Экономическая сущность и виды инвестиций, инвестиционный процесс, инвестиционная деятельность: понятие и механизм осуществления.
Бюджетная, коммерческая и экономическая эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов.
Для оценки экономической эффективности инвестиционных проектов используются стандартизованные методы оценки. Основной целью оценки эффективности инвестиционного проекта является выявление соответствия результатов его реализации интересам и целям инвесторов и других участников инвестирования. Экономическая эффективность отражает потенциальную способность проекта сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить достаточный темп их прироста.
Эффективность проекта в целом может быть рассмотрена, как с точки зрения отдельного инвестора, так и с точки зрения народного хозяйства в целом. Коммерческая эффективность учитывает финансовые последствия реализации проекта. Показатели экономической (народнохозяйственной) эффективности характеризуют эффективность инвестиционного проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства. Народнохозяйственная эффективность отражает интегральный (общий) эффект в целом по стране, включающий эффект предприятия, реализующего проект, и бюджетный эффект.
Выбор различных проектов (вариантов проектов), в реализации которых участвует государство (регион), проводится по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта.
При расчете показателей народнохозяйственной экономической эффективности в состав результатов от реализации проекта включаются: конечные производственные результаты, выручка от реализации имущества и интеллектуальной собственности, социальные и экологические результаты, финансовые результаты (прибыль, налоги, амортизация).
Для оценки экономической эффективности проектов могут быть использованы различные критерии, позволяющие судить об экономической привлекательности проектов, о финансовых преимуществах одних проектов над другими. Такой анализ строится на определении различных показателей, которые являются интегральными.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов реализации инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект(Бt). Он определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с реализацией инвестиционного проекта:
Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов за весь срок реализации инвестиционного проекта или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.
Показатель бюджетного эффекта отражает лишь ту часть эффекта, которая поступает в бюджет. Другая часть эффекта поступает в распоряжение инвесторов и предприятия, реализующего инвестиционный проект.
Инвестиционный портфель: оценка управление.
Инвестиционный портфель.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности инвестор вкладывает средства в различные объекты инвестирования. Целенаправленно сформированная совокупность таких вложений, служащих для достижения конкретных инвестиционных целей, представляет собой инвестиционный портфель.
Венчурное финансирование инновационной деятельности
Инновационная деятельность.
Инновационные инвестиции – вложение капитала в новшества, обеспечивающие количественные и качественные улучшения производственной деятельности.
Инновацией называют конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта либо технологического процесса. Инновации зарождаются в сфере науки, затем проходят стадию технических изобретений, и лишь затем попадают в сферу производства, вызывая в нем прогрессивные преобразования.
Существует множество различных классификаций инноваций.
Так в зависимости от сферы деятельности различают:
· производственные инновации (направлены на создание нового или усовершенствованного товара либо технологического процесса),
· управленческие инновации (нововведения в сфере управления),
· экологические инновации,
· военные инновации,
· социально-политические инновации,
· государственно-правовые инновации,
· инновации в духовной сфере (нововведения в культуре, науке, образовании, этике, религии).
С точки зрения воздействия инноваций на развитие научно-технического процесса и производства различают:
· величайшие инновации приводят к кардинальным изменениям производственной структуры, модели управления, темпов экономического развития;
· радикальные инновации вызывают качественное изменение технологии и создание новых отраслей;
· принципиальные инновации, не оказывая влияния на исходный фундаментальный научный принцип, способствуют появлению новых технологий и смене поколений техники;
· усовершенствующие инновации позволяют существенно улучшить основные технико-экономические характеристики выпускаемой продукции на базе изобретений и ноу-хау;
· простые инновации способствуют поддержанию технико-экономических параметров техники и технологии производства.
С точки зрения технологических параметров инновации делят на:
· продуктовые инновации предполагают использование новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих, получение новых функций продукта;
· процессные инновации – это новые технологии и методы организации производства, более высокий уровень автоматизации.
Инновационная деятельность заключается в создании нового или усовершенствованного продукта либо технологического процесса, реализуемых с использованием научных исследований, разработок, научно-технических достижений. Эта деятельность направлена на использование результатов научных исследований в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям.
Виды инноваций.
К инновационной деятельности относят следующие виды деятельности:
· выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в целях создания нового либо усовершенствованного технологического процесса;
· проведение маркетинговых исследований и организация рынка сбыта инновационных продуктов;
· создание и развитие инновационной инфраструктуры;
· подготовка кадров для осуществления инновационной деятельности;
· приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;
· осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;
· осуществление испытаний, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий;
· период производства нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса до достижения срока окупаемости инновационного проекта;
· финансирование инновационной деятельности;
· иные виды работ, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационный процесс.
Инновационная деятельность тесно связана с понятием инновационного процесса, который представляет собой преобразование научного знания в инновации. Обычно процесс внедрения нововведений делят на три стадии:
· исследование, которое предполагает осуществление фундаментальных и прикладных исследований;
· полное освоение – освоение промышленного производства новых изделий, включающее научное и производственное освоение;
· расширенное производство новшества – промышленное производство в национальных масштабах.
Совокупность стадий и этапов, необходимых для создания и производства новой техники в целях удовлетворения возникших или будущих потребностей общества, лежащая в основе инновационного процесса, представляет собой инновационный цикл.
Формой целевого управления инновационной деятельностью считают инновационный проект. В основном, инновационный проект рассматривается как разновидность инвестиционного проекта, результаты реализации которого сопряжены с большим риском и неопределенностью. Обычно, доходность по инновационным проектам превышает доходность инвестиционных проектов, осуществляемых с использованием традиционных технологий. Инновационный проект может рассматриваться как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
Организация инновационной деятельности.
Многообразие инноваций обусловливает необходимость использования особых организационных структур и методов управления в целях внедрения нововведений на практике. В России наличествуют три основных канала внедрения инноваций:
· государственный сектор экономики, в основном, в качестве посредника между общественными потребностями и результатами фундаментальных исследований;
· крупные фирмы и корпорации, обладающие значительными объемами финансовых и прочих ресурсов, позволяющими воплотить результаты научных исследований на практике;
· малые инновационные фирмы, чья мобильность предполагает поиск новых идей, их оценку и воплощение в новом предприятии.
Венчурный капитал.
Одним из источников финансовых ресурсов, предоставляемых для расширения и модернизации производства, является привлечение венчурного (рискового) капитала. В основе деятельности рисковых инвесторов лежит финансирование относительно небольших, не связанных между собой (что обеспечивает рассредоточение риска) проектов в расчете на быструю окупаемость инвестиций без каких-либо гарантий или обеспечения. Единственной гарантией служит рассредоточение риска, а также самострахование - поэтапное финансирование проектов с увеличением вложений в случае успешной реализации идеи или немедленной приостановки инвестирования в случае неудачи.
Венчурные инвесторы вкладывают свои средства в расчете на получение значительной прибыли. Венчурные инвестиции осуществляются в форме приобретения части акций венчурных предприятий, предоставления ссуды либо в других формах. В основном венчурный капитал имеет форму акционерного капитала.
Венчурными фирмами считают небольшие предприятия, деятельность которых связана со значительной степенью риска продвижения их продукта на рынке. В своем развитии венчурное предприятие проходит ряд этапов.
На первом этапе происходит становление фирмы, и финансирование осуществляется преимущественно из средств основателей фирмы, их сбережений, личных займов и т.д., расходующихся на разработку продуктов, идея производства которых и привела к созданию фирмы.
На втором этапе, который длится около года, происходит создание прототипа новшества. На данном этапе осуществляется отбор представленных бизнес-планов, при этом положительное решение о финансировании принимается обычно лишь в отношении 1-6% поступивших предложений. В этот период в финансировании фирмы начинают принимать участие венчурные инвесторы.
Третий этап развития фирмы – этап расширения производства длится от 4 до 6 лет. На данном этапе фирме необходимы дополнительные средства в целях организации производства и реализации продукции, в чем и оказывают помощь рисковые инвесторы. При условии рентабельной деятельности фирмы, а также при наличии перспектив роста венчурные инвесторы выводят фирму - венчур на открытый рынок ценных бумаг. До вывода на рынок финансирование ее деятельности осуществляется за счет кредитов банков и небанковских структур.
Выход на рынок ценных бумаг осуществляется на четвертом этапе развития венчурной компании, когда она становится открытой, акции которой продаются широкой публике. Продаются как акции, выпущенные в период учреждения фирмы, так и дополнительно выпущенные акции. Но на рынок часто выходят только дополнительно выпускаемые акции, а иногда и контрольный пакет поступает все тем же рисковым капиталистам. Поэтому и после публичной котировки фирма рискового капитала может сохранять ведущую роль в руководстве фирмой - венчуром.
В основном, венчурные инвесторы ориентированы на прирост капитала, а не на дивиденды на вложенный капитал. В связи с этим, фирма должна быть ориентирована на расширение производства, что позволило бы ей рассчитывать на повышение курса своих акций после выхода на рынок ценных бумаг и обеспечить нужный доход инвестору.
Несмотря на высокий уровень возможных потерь по сравнению с традиционными видами финансовых операций, рисковый бизнес вознаграждается за счет высокой рентабельности производства, в которое он инвестирует.
34. Взаимосвязь логистики и финансов. Понятие, задачи и принципы финансовой логистики, её место в структуре логистической системы.Оптимизация движения материальных потоков в логистических системах.Финансовые стратегии предприятия с применением логистики.
Логи́стика — эффективное управление материальными (закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря) и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов.
Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.
Оптимизация движения материальных потоков в логистических системах во многом достигается за счет улучшения их обслуживания финансовыми потоками. Под финансовыми потоками понимается направленное движение денежных средств или ресурсов в логистических системах и между ними, необходимое для обеспечения материальных и информационных потоков. Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.
Финансовая логистика представляет собой систему управления, планирования и контроля над финансовыми потоками на основе информации и данных по организации материальных потоков. Применяется в основном в кредитно-финансовых организациях.
Обобщенно задачей управления финансовыми потоками в логистических системах является полное и своевременное обеспечение по объемам, срокам и источникам финансирования. Эти источники финансирования должны отвечать требованиям минимальной цены.
Перед финансовой логистикой стоят следующие задачи:
• изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования;
• определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским и межбанковским кредитам, по ценным бумагам и государственным облигациям;
• построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;
• установление последовательности и звеньев движения средств внутри бизнеса и проекта;
• координация оперативного управления финансовыми и материальными потоками.;
• формирование и регулирование свободных остатков на рублевых, валютных и бюджетных счетах с целью получения дополнительной прибыли от операций на финансовом рынке с применением высокодоходных финансовых инструментов;
• создание операционных систем обработки информации и финансовых потоков.
К принципам финансовой логистики относятся:
• саморегулирование для достижения сбалансированности поступления денежных ресурсов с движением материальных ресурсов, производства продукции и минимизацией производственных затрат;
• гибкость, связанная с возможностью внесения изменений в графики финансирования приобретения материалов, необходимых готовых изделий и при корректировке условия заказа со стороны потребителей или партнеров;
• минимизация производственных затрат при максимизации коротких циклов реализации проектов;
• интеграция процессов финансирования, снабжения, производства и сбыта в едином органе реализации проекта;
• моделирование движения денежных потоков от источников финансирования к исполнителям проектов с максимальной эффективностью;
• соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат;
• использование программ обеспечения и компьютерных сетей для управления финансами;
• надежность источников финансирования и обеспечения проекта финансовыми ресурсами;
• экономичность (через оценку не только затрат, но и "давления" на эти затраты);
• доходность при размещении денежных средств.
Функции банка
1. Аккумуляция средств. Она имеет ряд особенностей: банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства.
а) аккумулируемые денежные ресурсы используются не на свои, а на чужие потребности в порядке перераспределения средств;
б) собственность на аккумулируемые и производственные источники остается у первоначального кредитора;
в) аккумуляция средств - один из важнейших видов деятельности банка, на ее проведение требуется лицензия.
2. Регулирование денежного оборота. Благодаря системе расчетов, банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена оборота денежных средств и капиталов.
3. Посредническая. Через банки проходит денежный оборот, как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через банк осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому. Посредническая функция банков - это функция трансформации ресурсов, обеспечивающая более широкие отношения субъектов и сокращение рисков.
Пассивные операции ком.банка:
С помощью пассивных операций ком.банки формируют свои ресурсы.Суть их состоит в прведении операций,в рез-те к-рых увеличиваются банковские ресурсы. Пассивные операции играют первичную роль по отнош-ию к активным,т.к. для осущ-ния активных операций необходимым условием явл-ся достаточность ресурсов. Пассивные – мобилизация временно свободных д.с., кот. используют как ссудный капитал (для активных операций): вклады, долговые ц.б., формирование СК банка, кредиты ЦБ и МБК. Объем пассивных операций зависит от размера СК, накоплений населения.
Пасс.операции:
*прием вкладов(депозитов)
*открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов
*выпуск собств-х ц.б.
*получ-е межбанковских кредитов и кредитов ЦБ
*операции репо
*евровалютные кредиты.
Ресурсная база ком.банка – часть денежного р-ка,представленная совокупностью выведенных из кругооборота ден.ср-в хозяйствующих субъектов и ден.доходов населения,к-рые мобилизуются банком на условиях возникновения обязательств собственности и обязательств долга для дальнейшего размещения среди нуждающихся в дополнит-х ресурсах юр.и физ.лиц целью получения прибыли.
Эл-ты: -Собственные ресурсы банка; -привлеченные; -заемные; -эмитированные.
Стр-ра собств-х ресурсов:
*уставный капитал. Источником собственного капитала является акционерный капитал, образующийся путем выпуска акций банка, добровольных денежных и материальных взносов акционеров банка.
*добавочный капитал
*резервный фонд предназначен для покрытия возможных убытков от операций банка
*фонды спец.назначения
*нераспределенная прибыль - накапливание прибыли и инвестирование ее в некоторые типы активов (ссуды или инвестиции).
В структуре пассива баланса доля собственного капитала банка незначительна. Однако он должен быть достаточным для выполнения обязательств банка, защиты интересов его вкладчиков, предупреждения банкротства банка. Контролируя деятельность коммерческих банков, государство требует поддержания определенного уровня собственного капитала.
Привлеченные рес-сы формир-ся за счет привлечения ср-в клиентов ов вклады(депозиты),открытия и ведения расчетных,текущих,бюджетных счетов с зачислением на них сумм,поступающих в адрес их владельцев. Депозиты:1) физ лиц; 2) юр.лиц.
По форме назначения вклады:1) до востребования; 2) срочные- возврат вклада при наступлении опр.; 3) условные-возвращ-ся при наступлении опр-ных условий.
Активные операции- это операции по размещению собств-х,привлеченных и заемных средств с целью получения прибыли и поддержания ликвидности банка. К активным операциям банка относятся: краткоср. И долгоср.кредитование производственной,соц-ой, инвестиц-ой и научной деят-ти орг-ций;предост-ние потребительских ссуд населению;приобретение ц.б.;лизинг;факторинг;инновационное финансир-ие и кредитование;долевое участие ср-вами банка в хоз.деят-ти орг-ций;предост-ние сууд др.банкам.Класс-ция:1)По экон.содержанию: ссудные(кредитные)-операции по предоставлению(выдаче)ср-в заемщику на началах срочности,возврата и платности,связаны с покупкой векселей либо принятием векселей в залог; расчетные- операции по зачислению и списанию ср-в со счетов клиентов; кассовые-операции по приему и выдаче наличных денежных ср-в; инвестиционные и фондовые –операции по инвестированию банком своих ср-в в ц.б. и паи небанковских структур в целях совместной фин-хоз.и коммерч-ой деят-ти,также размещ-е ср-в в виде срочных вкладов в других кредитных орг-циях; валютные –оп-ции по купле-продаже ин.валюты и иных валютных ценностей,включая драг.металлы в монетах и слитках; гарантийные - операции по выдаче банком гарантии(поручительства) уплаты долга клиента 3-му лицу при наступлении опр.условий.2)по степени рисковости: рисковые и риск-нейтральные. 3) По хар-ру размещения ср-в:первичные(размещ-е ср-в на кор.счете,в кассе,выдача ссуд клиентам,др.банкам и др.),вторичные(отчисления ср-в в резервный и страховой фонды),инвестиц-ные(вложение ср-в банка в собств-й портфель ц.б.,в осн.фонды,участие в хоз.деят-ти др.орг-ций. 4)По Ур-ню доходности: приносящие доход и не приносящие доход.
Единство противоположностей – активно- пассивные операции банков. Посред-е операции (получение дохода без вложения собственных средств): расчетное обслуживание ЮЛ, ФЛ, КБ; кассовое обслуживание; брокерские операции с валютой; трастовые операции; аренда имущества; инфор-е обслуживание; банк-е гарантии; эмис-е (андеррайтер) услуги; депоз-е операции; брокерские операции с ц.б. Тенденции: снижении доли ссудо-сберегательных операций и увеличении объема операций с ц.б
Д-ды,р-ды и прибыль ком.банка явл-ся фин-ми результатами его деят-ти. Прибыль банка - это разница между его валовыми доходами и валовыми расходами.
Величина дохода зависит в первую очередь от объема кредитных вложений и инвестиций банка, размера процентной ставки по предоставленным кредитам и величины и структуры активов банка.
Основными источниками доходов большинства коммерческих банков являются:
1. Проценты, которые платят заемщики за пользование займами.
2. Доходы от проведения операции с иностранной валютой как в виде комиссионных за выполнение этих операций, так и в виде курсовой разницы. Эти доходы, как правило, значительны.
3. Доходы от операций с ценными бумагами. Поскольку фондовый рынок Украины только начинает формироваться, эти доходы банка пока еще незначительны.
4. Доходы от выполнения для своих клиентов широкого спектра услуг, таких как: предоставления гарантий, расчетно-кассовое обслуживание, трастовые, консультационные, аудиторские, лизинговые, факторинговые и тому подобное.
К расходам банка относятся:
*расх,связ-ые с осущ-нием непостредственно банковской деят-ти(% по счетам предпр-ий, орг-ций,срочным вкладам и депозитам и межбанковским кредитам)
*связанные с обеспеч-ем деят-ти банка,содерж-ем материально-технической базы и инвентаря
*создающие условия для проведения банковских операций(оплата услуг расч-кассовых центров,почтовые,телефонные услуги,по приобретению бланков,подписка на спец.издания,обучение сотрудников)
*связанные с имиджем банка,его продвижением на р-ке банковс.услуг,выполнением требований Банка России(представительские,на рекламу,командировки,маркетинговые,консультационные,аудиторские,отчисления в резервы ЦБРФ)
*на содерж-е аппарата управления,оплата труда работников,отчисления в Пенс.фонд,ФОМС,ФСС)
Осн.принцип деят-ти банка-коммерческий расчет,т.е. д-ды должны покрывать все текущие расходы и и создавать ср-ва для его дальнейшего развития.Опр-ние окончательных рез-тов деят-ти банка (прибыли или убытка) производится согласно реш-ию,принятому банком и закрепленному документально:ежемесячно,ежеквартально,по окончании года.В теч-е отч.года прибыль или убыток формир-ся нарастающим итогом.
Ликвидность коммерческого банка - способность коммерческого банка обеспечить своевременное погашение обязательств перед своими клиентами:
- за счет имеющихся у него денежных средств; или
- за счет продажи активов; или
- за счет привлечения дополнительных денежных ресурсов из внешних источников по приемлемой цене.
Ликвидность опр-ся степенью соответствия активов и пассивов банка по объемам и срокам. Для оценки совок.ликв-сти ком.банка нужно совокупно рассмотривать стационарную ликв-сть(«запас»),текущую(«поток») и перспективную («прогноз»). Ликвидность баланса есть составляющая часть ликв-сти банка.Баланс ком.банка должен обеспечивать пердставление данных аналит-го и синт-го учета в форме,приемлемойд/расчета совок-ной ликвидности банка.
Существуют следующие основные методы управления ликвидностью:
-управление активами — банк определяет пути размещения собственных и привлеченных средств таким образом, чтобы при минимальном риске получить максимально возможный доход, оставаясь при этом ликвидным;
- управление пассивами заключ-ся в создании такой структуры пассивов,в к-рой была бы снижена зависимость от неустойчивых источников В узком смысле управление ликвидностью через управление пассивами часто сводится к действиям, направленным на изыскание заемных средств по мере возникновения потребности в них для поддержания ликвидности;
-сбалансированное управление активами и пассивами — этот метод является применением портфельного подхода к управлению ликвидностью через согласованное управление активами и пассивами банка; достижение ликвидности,прибыльности,платежеспособности,к-рые обеспечат устойчивость и надежность работы банка в целом.
Для того чтобы предохранить себя от таких рисков как неожиданные изъятия вкладов или выдача крупной суммы ценному клиенту,банк должен позаботиться о том,чтобы в его распоряжении всегда были некоторые ликвидные активы,получившие название резервов.
Банковский риск — присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).
Получать прибыль можно только в случаях,если возможности понести потери(риски) будут предусмотрены заранее(взвешены) и подстрахованы.
Класс-ция:
В общем случае к рискам по произвольным банк.операциямотносят:
I. Кредитный- опасность неуплаты заемщиком основного долга и %-ов,причитающихся кредитору. Процентный- опасность потерь в рез-те превышения %-ных ставок,выплачиваемых ими по привлеченным ср-вам,над ставками по предоставленным кредитам. Валютный – опасность валютных потерь,связ-х с с изменением курса 1 из ин.валют по отнош-ию к другой,в т.ч. национальной валюте. Портфельный- возможность потерь на РЦБ. Риск упущенной возможной выгоды- риск наступления косвенного(побочного) фин.ущерба в рез-те неосущ-ния какого-либо мероприятия или остановки хоз.деят-ти
II. по типу банка. Специализир-ные банки несут риски по тем специфич-м банк.операциям,к-рые составляют направление их деят-ти.Отраслевые банки- в них необх-мо рассчитывать размер среднеотраслевого риска. Универсальные банки- учитывают все виды банковских рисков.
III. По сфере возникновения: риск стран; риск фин-ой надежности отд-го банка; риск отд-го вида банковской операции(неплатежа). Внешние(полит,экон,соц-ые) и внутренние (в основной и во вспомог-ой деят-ти).
IV. По методу расчета: комплексный(всего банка) и частный (отд.банковской операции или группе).
V. Степень риска: полный,умеренный,низкий.
VI. По распределению во времени: текущий,будущий,прошлый.
VII. По хар-ру учета операций: по балансовым операциям; по забалансовым.
VIII. По возможности управления :Открытые (не подлежат рег-ию); закрытые(можно регулир-ть).
Гл. задача управления рисковыми операциями- опр-ние степени допустимости и оправданности того или иного риска и принятия немедленного практического решения,направленного на использ-ние рисковых ситуаций,или выработку системы мер,снижающих возм-ть появления потерь от проведения той или иной операции. Осн.методы управления риском:
-использ-ние принципа взвешивания рисков
-учет внеш.рисков
-систематический ан-з фин-го состояния клиента банка,\; применение принципа разделения рисков
-политика диверсификации (широкого перераспределения кредитов в мелких суммах,предоставленноых большому количеству клиентов, при сохранении общего объема операций банка)
-выдача крупных кредитов только на синдицированной основе(разделение рисков по межбанковским соглашениям)
-использ-ние плавающих %ных ставок
-введение депозитных сертификатов
-расширение переучетных операций банков
-страхование кредитов и депозитов
-введение залогового права
-применение реальных персональных и «мнимых» гарантий.
Эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка (системы целей деятельности банка, ранжированных по значимости и ценности) и контроле за процессом ее реализации.
Существуют различные способы оценки эффективности деятельности банков и их отделений. Часто оценка функционирования финансовой организации основывается на информации о полученной прибыли и не учитываются такие нефинансовые показатели как эффективность и качество предоставляемых услуг.
Анализ рентабельности банковской деятельности построен на тесной взаимосвязи показателей процента прибыли и активов, отношения прибыли к капиталу, доли прибыли в доходах. Иными словами, банки с равными возможностями могут достичь разных результатов, и наоборот, одинакового уровня рентабельности могут добиться банки с существенными различиями в доходности активов и достаточности капитала.
Наиболее распространенным методом анализа банков является количественный анализ финансовых показателей, таких как число операций определенного вида, число счетов, число открытых счетов за определенный период, полученные доходы, произведенные расходы и т.п. Другим широко применяемым методом является анализ финансовых отношений (например, модели CAMEL).
Коэффициенты прибыльности часто используются для проведения сравнения результатов деятельности различных банков, для составления рейтингов банков. В частности, показатель прибыльности активов входит в состав показателей системы рейтинговой оценки деятельности банков CAMEL. При этом оценка уровня прибыльности активов производится с учетом уровня показателя достаточности капитала, достаточности резерва на возможные потери по ссудам, стабильности источников дохода и динамики коэффициента ROA во времени.
Для проведения сравнений коэффициентов прибыльности одного банка с показателями других банков можно использовать метод определения Х-эффективности или Х-неэффективности. Х-эффективность (неэффективность) отражает отклонение от предельного уровня эффективности (неэффективности), зависящего от способности (неспособности) менеджеров осуществлять эффективное управление и контроль издержек и прибыльности. Х-эффективность - это интервал между позицией анализируемого банка по определенному показателю и предельной величиной показателя. Предельная величина эффективности - показатель наиболее эффективно функционирующего банка.
Функции страхования
Категория финансов выражает свою сущность прежде всего через распределительную функцию. Эта функция находит свое конкретное, специфическое проявление в функциях, присущих страхованию – рисковой, предупредительной и сберегательной.
1)Главной, определяющей является рисковая функция, поскольку страховой риск, как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим хозяйствам или гражданам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. 2)Страхование выполняет также предупредительную функцию, связанную с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска. 3)Сбережение денежных сумм с помощью страхования на дожитие связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Тем самым страхование может иметь и сберегательную функцию.
4)Контрольная функция страхования выражает свойство этой категории к строго целевому формированию и использованию средств страхового фонда. В соответствии с требованием контрольной функции осуществляется финансовый страховой контроль над правильным проведением страховых операций.
Отличительные признаки страховых отношений: вероятностный характер отношений, замкнутые отношения при солидарной раскладке ущерба, распределение ущерба между территориями и во времени, возвратность нетто-платежей совокупности страхователей.
1.При страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, т.е. страховых случаев, влекущих за собой возможность нанесения материального или иного ущерба народному хозяйству и населению.
2. При страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования - страхователями, которая всегда носит замкнутый характер. Возникновение таких перераспределительных (раскладочных) отношений обусловлено тем, что случайный характер нанесения ущерба влечет за собой материальные или иные потери, которые, как правило, охватывают не все хозяйства, не всю территорию данной страны или региона, а лишь их часть; это создает условия для возмещения ущерба путем солидарной раскладки потерь одних хозяйств между всеми застрахованными хозяйствами. При этом чем шире круг участников страхования, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого страхователя. Страхование становится наиболее эффективным методом возмещения ущерба, когда в нем участвуют миллионы страхователей и застрахованы сотни миллионов объектов. Тем самым обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в еди