III. В структурных подразделениях Национального банка Республики Беларусь
Содержание производственной (организационно-экономической) практики в структурных подразделениях Национального банка Республики Беларусь (далее - банк).
В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:
1. Структура Национального банка, правление банка, штат работников, правила внутреннего распорядка.
2. Нормативно-правовые документы:
2.1.Устав Национального банка РБ, Банковский кодекс в части деятельности Национального банка.
3. Операции, осуществляемые Национальным банком:
3.1 кредитование банков в порядке рефинансирования;
3.2 расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства РБ, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ;
3.3 переучет векселей;
3.4 операции на рынке ценных бумаг;
3.5 инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
3.6 управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории РБ и за ее пределами;
3.7 открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории РБ и за ее пределами;
3.8 передача драгоценных металлов в виде мерных слитков на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством РБ;
3.9 привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, в депозиты;
3.10 продажа в РБ и за ее пределами памятных и слитковых (инвестиционных) монет по цене не ниже номинальной;
3.11 выдача по решению Президента РБ банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;
3.12 межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
3.13 прием ценностей на хранение;
3.14 денежные переводы и иные расчетные операции;
3.15 покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством РБ, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте;
3.16 банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;
3.17 посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства РБ по размещению государственных ценных бумаг;
3.18 операции по обслуживанию государственного долга РБ;
3.19 открытие и обслуживание карт-счетов своих работников;
3.20 кредитование своих работников.
IV В налоговых органах
Содержание производственной (организационно-экономической) практики в налоговых органах.
В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:
1. Знакомство с системой и особенностью функционирования налоговых органов РБ:
1.1. Изучить структуру налоговых органов РБ, рассмотреть организационное устройство Министерства по налогам и сборам (МНС) РБ как республиканского органа государственного управления, проводящего государственную политику и осуществляющего регулирование и управление в сфере налогообложения, руководство деятельностью государственных налоговых органов, состав структурных подразделений МНС РБ, задачи и функции, возложенные на них;
1.2. Изучить характер отношений МНС с вышестоящими органами государственного управления: Президентом Республики Беларусь, Советом Министров, Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом, а также взаимодействие ИМНС с МНС, банками, плательщиками налогов, сборов (пошлин);
1.3. Рассмотреть состав и содержание основных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность МНС РБ и подчиненных ей инспекций;
1.4. Изучить структуру конкретной ИМНС, функции и задачами управлений и отделов ИМНС;
1.5. Изучить должностные обязанности работников инспекции, дифференцированные по направлениям их деятельности.
2. Знакомство с основами налогового администрирования:
2.1. Изучить состав законодательных и нормативно-правовых актов в сфере налогообложения, которыми руководствуются в своей деятельности должностные лица налоговых органов РБ;
2.2. Изучить права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц, а также плательщиков налогов, сборов (пошлин);
2.3. Изучить документооборот, связанный с регистрацией и учетом плательщиков налогов, сборов (пошлин). Проанализировать состав и структуру плательщиков;
2.4. Ознакомиться с содержанием налоговых деклараций и документооборотом, сопровождающим подачу плательщиками налоговых расчетов;
3. Изучить состав и структуру налогов, сборов (пошлин), уплаченных плательщиками, зарегистрированными в ИМНС:
3.1. Налогообложение предприятий, в т.ч. с иностранными инвестициями;
3.2. Налогообложение физических лиц;
3.3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей.
3.4. Выявить роль налоговых платежей в доходах консолидированного бюджета РБ.
4. Изучить виды контрольных действий, совершаемых должностными лицами налоговых органов:
4.1. Ознакомиться с порядком проведения налоговых проверок: этапы и их содержание, документальное оформление.
4.2. Ознакомиться с организацией и содержанием контрольных действий ИМНС, направленных на выявление схем уклонения от уплаты налогов и сборов (пошлин).
4.3. Изучить виды налоговых нарушений и систему мер ответственности.
5. Анализ результатов деятельности ИМНС.
V В финансовых органах
Содержание производственной (организационно-экономической) практики в финансовых органах.
В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:
1. Структура органов, включаемых в систему Министерства финансов Республики Беларусь (определить роль и значение местных финансовых органов в этой системе).
2. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность финансовых органов.
3. Организационная структура финансового органа, функциональные обязанности его структурных подразделений.
4. Должностные обязанности работников отделов и служб финансового органа.
5. Состав и структура доходов и расходов местного бюджета на текущий бюджетный год (в случае составления только сметы расходов районной администрации – содержание и доходы, аккумулированные на уровне района).
6. Отклонения от показателей по доходам и расходам бюджета или от показателей сметы расходов за предыдущие годы (3-4 года).
7. Бюджетный процесс (его этапы и особенности на уровне местных бюджетов):
7.1. Организация работы финансового органа по составлению проекта бюджета;
7.2. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета на текущий год;
7.3. Материалы сессии местного Совета по принятию бюджета;
7.4. Организация работы финансового органа по исполнению местного бюджета;
7.5. Составление отчета об исполнении местного бюджета за предыдущий год.
8. Содержание бухгалтерской отчетности по исполнению местного бюджета или сметы расходов.
VI В бюджетных организациях и централизованных бухгалтериях
Содержание производственной (организационно-экономической) практики в бюджетных организациях и централизованных бухгалтериях.
В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:
1. Содержание деятельности бюджетной организации (структура и функции отделов (служб); права, обязанности и ответственность конкретных лиц или служб; права распорядителей бюджетных средств).
2. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету в бюджетных организациях; задачи бухгалтерского учета исполнения смет расходов.
3. Права, обязанности и ответственность главных бухгалтеров бюджетных организаций и централизованных бухгалтерий.
4. Формы бухгалтерского учета, применяемые в бюджетных организациях.
5. Первичные бухгалтерские документы по учету исполнения смет расходов, их назначение, порядок оформления; бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета, порядок записи в них.
6. Бухгалтерский баланс бюджетных организаций и его структура.
7. Смета расходов бюджетной организации, порядок ее составления и утверждения; виды смет.
8. Особенности финансирования учреждений и организаций, состоящих на бюджетном финансировании.
9. Система оперативно-сетевых показателей и их характеристика; порядок исчисления показателей по сети, штатам, контингенту.
10. Планирование расходов бюджетной организации. Анализ состава и структуры расходов.
11. Характеристика платных работ и услуг, оказываемых учреждением, их объем.
12. Формирование доходов от внебюджетной деятельности, определение стоимости услуг.
13. Составление сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.
14. Ознакомление с формами бухгалтерской и статистической отчетности; изучение порядка составления, рассмотрения и утверждения отчетности; анализ отчетности организаций.
VII В страховых организациях
Содержание производственной (организационно-экономической) практики в страховой организации.
В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:
1. Организационная структура страховой организации:
1.1. Организация управления страховой организации;
1.2. Порядок создания страховой организации.
2. Экономический анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности страховой организации:
2.1. Ознакомиться с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности страховой организации;
2.2. Рассмотреть действующую практику экономического анализа в страховой организации и основные приемы (способы) экономического анализа;
2.3. Проанализировать динамику поступления страховых взносов в разрезе видов страхования;
2.4. Проанализировать динамику страховых выплат страховой организации;
2.5. Проанализировать структуру страхового портфеля страховой организации;
2.6. Проанализировать формирование страховых резервов и страховых фондов;
2.7. Проанализировать финансовые результаты (динамику прибыли и рентабельности) страховой организации.
3. Организация контроля в страховых организациях:
3.1. Ознакомиться с органами, осуществляющими контроль в страховых организациях, в т. ч. внутренний и внешний;
3.2. Изучить формы и виды контроля;
3.3. Рассмотреть периодичность, способы и методы контрольной деятельности, а также законодательство по организации контроля;
3.4. Ознакомиться с порядком проведения ревизии и аудита, а также с этапами проверки.
4. Взаимоотношения со страхователями и страховыми агентами:
4.1. Рассмотреть документальное оформление страховых операций с юридическими и физическими лицами-страхователями, виды страховых полисов и порядок заключения и прекращения договора страхования, а также существенные условия договора страхования;
4.2. Изучить порядок урегулирования убытков при наступлении страховых случаев, расчетов со страхователями наличными денежными средствами и в безналичном порядке, а также особенности расчетов в иностранной валюте;
4.3. Ознакомиться с общими и отличительными чертами страховых агентов и страховых брокеров и порядком работы страховой организации со страховыми посредниками.
5. Взаимоотношения со страховщиками и страховым надзором:
5.1. Рассмотреть роль сострахования и перестрахования в деятельности страховой организации, взаимодействие других страховых и перестраховочных организаций при совершении данных операций;
5.2. Ознакомиться со страховым надзором (основными функциями и задачами; взаимоотношениями страховой организации со страховым надзором по вопросам государственной регистрации и лицензирования, надзора за соблюдением страхового законодательства, представления бухгалтерской и статистической отчетности, прохождения аттестации высших руководителей, оказания методической и методологической помощи, консультаций, применения экономических санкций и др.).
6. Взаимоотношения с бюджетом, ФСЗН, органом статистики:
6.1. Изучить виды налогов, сборов, отчислений в бюджет и бюджетные фонды, производимых страховыми компаниями в текущем году, объекты налогообложения, налогооблагаемые базы, ставки налогов, декларации, сроки их представления и перечисления платежей;
6.2. Ознакомиться с фондом социальной защиты населения и его ролью в деятельности страховой организации;
6.3. Рассмотреть взаимоотношения страховой компании с территориальным органом статистики.
VIII В аудиторской организации
Содержание производственной (организационно-экономической) практики в аудиторской организации.
В календарном плане прохождения производственной практики необходимо предусмотреть следующие вопросы:
1. Организационная структура аудиторской организации:
1.1. Организация деятельности и управления в аудиторской организации;
1.2. Порядок создания аудиторской организации.
2. Аудит (ревизия) кассы и кассовых операций, расчетов по операциям с банком и подотчетных сумм (на примере конкретной организации):
2.1. Ознакомиться с обеспечением условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;
2.2. Рассмотреть соблюдение Правил ведения кассовых операций и кассовой дисциплины;
2.3. Ознакомиться с соблюдением правил документального оформления кассовых операций;
2.4. Рассмотреть правильность отражения операций на валютных счетах в банке и в кассе;
2.5. Определить правомерность выдачи и целевого использования подотчетных сумм.
3. Аудит (ревизия) расчетных и кредитных операций (на примере конкретной организации):
3.1. Ознакомиться с правильностью выявления незаконных и нецелесообразных расходов;
3.2. Рассмотреть соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов;
3.3. Определить соблюдение расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность организации;
3.4. Рассмотреть правильность заключенных договоров на поставку продукции;
3.5. Определить правильность формирования отпускных цен;
3.6. Изучить использование организацией кредитов банка и своевременность их погашения;
3.7. Ознакомиться с соблюдением методики расчетов с бюджетом;
3.8. Рассмотреть правильность и своевременность расчетов с работниками по оплате труда.
4. Аудит (ревизия) операций по учету основных средств и нематериальных активов (на примере конкретной организации):
4.1. Ознакомиться с обеспечением контроля за наличием, сохранностью и техническим состоянием основных средств;
4.2. Определить правильность отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производственном процессе;
4.3. Рассмотреть правильность оценки основных средств в учете;
4.4. Ознакомиться с правильностью оформления и отражения в учете операций по поступлению, выбытию и движению основных средств;
4.5. Изучить правильность начисления и отражения в учете амортизации основных средств;
4.5. Определить правильность определения результатов от реализации и выбытия основных средств;
4.6. Ознакомиться с законностью и правильностью включения ценностей в состав нематериальных активов;
4.7. Рассмотреть правильность оценки нематериальных активов в регистрах бухгалтерского учета и начисления амортизации.
5. Аудит (ревизия) затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции (на примере конкретной организации):
5.1. Изучить правильность включения в себестоимость продукции отдельных видов затрат;
5.2. Ознакомиться с достоверностью отчетных данных о фактической себестоимости всей продукции и объема товарной продукции в отпускных ценах организации;
5.3. Изучить организацию учета и проверки достоверности отчетных данных по реализации продукции.
6. Аудит (ревизия) учета выпуска и движения готовой продукции (на примере конкретной организации):
6.1. Определить достоверность документального оформления поступления готовой продукции с производства на склады организации и отражение в бухгалтерском учете;
6.2. Ознакомиться с реальностью числящихся остатков готовой продукции на складе;
6.3. Рассмотреть правильность определения потерь, обусловленных естественными условиями и условиями хранения продукции и ее транспортировки;
6.3. Изучить правильность оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции;
6.4. Ознакомиться с полнотой и своевременностью поступления выручки на счета организации;
6.5. Изучить организацию учета и проверки достоверности отчетных данных по реализации продукции;
6.6. Рассмотреть полноту отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции.
7. Аудит (ревизия) товарно-материальных ценностей (на примере конкретной организации):
7.1. Ознакомиться с состоянием учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
7.2. Рассмотреть полноту и своевременность оприходования, законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей;
7.3. Изучить обоснование и соблюдение установленных норм расхода товарно-материальных ценностей, своевременности и качества инвентаризации, а также правильности принимаемых по результатам проверки решений;
7.4. Ознакомиться с выявлением сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;
7.5. Определить состояние складского хозяйства, условий хранения ценностей.
8. Аудит (ревизия) формирования финансовых результатов и использования прибыли (на примере конкретной организации):
8.1. Ознакомиться с действующим в организациях порядком планирования и использования прибыли от основной и внереализационной деятельности;
8.2. Рассмотреть обоснованность списания на убытки штрафов, пени и неустоек, недостач и потерь;
8.3. Определить правильность расчета налогов из прибыли;
8.4. Изучить порядок формирования и использования фондов и резервов.
9. Контроль состояния учета и отчетности в организации (на примере конкретной организации):
9.1. Определить правильность организации бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению;
9.2. Ознакомиться с выполнением предложений и указаний по результатам предыдущих проверок состояния учета и отчетности;
9.3. Рассмотреть обеспечение бухгалтерией предварительного и текущего контроля за сохранностью совершаемых хозяйственных операций, правильным и рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности;
9.3. Определить правильность применения форм бухгалтерского учета;
9.4. Рассмотреть взаимную согласованность оборотов и сальдо по счетам аналитического учета с данными Главной книги, баланса и других форм отчетности;
9.5. Изучить правильность и достоверность сводных бухгалтерских отчетов и своевременность их представления;
9.6. Ознакомиться с состоянием хранения бухгалтерских документов, наличием архива и оформленных описей документов на организации.