Ведомые необходимостью или жадностью?

Жители западных стран равнодушны к печальным фактам ми­ровой нищеты, из чего очевидно, что, желая большинства матери­альных вещей, они скорее ведомы жадностью, чем необходимос­тью. Жадность заставляет нас мечтать о большем, чем нам на самом деле нужно. Она вынуждает нас покупать никому не нуж­ные вещи до тех пор, пока они не перестают помещаться в наших домах, и нам приходится задумываться о покупке нового жилья. Жадность — это дух, захвативший деловой мир Америки. Вот по­чему сегодня так часто урезаются зарплаты рядовых служащих, в то время как руководители высшего звена получают за свою рабо­ту нелепо большие оклады и премии. Жадность охватила всю за­падную культуру (а также руководителей стран третьего мира, осо­бенно в Африке), и церковь не является исключением из этой тен­денции. Мы, кажется, забыли, что Бог пообещал покрывать наши нужды, а вовсе не удовлетворять нашу постоянно растущую жад­ность. Печальная истина заключается в том, что жадность даже воспевается со сцены проповедниками и теми, кто должен быть носителем истины и справедливости.

С помощью этих слов я стремлюсь пробить тревогу и разбудить сознание людей, чтобы мы вместе смогли преодолеть эту неспра­ведливость. Я никого не осуждаю. Скорее я пытаюсь разъяснить ситуацию в надежде на то, что совместными усилиями мы найдем из нее выход.

Если вам сложно абсолютно однозначно оценить, что такое бедность, можем рассмотреть ее в относительном понимании. Да­вайте взглянем на бедность как на социальное явление, которое уходит своими корнями в определенные социальные события. Можно провести такое относительное сравнение, например, взяв сумму всех материальных ценностей беднейшего слоя населения земли и сравнив ее с суммой всех материальных ценностей бога­тейшего слоя. Если сделать это, разница между богатыми и бед­ными станет еще более очевидной и пугающей.

Недавние исследования старшего экономиста Мирового банка показали, что доход каждого из пятидесяти миллионов богатейших жителей Европы и Северной Америки приблизительно равен сум­ме, которую зарабатывают три миллиарда бедняков по всему миру2. Этот один процент населения планеты получает столько же, сколь­ко пятьдесят семь процентов бедных. Вот еще один пример: если взять жителя Северной Америки или Западной Европы, который по определению является бедным (а таких людей в этих странах де­сять процентов), можно сказать, что он все равно живет лучше, чем целых две трети населения всего мира. Мировой банк недавно со­общил, что двадцать четыре страны третьего мира постепенно раз­виваются и становятся частью мирового экономического сообще­ства, ведь в 1960-х годах улучшение уровня жизни составило один процент на душу населения, а в 1990-х — пять процентов3. Но даже при всем этом уровни жизни в западных странах и странах третьего мира значительно отличаются. Ни для кого не секрет, что между этими странами существует огромное неравенство.

В одних странах находятся все деньги в мире, тогда как в других их совсем немного. В самих странах между людьми также сущест­вует неравенство, ведь достоверно известно, что даже в бедных го­сударствах есть богатые слои населения, доходы которых можносравнить с доходами представителей богатых слоев в большинст­ве развитых стран. Наше чувство справедливости подсказывает нам, что должен существовать иной способ распределения мате­риальных ценностей. Наше чувство справедливости говорит, что в пределах конкретной страны одни люди не должны жить в огром­ных особняках, тогда как другие прочесывают помойки в поисках пищи. Очень трудно понять, почему богатство распределяется так неравномерно. Из глубины нашей души вырывается крик о помо­щи и немой вопрос "Почему?"

Причины неравенства

Почему некоторые страны такие богатые, а остальные — такие бедные? Одно из объяснений — это результат действия рыночной экономики. Богатые страны богаты, потому что поставляют дру­гим то, что пользуется большим спросом. Бедные страны бедны, потому что поставляют в избытке то, на что спрос относительно невелик. Это объяснение, однако, кажется слишком упрощенным и не отвечает на вопрос, почему существует бедность в таких стра­нах, как ЮАР, поставляющая всему миру бриллианты4, и Ниге­рия, находящаяся на девятом месте среди стран — поставщиков нефти5, хотя и бриллианты, и нефть пользуются огромным спро­сом у покупателей.

Каким бы ни был ответ, совершенно очевидно, что неравенство заставляет людей жаждать отмщения в том или ином виде. Как сказал президент Джордж Буш-младший на совещании с предста­вителями Международного банка развития, "мир, в котором неко­торые люди живут в комфорте и достатке, а половина человечест­ва зарабатывает менее двух долларов в день, не является ни спра­ведливым, ни стабильным"6.

Один из способов, с помощью которых мировое сообщество пы­тается справиться с нищетой на международном уровне, — это по­мощь других стран. Благодаря ей страны третьего мира получают деньги, чтобы ускорить свое экономическое развитие. Естественно, богатые страны жертвуют часть своих денег на улучшение условий жизни людей в бедных странах. Особенно явно это проявляется, когда развитые страны считают своим моральным долгом указать размер помощи, выплачиваемой другим странам, в своих годовых бюджетах. Несмотря на отсутствие конкретных доказательств того, что такая помощь действительно способствует экономическому раз­витию бедных стран, богатые страны год за годом продолжают тра­тить все больше денег на помощь странам третьего мира.

Угроза бедности заключается в том, что из-за нее происходит треть смертей, а это около восемнадцати миллионов людей в год, или пятьдесят тысяч в день7. Таким образом, с 1990 года по сего­дняшний день умерло триста миллионов людей, в основном жен­щин и детей, что практически равно населению Соединенных Штатов Америки. Каждый год почти одиннадцать миллионов де­тей умирает, не достигнув даже пятилетнего возраста8. Это ужас­ные, прискорбные факты. Может ли церковь сделать хоть что-ни­будь, чтобы решить проблему бедности и неравномерного распре­деления материальных ценностей в мире? Помимо идеи помощи других стран и теории спроса и предложения, есть ли какие-либо духовные факторы, влияющие на бедность? В последующих гла­вах я не принижаю значения экономики, но пытаюсь взглянуть немного дальше экономического аспекта и объединить духовные и экономические законы, чтобы помочь миллионам мужчин и женщин, стремящихся с Божьей помощью преодолеть нищету.

Эта книга не исследование экономической ситуации в странах третьего мира, а попытка ответить на вопрос "Способны ли от­дельные христиане и церковь в целом искоренить бедность?" Я обращаюсь к христианам, способным найти библейское средство для решения этой проблемы, со следующим открытым заявлени­ем: христиане всего мира должны иметь мышление Божьего Царст­ва, чтобы положить конец бедности. Назначение церкви не в том, чтобы люди приходили в здание и сидели на скамьях. Скорее они должны идти в мир и изменять культуру целых стран, устанавли­вая в них Божью систему ценностей, в которую, кстати, входит и система ценностей в вопросах денег и богатства. Бедность не яв­ляется Божьей волей ни для кого, и люди, живущие в Божьем Царстве, не должны испытывать трудности с финансами ни на личном уровне, ни на уровне всего общества.

Иметь мышление Божьего Царства означает, о чем упоминает Павел, когда говорит, что мы должны "преобразоваться обновлени­ем ума нашего" (см.: Римлянам 12:2). В своих книгах я много писал о применении принципов Царства в церкви, и теперь я хочу помочь отдельным христианам начать использовать эти принципы в вопро­сах денег, богатства и личного процветания. Помните: принципы Божьего Царства применимы к деньгам точно так же, как и ко все­му остальному. Сегодня бедность, к нашему огромному сожалению, господствует в мире. И ситуация не изменится до тех пор, пока от­дельные христиане не начнут влиять на культуру наций и улучшать свое личное финансовое положение. Таким образом, чтобы жить в соответствии с принципами Божьего Царства, изложенными в Пи­сании, каждый христианин должен сделать для себя экономическое развитие всего мира приоритетом. При этом стремиться к финансо­вой свободе нужно не только для того, чтобы восполнить собствен­ные нужды, но, и чтобы стать решением мировых проблем.

В Великом Поручении, записанном в Евангелии от Матфея 28:19, 20, говорится не только о том, что мы должны спасать души и насаждать церкви. В нем речь идет о гораздо большем. Нам пору­чено крестить все народы и учить их. Каждый народ имеет свою культуру, и эта культура должна быть трансформирована Церковью Христа, которая возьмет в свои руки владычество над всем Божьим творением на земле. Суть Великого Поручения в том, чтобы изме­нить культуру народов, и это означает, что церкви нужна новая мо­дель ведения миссионерской деятельности. Богу не нравится, когда все наши мысли направлены только внутрь церкви. Он создал все и хочет, чтобы Его принципы царили во всем мире. Вот задание, ко­торое дано нам в Великом Поручении: изменять мир с помощью Божьих принципов и быть представителями Господа, куда бы мы ни шли. Где бы мы ни находились, Бог всегда рядом с нами!

Только спасенные люди могут изменить этот мир к лучшему. Вот почему Бог призывает всех христиан принять брошенный им вызов, водрузить свое знамя на горе финансов и завоевать всю землю для Него.

Евангелие процветания

Эта книга не об исполнении американской мечты или о благопо­лучии какого-то отдельного человека. Она не о том, как зарабаты­вать деньги для собственного блага, и, как вы увидите позже, она не стоит на защите так называемого Евангелия процветания. Есть мно­го волков в овечьих шкурах, которые учат людей о финансовом пре­успевании. Конечно, Бог благословляет людей материально, и я ве­рю в это так же, как и все. Тем не менее в учениях многих американ­ских проповедников на эту тему существует много искажений, и они начинают распространяться и на другие страны, где проповедуют Евангелие процветания. Для меня важно прояснить этот вопрос сейчас, чтобы после не было нареканий на то, что автор этой книги — якобы проповедник Евангелия процветания.

Наши рекомендации