Тема 3 Банковское правоотношение
Банковские правоотношения представляют собой сложную юридическую конструкцию. Они могут быть определены через совокупность признаков, отражающих специфические особенности структурных характеристик, коими являются субъект, объект, содержание данных отношений. К ним следует отнести следующие:
– наличие специального субъекта – банка (Национального банка или банка второго уровня), небанковской кредитно-финансовой организации;
– наличие специальных действий, связанных с финансовыми инструментами;
– опосредованность через банковское правоотношение денежно-кредитной политики государства, которая проявляется в отсутствии свободной воли сторон в определении форм правоотношений и правил их реализации, а также прямом или косвенном участии государства в этих отношениях.
Круг общественных отношений, регулируемых банковским законодательством, сформулирован в ст. 1 БК:
– система экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств, где мобилизация проявляется в получении денежных средств посредством их привлечения в различных формах, а использование означает размещение в различных формах;
– имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируемые также и гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных БК;
– отношения, связанные с использованием ценных бумаг, бюджетных и валютных средств;
– а также иные отношения, связанные с деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, которые регулируются специальным законодательством, если иное не предусмотрено БК.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения банковских правоотношений являются законы, административные акты, договоры. Субъектный состав участников банковских правоотношений, исходя из общепринятой иерархии, представлен органами государственной власти, осуществляющими государственное регулирование банковской системы и банковской деятельности; кредитными учреждениями; клиентами – юридическими и физическими лицами.
Банковские правоотношения можно подразделить на виды по различным квалификационным признакам. Так, в зависимости от субъектного состава, они могут складываться:
– между государством и Национальным банком;
– между Национальным банком и коммерческими банками;
– между Национальным банком и Правительством;
– между Национальным банком и Министерством финансов;
– между коммерческими банками; – между банками и их клиентами — юридическими и физическими лицами; – между белорусскими банками и иностранными банками;
– между Национальным банком и международными финансовыми организациями.
По функциональному признаку такие отношения складываются по поводу:
– осуществления расчетов, в том числе международных;
– привлечения в кредитные учреждения денежных средств, в том числе иностранной валюты;
– управления кредитной системой государства;
– перевода безналичных денег в наличные и наоборот;
– управления денежными средствами юридических и физических лиц;
– привлечения внешних источников для использования в национальной денежной системе.
По цели можно выделить отношения, касающиеся:
– обеспечения внутренней и внешней стабильности национальной денежной единицы;
– нормального функционирования экономики и банковской системы;
– возможного для данного времени обеспечения потребностей экономики в кредитных ресурсах;
– предоставления предприятиям и гражданам возможности не только сохранить, но и приумножить свои денежные средства, а также обратить их в иностранную валюту; – заработка доходов и прибыли непосредственно банками.
В зависимости от содержания банковские правоотношения могут быть классифицированы на:
– имущественные правоотношения – прежде всего, связанные с денежными средствами как видом имущества;
– неимущественные правоотношения, связанные с обеспечением режима банковской тайны, защитой деловой репутации банка и т.п.
Содержание банковского правоотношения составляют права и обязанности его участников. Особенность содержания банковского правоотношения состоит, прежде всего, в том, что в банковском право- отношении сочетаются права и обязанности, имеющие различную правовую природу. Часть из этих прав и обязанностей возникает в условиях свободного волеизъявления и юридического равенства, а их содержание определяется договорами (договором текущего банковского счета, банковского вклада, доверительного управления денежными средствами, кредитным договором и т.д.). Другая же часть устанавливается императивными нормами банковского законодательства и направлена, в первую очередь, на обеспечение публичных интересов (например, обязанности клиента по соблюдению установленных форм расчетов, лимита кассовой наличности, предельных размеров при осуществлении расчетов наличными денежными средствами; обязанности банков по списанию средств в бесспорном порядке; наложение ареста на счет и т.д.). Кроме того, специфика банковских правоотношений в значительной степени предопределяется тем, что они возникают и существуют только при наличии клиентуры банков, отношения которой со своими контрагентами в значительной степени предопределяют характер и содержание банковского правоотношения.
Таким образом, банковские правоотношения – это урегулированные нормами публичного и частного права специфические общественные отношения, складывающиеся внутри банковской системы, а также между банками и их клиентами по поводу обращения денег и иных финансовых инструментов.