III. В структурных подразделениях Национального банка Республики Беларусь

Содержание производственной (организационно-экономической) практики в структурных подразделениях Национального банка Республики Беларусь (далее - банк).

В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:

1. Структура Национального банка, правление банка, штат работников, правила внутреннего распорядка.

2. Нормативно-правовые документы:

2.1.Устав Национального банка РБ, Банковский кодекс в части деятельности Национального банка.

3. Операции, осуществляемые Национальным банком:

3.1 кредитование банков в порядке рефинансирования;

3.2 расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства РБ, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ;

3.3 переучет векселей;

3.4 операции на рынке ценных бумаг;

3.5 инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

3.6 управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории РБ и за ее пределами;

3.7 открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории РБ и за ее пределами;

3.8 передача драгоценных металлов в виде мерных слитков на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством РБ;

3.9 привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, в депозиты;

3.10 продажа в РБ и за ее пределами памятных и слитковых (инвестиционных) монет по цене не ниже номинальной;

3.11 выдача по решению Президента РБ банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;

3.12 межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

3.13 прием ценностей на хранение;

3.14 денежные переводы и иные расчетные операции;

3.15 покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством РБ, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте;

3.16 банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;

3.17 посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства РБ по размещению государственных ценных бумаг;

3.18 операции по обслуживанию государственного долга РБ;

3.19 открытие и обслуживание карт-счетов своих работников;

3.20 кредитование своих работников.

IV В налоговых органах

Содержание производственной (организационно-экономической) практики в налоговых органах.

В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:

1. Знакомство с системой и особенностью функционирования налоговых органов РБ:

1.1. Изучить структуру налоговых органов РБ, рассмотреть организационное устройство Министерства по налогам и сборам (МНС) РБ как республиканского органа государственного управления, проводящего государственную политику и осуществляющего регулирование и управление в сфере налогообложения, руководство деятельностью государственных налоговых органов, состав структурных подразделений МНС РБ, задачи и функции, возложенные на них;

1.2. Изучить характер отношений МНС с вышестоящими органами государственного управления: Президентом Республики Беларусь, Советом Министров, Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом, а также взаимодействие ИМНС с МНС, банками, плательщиками налогов, сборов (пошлин);

1.3. Рассмотреть состав и содержание основных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность МНС РБ и подчиненных ей инспекций;

1.4. Изучить структуру конкретной ИМНС, функции и задачами управлений и отделов ИМНС;

1.5. Изучить должностные обязанности работников инспекции, дифференцированные по направлениям их деятельности.

2. Знакомство с основами налогового администрирования:

2.1. Изучить состав законодательных и нормативно-правовых актов в сфере налогообложения, которыми руководствуются в своей деятельности должностные лица налоговых органов РБ;

2.2. Изучить права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц, а также плательщиков налогов, сборов (пошлин);

2.3. Изучить документооборот, связанный с регистрацией и учетом плательщиков налогов, сборов (пошлин). Проанализировать состав и структуру плательщиков;

2.4. Ознакомиться с содержанием налоговых деклараций и документооборотом, сопровождающим подачу плательщиками налоговых расчетов;

3. Изучить состав и структуру налогов, сборов (пошлин), уплаченных плательщиками, зарегистрированными в ИМНС:

3.1. Налогообложение предприятий, в т.ч. с иностранными инвестициями;

3.2. Налогообложение физических лиц;

3.3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей.

3.4. Выявить роль налоговых платежей в доходах консолидированного бюджета РБ.

4. Изучить виды контрольных действий, совершаемых должностными лицами налоговых органов:

4.1. Ознакомиться с порядком проведения налоговых проверок: этапы и их содержание, документальное оформление.

4.2. Ознакомиться с организацией и содержанием контрольных действий ИМНС, направленных на выявление схем уклонения от уплаты налогов и сборов (пошлин).

4.3. Изучить виды налоговых нарушений и систему мер ответственности.

5. Анализ результатов деятельности ИМНС.

V В финансовых органах

Содержание производственной (организационно-экономической) практики в финансовых органах.

В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:

1. Структура органов, включаемых в систему Министерства финансов Республики Беларусь (определить роль и значение местных финансовых органов в этой системе).

2. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность финансовых органов.

3. Организационная структура финансового органа, функциональные обязанности его структурных подразделений.

4. Должностные обязанности работников отделов и служб финансового органа.

5. Состав и структура доходов и расходов местного бюджета на текущий бюджетный год (в случае составления только сметы расходов районной администрации – содержание и доходы, аккумулированные на уровне района).

6. Отклонения от показателей по доходам и расходам бюджета или от показателей сметы расходов за предыдущие годы (3-4 года).

7. Бюджетный процесс (его этапы и особенности на уровне местных бюджетов):

7.1. Организация работы финансового органа по составлению проекта бюджета;

7.2. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета на текущий год;

7.3. Материалы сессии местного Совета по принятию бюджета;

7.4. Организация работы финансового органа по исполнению местного бюджета;

7.5. Составление отчета об исполнении местного бюджета за предыдущий год.

8. Содержание бухгалтерской отчетности по исполнению местного бюджета или сметы расходов.

VI В бюджетных организациях и централизованных бухгалтериях

Содержание производственной (организационно-экономической) практики в бюджетных организациях и централизованных бухгалтериях.

В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:

1. Содержание деятельности бюджетной организации (структура и функции отделов (служб); права, обязанности и ответственность конкретных лиц или служб; права распорядителей бюджетных средств).

2. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету в бюджетных организациях; задачи бухгалтерского учета исполнения смет расходов.

3. Права, обязанности и ответственность главных бухгалтеров бюджетных организаций и централизованных бухгалтерий.

4. Формы бухгалтерского учета, применяемые в бюджетных организациях.

5. Первичные бухгалтерские документы по учету исполнения смет расходов, их назначение, порядок оформления; бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета, порядок записи в них.

6. Бухгалтерский баланс бюджетных организаций и его структура.

7. Смета расходов бюджетной организации, порядок ее составления и утверждения; виды смет.

8. Особенности финансирования учреждений и организаций, состоящих на бюджетном финансировании.

9. Система оперативно-сетевых показателей и их характеристика; порядок исчисления показателей по сети, штатам, контингенту.

10. Планирование расходов бюджетной организации. Анализ состава и структуры расходов.

11. Характеристика платных работ и услуг, оказываемых учреждением, их объем.

12. Формирование доходов от внебюджетной деятельности, определение стоимости услуг.

13. Составление сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.

14. Ознакомление с формами бухгалтерской и статистической отчетности; изучение порядка составления, рассмотрения и утверждения отчетности; анализ отчетности организаций.

VII В страховых организациях

Содержание производственной (организационно-экономической) практики в страховой организации.

В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:

1. Организационная структура страховой организации:

1.1. Организация управления страховой организации;

1.2. Порядок создания страховой организации.

2. Экономический анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности страховой организации:

2.1. Ознакомиться с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности страховой организации;

2.2. Рассмотреть действующую практику экономического анализа в страховой организации и основные приемы (способы) экономического анализа;

2.3. Проанализировать динамику поступления страховых взносов в разрезе видов страхования;

2.4. Проанализировать динамику страховых выплат страховой организации;

2.5. Проанализировать структуру страхового портфеля страховой организации;

2.6. Проанализировать формирование страховых резервов и страховых фондов;

2.7. Проанализировать финансовые результаты (динамику прибыли и рентабельности) страховой организации.

3. Организация контроля в страховых организациях:

3.1. Ознакомиться с органами, осуществляющими контроль в страховых организациях, в т. ч. внутренний и внешний;

3.2. Изучить формы и виды контроля;

3.3. Рассмотреть периодичность, способы и методы контрольной деятельности, а также законодательство по организации контроля;

3.4. Ознакомиться с порядком проведения ревизии и аудита, а также с этапами проверки.

4. Взаимоотношения со страхователями и страховыми агентами:

4.1. Рассмотреть документальное оформление страховых операций с юридическими и физическими лицами-страхователями, виды страховых полисов и порядок заключения и прекращения договора страхования, а также существенные условия договора страхования;

4.2. Изучить порядок урегулирования убытков при наступлении страховых случаев, расчетов со страхователями наличными денежными средствами и в безналичном порядке, а также особенности расчетов в иностранной валюте;

4.3. Ознакомиться с общими и отличительными чертами страховых агентов и страховых брокеров и порядком работы страховой организации со страховыми посредниками.

5. Взаимоотношения со страховщиками и страховым надзором:

5.1. Рассмотреть роль сострахования и перестрахования в деятельности страховой организации, взаимодействие других страховых и перестраховочных организаций при совершении данных операций;

5.2. Ознакомиться со страховым надзором (основными функциями и задачами; взаимоотношениями страховой организации со страховым надзором по вопросам государственной регистрации и лицензирования, надзора за соблюдением страхового законодательства, представления бухгалтерской и статистической отчетности, прохождения аттестации высших руководителей, оказания методической и методологической помощи, консультаций, применения экономических санкций и др.).

6. Взаимоотношения с бюджетом, ФСЗН, органом статистики:

6.1. Изучить виды налогов, сборов, отчислений в бюджет и бюджетные фонды, производимых страховыми компаниями в текущем году, объекты налогообложения, налогооблагаемые базы, ставки налогов, декларации, сроки их представления и перечисления платежей;

6.2. Ознакомиться с фондом социальной защиты населения и его ролью в деятельности страховой организации;

6.3. Рассмотреть взаимоотношения страховой компании с территориальным органом статистики.

VIII В аудиторской организации

Содержание производственной (организационно-экономической) практики в аудиторской организации.

В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:

1. Организационная структура аудиторской организации:

1.1. Организация деятельности и управления в аудиторской организации;

1.2. Порядок создания аудиторской организации.

2. Аудит (ревизия) кассы и кассовых операций, расчетов по операциям с банком и подотчетных сумм (на примере конкретной организации):

2.1. Ознакомиться с обеспечением условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;

2.2. Рассмотреть соблюдение Правил ведения кассовых операций и кассовой дисциплины;

2.3. Ознакомиться с соблюдением правил документального оформления кассовых операций;

2.4. Рассмотреть правильность отражения операций на валютных счетах в банке и в кассе;

2.5. Определить правомерность выдачи и целевого использования подотчетных сумм.

3. Аудит (ревизия) расчетных и кредитных операций (на примере конкретной организации):

3.1. Ознакомиться с правильностью выявления незаконных и нецелесообразных расходов;

3.2. Рассмотреть соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов;

3.3. Определить соблюдение расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность организации;

3.4. Рассмотреть правильность заключенных договоров на поставку продукции;

3.5. Определить правильность формирования отпускных цен;

3.6. Изучить использование организацией кредитов банка и своевременность их погашения;

3.7. Ознакомиться с соблюдением методики расчетов с бюджетом;

3.8. Рассмотреть правильность и своевременность расчетов с работниками по оплате труда.

4. Аудит (ревизия) операций по учету основных средств и нематериальных активов (на примере конкретной организации):

4.1. Ознакомиться с обеспечением контроля за наличием, сохранностью и техническим состоянием основных средств;

4.2. Определить правильность отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производственном процессе;

4.3. Рассмотреть правильность оценки основных средств в учете;

4.4. Ознакомиться с правильностью оформления и отражения в учете операций по поступлению, выбытию и движению основных средств;

4.5. Изучить правильность начисления и отражения в учете амортизации основных средств;

4.5. Определить правильность определения результатов от реализации и выбытия основных средств;

4.6. Ознакомиться с законностью и правильностью включения ценностей в состав нематериальных активов;

4.7. Рассмотреть правильность оценки нематериальных активов в регистрах бухгалтерского учета и начисления амортизации.

5. Аудит (ревизия) затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции (на примере конкретной организации):

5.1. Изучить правильность включения в себестоимость продукции отдельных видов затрат;

5.2. Ознакомиться с достоверностью отчетных данных о фактической себестоимости всей продукции и объема товарной продукции в отпускных ценах организации;

5.3. Изучить организацию учета и проверки достоверности отчетных данных по реализации продукции.

6. Аудит (ревизия) учета выпуска и движения готовой продукции (на примере конкретной организации):

6.1. Определить достоверность документального оформления поступления готовой продукции с производства на склады организации и отражение в бухгалтерском учете;

6.2. Ознакомиться с реальностью числящихся остатков готовой продукции на складе;

6.3. Рассмотреть правильность определения потерь, обусловленных естественными условиями и условиями хранения продукции и ее транспортировки;

6.3. Изучить правильность оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции;

6.4. Ознакомиться с полнотой и своевременностью поступления выручки на счета организации;

6.5. Изучить организацию учета и проверки достоверности отчетных данных по реализации продукции;

6.6. Рассмотреть полноту отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции.

7. Аудит (ревизия) товарно-материальных ценностей (на примере конкретной организации):

7.1. Ознакомиться с состоянием учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;

7.2. Рассмотреть полноту и своевременность оприходования, законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей;

7.3. Изучить обоснование и соблюдение установленных норм расхода товарно-материальных ценностей, своевременности и качества инвентаризации, а также правильности принимаемых по результатам проверки решений;

7.4. Ознакомиться с выявлением сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;

7.5. Определить состояние складского хозяйства, условий хранения ценностей.

8. Аудит (ревизия) формирования финансовых результатов и использования прибыли (на примере конкретной организации):

8.1. Ознакомиться с действующим в организациях порядком планирования и использования прибыли от основной и внереализационной деятельности;

8.2. Рассмотреть обоснованность списания на убытки штрафов, пени и неустоек, недостач и потерь;

8.3. Определить правильность расчета налогов из прибыли;

8.4. Изучить порядок формирования и использования фондов и резервов.

9. Контроль состояния учета и отчетности в организации (на примере конкретной организации):

9.1. Определить правильность организации бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению;

9.2. Ознакомиться с выполнением предложений и указаний по результатам предыдущих проверок состояния учета и отчетности;

9.3. Рассмотреть обеспечение бухгалтерией предварительного и текущего контроля за сохранностью совершаемых хозяйственных операций, правильным и рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности;

9.3. Определить правильность применения форм бухгалтерского учета;

9.4. Рассмотреть взаимную согласованность оборотов и сальдо по счетам аналитического учета с данными Главной книги, баланса и других форм отчетности;

9.5. Изучить правильность и достоверность сводных бухгалтерских отчетов и своевременность их представления;

9.6. Ознакомиться с состоянием хранения бухгалтерских документов, наличием архива и оформленных описей документов на организации.


Наши рекомендации