программ по развитию фин.р-ков и их инфрастр-ры.

Рег-ое отдел-е возглавл.руков-ль,назначаемый на должность и освобождаемый от нее руков-лем ФСФР.Рук-ль РО им.замов,назначаемых на должность и освобождаемых от нее руков-лем ФСФР.Кол-во замов рук-ля устан-ет ФСФР.

Структурн.подразд-ями рег-го отдел-я явл-ся отделы, в т.ч. территор-ые отделы д/осущ-ния св.полномочий и орг-ции деят-ти на террит.соотв-щего субъекта РФ.Рег-ое отдел-е явл-ся юр.лицом и имеет счета.

Т.о. ФСФР осущ-ет св.деят-ть непосредственно и чз св.террит.органы.При этом они взаимод-ют с др.фед.органами исполнит-ой власти,органами исполнит власти субъектов РФ, органами местного СУ,общественными объединениями и др.орг-циями.

Порядок принятия реш-ий ФСФР опр-ся Прав-вом РФ.

Финансир-е расх-в на содерж-е центр-го аппарата ФСФР и ее террит.орг-в осущ-ся за счет ср-в федер-го бюд-та,кт направл-ся на содерж-е федер-х орг-в исполнит.власти.ФСФР явл-ся юр.лицом и имеет счета.

37. Рынок ценных бумаг, его значение и функциональная структура. Участники рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в структуре финансового рынка. Место и роль рынка ценных бумаг в экономике. Первичный рынок ценных бумаг, его участники, цели изадачи функционирования. Вторичный рынок ценных бумаг, его характеристика. Взаимосвязь первичного и вторичного рынков. Эмитенты ценных бумаг: корпорации и государство. Инвесторы: индивидуальные и институциональные. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, депозитарии, фондовая биржа, клиринг, регистратор.

Для того, чтобы понять место и роль РЦБ в экономике, необходимо определиться со следующими понятиями: финансовый рынок, денежный рынок, рынок капиталов, РЦБ, фондовый рынок. Фин-й рынок-совокупность отношенй связанных с перераспределением ден-х рес-ов м/у субъектами хоз-я. В принятой отечественной и международной практике под финансовым рынком понимают денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных накоплений (до 1 г.), на рынке капиталов – средне- и долгосрочных накоплений.

РЦБ является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые кроме накоплений в форме ц.б. включают движение банковских кредитов. РЦБ охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов (ц.б.), которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.

Обычно РЦБ и фондовый рынок отождествляются, однако здесь имеется существенное различие: т.к. не все ценные бумаги ведут происхождение от денежного капитала, то РЦБ не может в полном объеме отнесен к финансовому рынку. В той части, в какой РЦБ основывается на деньгах как на капитале – он называется фондовым рынком и в этом своем качестве есть часть финансового рынка. Фондовый рынок образует большую часть РЦБ, остальное – рынок товарных ц.б. (товарные опционы и фьючерсы; коноссомент – это документ, который используется в международной практике на перевозку груза).

Т.о. РЦБ = фондовый рынок + товарный рынок ц.б.

Место РЦБ можно опред-ть исходя из следующего: привлечение ден ср-в корпораций может осущ-ться за счёт внутренних и внешних источников.Внутренние: амортизационные отчисления и прибыль, внешние: банковски ссуды и ср-ва полученые от выпуска цб. РЦБ – движение капитала в форме ц.б. (фиктивного капитала.) РЦБ – это специфический сегмент фин. Р-ка, охватывает отн-ия совладения (акции), отношения займа (облигации), отн-я по организации торговли активами (п.ц.б).

В общем виде РЦБ можно опр-ть как совок-ть экон-х отнош-ий его участников по поводу выпуска и обращения ц.б.

Первичный РЦБ – происходит первичное размещение ц.б. Целью первичного рынка является организация первичного выпуска ценных бумаг и его размещение. Задачи:привлечение временно свободных ден-х ресурсов, активизация фин-го рынка, сниж-е ур-ня инфляции. – фак. регулятором рын. экономики. Функции:организация выпуска ц.б.;размещение ц.б.;учет ц.б.;поддержание баланса спроса и предложения;трансформация отношений собственности. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Активными участниками этого рынка являются инвестиционные фонды и финансовые компании, а также различные посредники: фирмы, представительства, агентства, филиалы, занимающиеся куплей-продажей корпоративных ценных бумаг. Активно работают на первичном рынке коммерческие банки. Взаимосвязь перви-го и втор-го рынков.Перв-й РЦБ предполагает обязат-ое сущес-ие втор-го рынка.Вторичный РЦБ – рын., где осущ-ся обращ-ие ц.б. в форме перепродажи ранее выпущенных, уча-ми вторичного р-ка выступают фондовые посредники – спекулянты. Для обес-ия макс-и кур-й разницы рыночные спекулянты последовательно проводят игру на повышение и на понижение курса.. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения. Задачами развития вторичного рынка ценных бумаг в России являются: • повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц; • развитие новых форм финансовой практики; • совершенствование нормативно-правовой базы; • развитие инфраструктуры рынка; • соблюдение принятых правил и стандартов.

Участники РЦБ: Эмитент-это юр.лицо,группа юр.лиц,связанных м/у собой договором или органы гос выласти и местного самоуправления,несущие от своего имени обязательства перед инвесторами по осущ-нию прав,удостоверенных ц.б. Эмитент поставляет на фондовый рынок товар – ценную бумагу. Однако эмитент постоянно присутствует на рынке, так как должен нести от своего имени обязательства перед покупателями (инвесторами) ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ими. Кроме того, эмитент сам оперирует своими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу. Класс-ции эмитентов:

  • виды эмитентов как формы государственно-правового образования (государство, органы муниципальной власти, субъекты хозяйствования);
  • организационно-правовая форма эмитента (юридические лица, которые могут выпускать все виды ценных бумаг, разрешенных законодательством страны, кроме государственных ценных бумаг; лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, как правило, они выпускают векселя и чеки);
  • направления профессиональной деятельности эмитента (промышленные и торговые компании; коммерческие банки; инвестиционные компании и инвестиционные фонды; страховые компании, пенсионные фонды и другие институционные инвесторы);
  • инвестиционная привлекательность эмитента;
  • политика эмитента на рынке ценных бумаг (активная, рассчитанная на привлечение стратегических инвесторов, измельчение капитала, направленная на отечественный, иностранный капитал и т.п.);
  • национальная принадлежность эмитента (резиденты, нерезиденты).

Первенство среди рос-х эмитентов прочно удерживает гос-во.Важным фактором особой популярности ц.б. этого эмитента явл-ся его статус.Считается,что гос.ц.б. имеют нулевой риск,т.к. возможен крах банка,банкротство АО,но гос-во будет нести св.обязательства всегда,поскольку с ним ничего подобного произойти не может.Негос-ные структуры при выпуске ц.б.могут пользоваться поддержкой органов власти разл.уровней,к-рые могут выступать гарантами по этим ц.б. или устан-ть налоговые льготы.

Как эмитенты ц.б. АО ,относящиеся к производственному сектору качественно разделяются на приватизированные и вновь созданные.АО,возникшее в рез-те приватизации,как эмитент хар-ся низкой доходностью,информационной закрытостью,неопределенностью экон-х перспектив и слабой предсказуемостью показателей.Таким эмитентам необх-ма требуемая прозрачность,существенные колебания курсовой ст-ти их ц.б.

Инвесторы- лица, которые преобретают цб за свой счёт.(Различают: институциональных инвесторов-ЮЛ, индивидуальные нвесторы-ФЛ). Инвесторов можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее значимым считается их статус. Тогда инвесторов можно разделить на индивидуальные (физических лиц), институциональных (коллективных) и профессионалов рынка. Юридические лица, не имеющие лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве посредников, но приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счёт, составляют группу институциональных инвесторов.

Инвесторами выступают и профессионалы фондового рынка, осуществляющие весь комплекс операций на нём, но лишь в том случае, если они вкладывают собственные средства в ценные бумаги.

ПУ РЦБ- юр.лица,в т.ч. и кредитные орг-ции,а также граждане(физ.лица),зарег-ные в кач-ве предприним-лей и специализирующиеся на оказании услуг всем участникам фондового рынка. Виды проф.деят-ти:

- брокерская

- дилерская

- по управлению ц.б.

- по опр-нию взаимных обязательств(клиринг)

- депозитарная

- по ведению реестра владельцев ц.б.

- по орг-ции торговли на РЦБ.

Брокерская и дилерская виды деят-ти и деят-ть по управл-ию ц.б.явл-ся разновидностями посреднической деят-ти.Посредническая деят-ть-это деят-ть по обеспеч-ию взаимосвязи поставщиков и потр-лей капитала на РЦБ,а также по их обслуж-нию.

Брокером считают профессионального участника рынка ценных бумаг, который занимается брокерской деятельностью. Брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре». В качестве брокера могут выступать как физические лица, так и организации. В обязанности брокера всходит добросовестное выполнение поручений клиентов..

Дилером называется профессиональный участник рынка ценных бумаг (физическое лицо или организация), осуществляющий дилерскую деятельность. В Законе «О рынке ценных бумаг» определено, что «дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам». Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки.

Регистраторами на рынке ценных бумаг обычно называют организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр. Реестр владельцев ценных бумаг – это список зарегистрированных владельцев именных ц.б. с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг». Реестр нужен эмитенту в первую очередь для того, чтобы тот мог испо

Наши рекомендации