Организационно-финансовые модели и инструментарий ГЧП

В мировой практике получил распространение целый ряд моделей ГЧП, которые мы рассмотрим далее. Важно заметить, что они имеют различную степень риска для партнеров[163].

BOOT / DBOOT (Designe, Build, Own, Operate, Transfer – проектирование, строительство, владение, эксплуатация/ управление, передача). Осуществляется эксплуатация объекта в течение согласованного с публичным партнером срока, получение дохода от эксплуатации, а затем передача объекта в собственность публичного партнера.

BOO / DBOO (Designe, Build, Own, Operate – проектирование, строительство, владение, эксплуатация / управление). Осуществляется эксплуатация объекта в течение согласованного с публичным партнером срока, получение дохода от эксплуатации.

BBO (Buy, Build, Operate – покупка, строительство, эксплуатация / управление). Использование данной модели ГЧП предусматривает продажу существующего объекта (например, устаревшей котельной), с условием его реконструкции с учетом последних инновационных технологий в целях дальнейшего оказания услуг государственному партнеру в рамках заключенного контракта ГЧП. В данном случае частный партнер после реконструкции объекта получает право продавать услуги с использованием данного объекта государственному партнеру, получая либо эксплуатационный платеж со стороны государственного партнера, либо выручку в рамках установленного тарифа.

BOT / DBOT (Designe, Build, Operate, Transfer – проектирование, строительство, эксплуатация, передача). Использование данной модели ГЧП предусматривает заключение частным партнером соглашения на проектирование, строительство, эксплуатацию имущества частного партнера в установленный временной период с учетом необходимости возвращения частным партнером своих финансовых вложений.

BOL / DBOLT / DBOL / DBOLT (Designe, Build, Operate, Lease, Transfer – проектирование, строительство, эксплуатация, передача). Осуществляется проектирование и / или строительство / реконструкция объекта, передача его в аренду публичному партнеру (с правом выкупа).

Operation and maintenance. Эксплуатация объекта в течение согласованного с публичным партнером срока, получение дохода от эксплуатации, право собственности на объект остается у публичного партнера.

В любом проекте ГЧП публичный партнер стремится переложить максимальный объем рисков, обязательств и расходов на частного партнера с целью оптимизировать свои затраты по проекту. Это может привести к тому, что на стороне частного партнера будет накоплено чрезмерное количество рисков, которое может поставить под угрозу реализацию проекта ГЧП в целом или сделать его слишком дорогим. С другой стороны, если государственный партнер передаст слишком мало рисков, обязательств и расходов на сторону частного партнера, то это приведет к тому, что такой проект целесообразно будет реализовать в форме государственной закупки.

Риски, возникающие в процессе реализации проектов ГЧП, можно классифицировать по целому ряду оснований, среди которых выделяются следующим важные группы[164]:

· риски при проектировании и строительстве:

- риск получения проекта низкого качества;

- задержки сроков проектирования;

- длительные сроки получения заключений органов экспертизы;

- риски задержек или неполучения разрешений на строительство, отвод земель;

- срыв сроков строительно-монтажных работ;

- риск превышения стоимости проектирования и (или) строительства;

- риск недостижения необходимых технико-экономических показателей;

· финансовые риски:

- риск неполучения (получения недостаточного объема) финансирования;

- валютные риски;

- риски неплатежеспособности контрагентов;

· риски процесса эксплуатации объекта:

- риск недостижение необходимых в ходе эксплуатации показателей (например, недостаточный объем трафика на автомобильной дороге, пациентов в больнице);

- превышение стоимостных показателей эксплуатации объекта;

· иные риски:

- политические;

- правовые;

- форс-мажорные обстоятельства (например, войны, стихийные бедствия);

- экологические.

Существенным преимуществом реализации проектов с использованием механизма ГЧП является возможность финансирования проектов из различных источников с возможностью комбинированного использования собственных и заемных средств.

Финансовыми инструментами в ГЧП могут являться:

· облигационные займы;

· дополнительный выпуск акций, в том числе привилегированных;

· банковское кредитование частного партнера под реализацию проекта;

· финансирование со стороны публичного партнера;

· гарантии публичного партнера;

· проектное финансирование.

Большое распространение получает создание под проект специализированных проектных компаний (SPV), которые самостоятельно привлекают финансирование для реализации проекта. Кредитные ресурсы предоставляются под будущие доходы или под активы, которые переданы SPV. Создание специализированных проектных компаний позволяет ее акционерам оптимизировать свои риски по проекту, что реализуется через SPV, так как акционеры могут не отражать обязательства SPV в своей отчетности или отражать их не в полной мере в соответствии с условиями создания SPV. При этом сама специализированная проектная компания также имеет возможность привлекать финансирование посредством:

· облигационных займов;

· дополнительного выпуска акций, в том числе и привилегированных;

· банковского кредитования под реализацию проекта;

· финансирования со стороны публичного партнера;

· финансирования со стороны частного партнера.

Из вышеприведенных способов финансирования проектов ГЧП для SPV самыми предпочтительными являются выпуск облигационных займов и привилегированных акций, так как данные инструменты не дают их держателями прав на участие в управлении SPV, а также их стоимость ниже, чем у обычных банковских кредитов. В тоже время, это не приводит к дополнительной финансовой нагрузке на акционеров SPV, как при варианте дополнительного финансирования проекта со стороны партнеров.

Создание проектной компании требует транспарентной системы владения и управления, а также эффективной организации работы. В этом случае будет возможно проведение качественной кредитной экспертизы проекта, что даст возможность привлекать финансирование на более выгодных условиях. Кроме того, в целях уменьшения рисков проектная компания может заключить контракт с подрядчиками-специалистами, которые смогут лучше управлять отдельными рисками, осуществить страхование основных рисков проекта.

Схема этапов финансирования проекта ГЧП в зависимости от стадии жизненного цикла и видов (источников) затрат представлена на рис. 11.3.1.

Широкое распространение в РФ получила концессионная модель, в которой государство (концедент) привлекает частного партнера (концессионера) для реализации проекта. В этом случае собственность на созданный или реконструированный объект всегда передается концеденту, а концессионер может управлять объектом, при этом получая возврат на вложенный капитал и определенную концессионным соглашением прибыль. В России концессионные договоры заключаются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», содержащем закрытый перечень объектов, которые могут создаваться в форме концессии.

Организационно-финансовые модели и инструментарий ГЧП - student2.ru

Рис. 11.3.1. Источники финансирования проекта ГЧП в зависимости от стадии жизненного цикла

Это не позволяет построить по концессионному типу, например, совмещенный автодорожный и железнодорожный мост, но по отдельности такие сооружения можно создавать в виде концессии. В законе не упомянута возможность создания в форме концессий сооружений связи и иные объекты. Однако модель концессии является наиболее рискованной для концедента из всех выше рассмотренных. В случае концессии частный партнер, не имея прав собственности ни на объект, планируемый к возведению, ни на земельный участок, на котором будет производиться создание объекта, привлекает финансирование под свои будущие доходы, которые он сможет получить лишь в долгосрочной перспективе после строительства (реконструкции) объекта и с учетом риска достаточного количества клиентов, которые будут оплачивать оказанные услуги.

При формировании проекта концессионного соглашения существенное значение имеет построение финансового механизма проекта. Рассмотрим этот механизм на примере проектов в области автодорожного строительства. В общем виде он должен включать следующие основные блоки:

· разработку системы эксплуатационных платежей;

· порядок распределения долгосрочных финансовых обязательств между концедентом и концессионером;

· инструментарий финансового стимулирования концессионера.

Схема эксплуатационного платежа. Система эксплуатационных платежей и соответствующие ей финансовые взаимоотношения сторон вытекают из особенностей концессионной формы проекта. Проект должен иметь финансовую выгоду для главных участников проекта - концедента и концессионера. Поскольку концессионер берет на себя обязательства по строительству и эксплуатации дороги, он должен получать за эту работу вознаграждение, компенсирующее понесенные затраты и гарантирующее ожидаемую доходность на вложенные в проект средства. Выдача гранта снижает объем требуемого частного финансирования и ведет к бюджетной экономии на эксплуатационных платежах. Кроме того, финансовые отношения сторон могут регулироваться с помощью системы штрафов, которые концедент может применять в качестве финансовых санкций. Наглядно финансовые отношения участников проекта при механизме эксплуатационных платежей представлены на рис. 11.3.2.

Рис. 11.3.2. Финансовые отношения участников проекта при механизме эксплуатационных платежей

Эксплуатационный платеж - предлагаемая на концессионный конкурс величина вознаграждения концессионера, получаемого им от концедента на регулярной основе и покрывающая основные издержки концессионера, такие как: содержание автомобильной дороги, текущий и капитальный ремонт автомобильной дороги, содержание и эксплуатация пунктов взимания платы и автоматизированных систем управления дорожным движением, погашение тела долга и процентов по долгу, нормы доходности акционерам. Размер эксплуатационного платежа является определяемой на конкурсе величиной и зависит от выбранных конкретным концессионером финансовых условий. На размер эксплуатационного платежа могут оказывать влияние такие факторы, как требуемая доходность на собственный капитал, стоимость, сроки и схемы привлечения заемного финансирования, сроки накопления резервов на капитальный и текущий ремонт, способы индексации эксплуатационного платежа. Штрафы в данном случае являются дополнительным механизмом стимулирования концессионера к добросовестному выполнению своих обязательств в рамках концессионного соглашения.

Единственным преимуществом эксплуатационных платежей для концессионера является перенос риска, связанного с интенсивностью движения, на концедента. В данном случае получается, что эксплуатационный платеж для концессионера не зависит от колебаний трафика и выплачивается на постоянной основе, изменяясь лишь для компенсации инфляционных расходов. Оборотной стороной постоянной величины эксплуатационного платежа, не зависящей от колебаний выручки от сбора платы, является невозможность извлечь дополнительную прибыль, как это возможно в ситуации прямого сбора выручки концессионером. Таким образом, концессионер платит за стабильность доходных поступлений и снятие с себя части рисков отказом от получения дополнительного дохода. Тем не менее, данная схема более предпочтительна, чем прямой сбор, для финансирующих организаций именно в силу гарантированности поступлений, что снижает потенциальные кредитные риски. Более низкие риски могут снизить стоимость финансирования для концессионера.

Передавая риски концессионеру вместе с возможностью взимать плату за проезд, концедент снижает свои расходы по устранению рисков, поэтому с учетом перераспределения рисков между главными участниками проекта повышается эффективность проекта для концедента. При этом концедент может взять на себя часть расходов на строительство с целью снизить объемы частного финансирования. В результате выигрывает инвестор, который в противном случае вынужден сталкиваться с проблемой поиска требуемого объема финансирования, а в дальнейшем, уже на стадии эксплуатации, с необходимостью погашать «длинный» долг. С другой стороны, предоставление частичного финансирования со стороны концедента в виде гранта на стадии строительства экономит средства концедента уже на стадии эксплуатации, когда снижается необходимый объем эксплуатационных платежей. Таким образом, с точки зрения бюджетной эффективности концеденту выгодно участвовать в финансировании капитальных затрат для минимизации последующих эксплуатационных затрат.

Диапазон для доли государственного финансированная капитальных расходов зависит, в том числе от наличия необходимых источников у концедента. В то же время концедент, как и концессионер, может использовать внебюджетные средства для финансирования своих расходов на стадии эксплуатации. Одним из путей привлечения частных средств может стать выпуск облигационных займов, которые в дальнейшем будут погашаться за счет сбора платы с пользователей.

Схема прямого тарифа. В данной схеме концедент не выплачивает концессионеру фиксированные платежи, а концессионер взимает плату с участников движения по трассе. Таким образом, концессионер получает право на дополнительный доход в случае интенсивного движения по дорожной магистрали. Контрактом должно быть предусмотрено условие о том, что дополнительный доход будет делиться между концедентом и концессионером в определенной пропорции. Кроме того, механизмом исполнения обязательств концессионера могут выступать штрафные санкции. В данной ситуации концессионер должен выплачивать концеденту в случае отклонения от эксплуатационных требований предусмотренные контрактом штрафные платежи. В указанной схеме финансовые взаимоотношения сторон содержат следующие компоненты (рис. 11.3.3).

Рис.11.3.3. Финансовые отношения участников проекта при механизме прямого тарифа

Схема прямого тарифа несёт более высокие риски для концессионера, весь риск недостаточной интенсивности движения он берет на себя. Высокие риски дохода влекут за собой соответствующие компенсирующие последствия. Это может привести к тому, что инвесторы потребуют более высокую норму доходности. Поскольку негарантированный доход может привести к невозврату кредита, могут возникнуть проблемы с привлечением длинного финансирования. Нестабильный трафик может компенсироваться гарантией минимального дохода со стороны концедента. Нехватка привлеченных средств в связи с отсутствием кредиторов, готовых идти на высокие риски, приводит к росту доли собственных средств инвесторов и необходимости предоставления концедентом гранта на строительство.

Особенность предоставления капитального гранта при прямом сборе - негарантированность возврата бюджетных инвестиций. Поскольку выручка от сбора платы поступает концессионеру, единственный источник поступлений для концедента от эксплуатации платной дороги - часть дополнительного дохода от сбора платы. Если фактическая выручка не превысит установленный потолок, вся выручка пойдет концессионеру. Таким образом, данная предельная граница для распределения дополнительного дохода является предметом концессионного конкурса, как и размер гранта.

Выбор того или иного варианта для финансовой модели, безусловно, должен зависеть от конкретных условий проекта. В случае определенности в том, что показатели трафика будут соответствовать необходимым нормам, то целесообразно использовать механизм эксплуатационного платежа, чтобы вся дополнительная прибыль концентрировалась на стороне концедента. Это даст ему возможность для финансирования дополнительных проектов. В ситуации, когда невозможно достоверно спрогнозировать достаточность трафика, есть смысл воспользоваться инструментом прямого тарифа. Это позволит концеденту оптимизировать свои риски, распределив их с концессионером. При этом, в контракте все же необходимо предусмотреть возможность использования механизма частичного гарантирования дохода при недостаточности показателей реального трафика по сравнению с прогнозируемым. Это позволит избежать банкротства концессионера, в случае неблагоприятного развития ситуации.

В качестве основных финансовых обязательств концедента в рамках концессионного соглашения можно рассматривать платежи за эксплуатационную готовность, а также платежи при досрочном расторжении концессионного соглашения. К таким платежам будут применяться общие правила о внесении всех государственных расходов в бюджет на соответствующий год. Сложность в данном случае связана с тем, что размер платежей за эксплуатационную готовность и платежей при досрочном расторжении концессионного соглашения может варьироваться в зависимости от того, как и в какие сроки будут рассчитываться данные платежи.

В итоге концедент несет риск того, что он не сможет исполнить свои обязательства перед концессионером в срок, тем самым поставив под угрозу реализацию концессионного проекта. Хотя само по себе обязательство сохранится, даже если оно не будет исполнено в срок из-за отсутствия финансирования в текущем бюджетном периоде.

Бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает несколько форм финансирования, предоставляемого государственным органам и юридическим лицам для целей реализации проектов ГЧП. Так, юридическое лицо получает бюджетные субсидии в соответствии с положениями ст. 78 и 78.1 БК РФ, в соответствии с которыми такие бюджетные ассигнования могут предоставляться для реализации проектов в форме концессий. Государственной гарантией, в соответствии со ст. 6 БК РФ, является вид долгового обязательства, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями данного гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Предоставление государственных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти РФ на основании федерального закона о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, договора о предоставлении государственной гарантии, а также законов субъектов РФ по законодательно определенной процедуре. При выдаче государственных гарантий для государства возникает необходимость каждый год предусматривать в бюджете средства на возможное покрытие обязательств по выданным гарантиям. При этом такая необходимость не будет зависеть от того, будут в итоге выплачены эти средства в определенном году или нет. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет. Многочисленность этапов в процедуре утверждения государственных гарантий может повлечь увеличение сроков на различных стадиях реализации концессионного проекта.

Ряд компаний, контролируемых государством (в том числе, ОАО «РЖД», ГК «Автодор») для обеспечения исполнения финансовых обязательств концедента по концессионному проекту может использовать привлеченные средства, в том числе привлеченные путем размещения облигаций. Объем и источники привлеченного, в том числе посредством выпуска облигаций такими компаниями, финансирования определяются в их программах деятельности на долгосрочный период, утвержденных Правительством России.

Повторим, что, к сожалению, в России все крупнейшие инфраструктурные проекты реализуются в форме концессий. Это обусловлено несовершенством существующего законодательства, что ограничивает возможности развития ГЧП в России.

Представляется, что у проектов ГЧП в России большое будущее, это эффективный инструмент, который, в конечном счете, направлен на повышение качества и безопасности жизни граждан нашей страны. Однако для активизации данного направления необходимо доработать и принять федеральный закон о ГЧП, который создаст основополагающие правила работы в данной сфере для федерального, регионального и местного уровней; расширить количество форм ГЧП до общепринятого в большинстве стран; устранить бюрократические барьеры для ведения бизнеса во всех отраслях экономики. Кроме этого, как отмечено в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, необходимо внесение изменений в бюджетное и земельное законодательства России, законодательство об инвестиционной деятельности, снимающих ограничения при реализации проектов ГЧП в части передачи в собственность частному партнеру земельного участка под реализацию проекта; требуется определение и нормативное правовое закрепление процедуры принятия долгосрочных финансовых обязательств публично-правового образования в рамках соглашений ГЧП. Следует также шире привлекать институты развития с участием частного отечественного и зарубежного капитала.

Ключевые понятия

Бюджетные инвестиции; субъекты инвестиционной деятельности; Адресные инвестиционные программы; Федеральная адресная инвестиционная программа; государственные инвестиционные фонды; Инвестиционный фондРФ; государственно-частное партнерство; государственная гарантия инвестиционный фонд РФ; концессионное соглашение; финансовый инструмент; эксплуатационный платеж.

Вопросы для обсуждения на научно-исследовательском семинаре

1. Бюджетные инвестиции как ключевой фактор экономического роста

2. Перспективы повышения прозрачности инвестиционных расходов бюджета

3. Способы совершенствования системы отбора инвестиционных проектов в Федеральную адресную инвестиционную программу

4. Как можно охарактеризовать состояние развития ГЧП в России на современном этапе развития: какие у него основные преимущества и недостатки?

5. Какие модели ГЧП вы считаете необходимым использовать в российской практике и почему?

6. Какие основные проблемы существуют в России в сфере дальнейшего использования ГЧП, пути их решения?

7. Какие существуют пути минимизации рисков при реализации проектов ГЧП?

8. Какие финансовые инструменты можно использовать в концессионном соглашении, в чем их преимущества?

9. В каких сферах, по вашему мнению, необходимо в первую очередь внедрять проекты ГЧП?

10. Опыт и перспективы внедрения ГЧП в социальной сфере.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте алгоритм формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы.

2.Перечислите субъектов инвестиционной деятельности, являющихся участниками бюджетного процесса в зависимости от способа финансового обеспечения капитальных вложений.

3. Проанализируйте целесообразность и преимущества реконструкции аэропортов в России через механизм ГЧП по сравнению со стандартным государственным заказом на их реконструкцию.

4. Проанализируйте зарубежную и российскую практику реализации проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предложите форму ГЧП и финансовый механизм, который, по вашему мнению, наилучшим образом подходит для указанной сферы.

5. Проанализируйте на примере любой индустриальной страны законодательство и практику в области ГЧП и предложите лучший опыт к использованию в России.

Список рекомендуемой литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

2. Федеральный закон от 8.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

3. Федеральный закон от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

5. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития».

6. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 «Об утверждении правил формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы».

7. Постановление Правительства РФ от 9.01.2014 г. № 14 «Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ».

8. Постановление Правительства РФ от 1.03.2008 г. № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».

9. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 №2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».

10. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».

11. Приказ Министерства финансов РФ от 1.09.2008 г. № 87н «Об утверждении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета».

12. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.02.2009 г. № 58 «Об утверждении методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».

13. Россия 2014: Стат. справочник.

14. Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

15. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: Монография. –М., 2012.

16. Варнавский, В.Г., Клименко, А.В., Королев, В.А. Государственно-частное партнерство теория и практика: Учебное пособие. Изд-во ГУ ВШЭ. 2010.

17. Делмон Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти. PPIAF 2010.

18. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. – М., 2013.

19. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. – М., 2010.

20. ГЧП журнал - http://www.pppjournal.ru.

21. Федеральный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» - http://www.pppi.ru.

22. Центр развития государственно-частного партнерства - http://pppcenter.ru.

ГЛОССАРИЙ

Аудит эффективности - форма финансового контроля, осуществляемая посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования государственных средств, полученных государственными организациями и учреждениями для запланированных целей, решение поставленных социально-экономических задач и выполнение возложенных функций

Блочный трансферт (грант) – объединение межбюджетных субсидий в единый трансферт.

Бюджет для граждан субъекта РФ (муниципального образования) - это документ (брошюра), (информационный ресурс), содержащий основные положения проекта бюджета (закона (решения) о бюджете, закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год) субъекта Российской Федерации, муниципального образования в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме, разрабатываемый в целях ознакомления граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований.

Бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Бюджетный прогноз (стратегия) – долгосрочный документ прогнозного характера, в котором устанавливаются параметры бюджетной системы и определяются предельные размеры расходов на реализацию государственных программ на срок 12 лет.

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Внутренний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и органами государственного и муниципального финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Внутренний финансовый аудит в бюджетной сфере включает в себя оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, а также подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Государственная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственная программа - система взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственное задание - документ, устанавливающий требования к качеству и (или) количеству (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное финансовое планирование - целенаправленная деятельность органов государственной власти по установлению оптимальных количественных значений соотношения между активами государства и его обязательствами на основе научно-обоснованного прогноза доходных возможностей и необходимости достижения приоритетов и целевых ориентиров развития на определенный период времени.

Государственный (муниципальный) долг – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государственный и муниципальный финансовый контроль - деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по контролю: за обеспечением соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; подтверждением достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности; повышением экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Инвестиционный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Кассовый план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Концессионное соглашение – договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), о

Наши рекомендации