Неналоговые доходы и проблемы управления государственной и муниципальной собственностью

Современной особенностью доходов бюджетной системы РФ является большой удельный вес неналоговых доходов. По итогам 2013 г. страховые взносы впервые вышли на первое место среди доходов бюджетной системы и в 2014 г. составили 4 755,1 млрд руб. или 18,0% от общей суммы доходов. Страховые взносы полностью поступают в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Еще одной отличительной чертой является высокая доля таможенных пошлин в доходах бюджетной системы. Таможенные пошлины за 2014 г. составили 4 637,6 млрд руб. или 17,6% от общей суммы доходов. Этому способствовала благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура в первом полугодии, так как основные поступления приходятся на таможенные пошлины на нефть сырую. В 2014 г. среднегодовая цена на нефть марки Urals составила 97,6 долл. США за баррель против 107,88 долл. США за баррель в 2013 г. С 1 по 31 марта 2015 г. ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую (за 1000 кг) установлена в размере 105,8 долл. США[45]. Таможенные пошлины полностью поступают в федеральный бюджет. Если рассмотреть доходы бюджетной системы России от внешнеэкономической деятельности в целом (таможенные пошлины, таможенные сборы, доходы (операции) по соглашениям между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза и др.), то за 2014 г. они составили 5 463,7 млрд руб. или 20,7% общей суммы доходов.

Уделим внимание остальным неналоговым доходам бюджетов, на которые приходится 1 635,9 млрд руб. за 2014 г., что подчеркивает необходимость совершенствования неналоговых доходов, не связанных с внешнеэкономической деятельностью и страховыми взносами. В первую очередь это касается доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к которым относятся[46]:

· доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в ЦБ РФ и в кредитных организациях;

· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

· плата за пользование бюджетными кредитами;

· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

· часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

· другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Доходы бюджетной системы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, за 2014 г. составили 797,2 млрд руб. (3,0% от общей суммы доходов), из которых наибольший удельный вес занимают:

· доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества – 33,3%;

· доходы от размещения средств бюджетов – 23,8%;

· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах – 28,8%;

· доходы от перечисления части прибыли ЦБ РФ –6,5%.

Важно обратить внимание на то, что основная часть неналоговых доходов федерального бюджета формируется от управления финансовыми ресурсами и денежными средствами, в то время как основная часть арендной либо иной платы поступают в консолидированные бюджеты субъектов РФ. В условиях стагнации российской экономики и сложившейся структуры доходов бюджетов субъектов Российской Федерации с большим, но нестабильным доходом – налогом на прибыль организаций, необходимо повышать качество управления государственным имуществом. Еще в большей степени это касается и муниципальных образований.

Сложной является проблема управления государственным (муниципальным) имуществом. С одной стороны, наибольший удельный вес в доходах от использования имущества занимают доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества – 33,3%. Арендная плата - это возобновляемый и стабильный доход бюджета. Для увеличения арендных поступлений необходимо проведение такой арендной политики, которая будет выгодна и органам управления, и арендаторам. Ключевым элементом организации арендных отношений является экономически обоснованный размер арендной платы. Необходимо таким образом рассчитывать ставки арендной платы, чтобы и не занижать доходы бюджета, и в тоже время способствовать развитию предпринимательства. С другой стороны, продажа государственного имущества приводит к увеличению налоговых поступлений, в частности, от налога на имущество организаций.

Дискуссионным является вопрос об участии органов государственной власти в деятельности коммерческих организаций и получения доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах. Несмотря на относительно либеральную нагрузку на экономику, государство владеет большими пакетами акций в крупнейших корпорациях, не только получая доходы, но и посредством их деятельности реализуя свою экономическую политику. С точки зрения управления данными активами, Правительство РФ неоднократно высказывалось по поводу уменьшения доли государства на рынке, но самые успешные IPO были проведены до кризиса (Роснефть, Сбербанк, ВТБ). После обвала российского фондового рынка и падения интереса инвесторов корпорации с государственным участием ожидают его восстановления, но уровни 2008 г. будут достигнуты еще не скоро.

Основные цели управления имуществом на федеральном уровне изложены в государственной программе «Управление федеральным имуществом»[47], важнейшими индикаторами которой являются средние темпы сокращения количества организаций с государственным участием и имущества государственной казны Российской Федерации. В долгосрочной перспективе доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах будут снижаться.

Сформулируем следующие основные направления совершенствования неналоговых доходов:

1. (В качестве дискуссии) в экспертном сообществе есть предложение о внесении некоторых неналоговых платежей в состав налогов НК РФ. Например, это - сборы за оказание услуг и компенсация государственных затрат, плата пользователей радиочастотным спектром, плата за лесные ресурсы похожи по своей природе на госпошлины и налоги[48]. Есть предложения о внесении в НК РФ арендной платы за недвижимое имущество, платы за парковку, штрафов за нарушение ПДД и лицензионных авторских сборов. Такие меры обяжут профильные ведомства утверждать методику планирования доходов, улучшат их администрирование.

2. Совершенствование методик планирования неналоговых доходов. Устаревшие методики, несоответствие методик современному состоянию экономики приводит к необходимости пересмотра неналоговых поступлений и иногда существенному их изменению по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом. Кроме того, ставки неналоговых платежей не всегда утверждаются своевременно, несмотря на изменение инфляции и условий работы хозяйствующих субъектов.

3. Повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью. Необходимо усиление работы по совершенствованию управления собственностью во всех публично-правовых образованиях, включая мониторинг собственности, планирование доходов от ее использования и продажи. Нужна четко выстроенная система управления финансовыми и нефинансовыми активами с учетом возникающих экономических, социальных и бюджетных эффектов.

Неналоговые доходы бюджетной системы разнородны и значительно отличаются по подходам к их управлению. Но их роль важна, некоторые неналоговые доходы имеют хороший потенциал к развитию и повышению стабильности как отдельных бюджетов, так и всей бюджетной системы в целом.

Ключевые понятия

Доходы бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, дополнительные нормативы, налоговая политика, «налоговый маневр».

Вопросы для обсуждения на научно-исследовательском семинаре

1. Структура и динамика доходов бюджетов бюджетной системы РФ, федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ.

2. Налоговое стимулировании территорий опережающего развития.

3. Налоговые меры в условиях кризиса.

4. Проблемы реализации налогового маневра в нефтяной отрасли.

5. Совершенствование налогообложения недвижимости физических лиц.

6. Особенности и тенденции развития неналоговых доходов в РФ.

7. Совершенствование управления государственной (муниципальной) собственностью.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

На основании данных об исполнении федерального бюджета требуется:

1. Указать общую сумму доходов бюджета, сумму налоговых доходов. Определить отношение каждого показателя к ВВП. Рассчитать долю налоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета.

2. Провести структурный анализ доходов бюджета.

3. Провести анализ динамики доходов бюджета за 3 последних отчетных года.

Рекомендации по выполнению задания.

В ходе выполнения задания используются приемы структурного анализа, то есть рассчитывается удельный вес искомых показателей в общей сумме показателя с более высокой степенью агрегации. Полученные данные ранжируются.

Расчеты рекомендуется выполнять с помощью программного средства Excel для построения таблиц и круговых диаграмм.

Решение оформляется в виде аналитической записки с отражением всех пунктов задания и приложением расчетных таблиц и диаграмм.

Задание 2.

Провести анализ доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов за последний отчетный год. Результаты оформить в следующую таблицу:

Анализ доходов бюджетов различных уровней

№ п/п Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Доходы - всего      
1.            
2.            
           

Список рекомендуемой литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ.

3. О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2015 г.: Информация Министерства экономического развития РФ от 19 февраля 2015 г.

4. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства финансов РФ. - Режим доступа: http://www.minfin.ru, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.02.2015).

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 годы и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства финансов РФ. - Режим доступа: http://www.minfin.ru, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.02.2015).

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №327.

7. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования»: Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 №162-р.

8. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р.

9. Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 №2593-р.

10. Системная работа федеральных органов исполнительной власти в части нормативного обеспечения поступлений неналоговых платежей могла бы существенно увеличить поступления в федеральный бюджет годов [Электронный ресурс]: официальный сайт Счетной палаты РФ. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/25032014-2. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.02.2015).

11. Современное состояние и пути развития налоговой системы России / Колл. авторов: М.В. Романовский и др. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.


Наши рекомендации