Ведомые необходимостью или жадностью?
Жители западных стран равнодушны к печальным фактам мировой нищеты, из чего очевидно, что, желая большинства материальных вещей, они скорее ведомы жадностью, чем необходимостью. Жадность заставляет нас мечтать о большем, чем нам на самом деле нужно. Она вынуждает нас покупать никому не нужные вещи до тех пор, пока они не перестают помещаться в наших домах, и нам приходится задумываться о покупке нового жилья. Жадность — это дух, захвативший деловой мир Америки. Вот почему сегодня так часто урезаются зарплаты рядовых служащих, в то время как руководители высшего звена получают за свою работу нелепо большие оклады и премии. Жадность охватила всю западную культуру (а также руководителей стран третьего мира, особенно в Африке), и церковь не является исключением из этой тенденции. Мы, кажется, забыли, что Бог пообещал покрывать наши нужды, а вовсе не удовлетворять нашу постоянно растущую жадность. Печальная истина заключается в том, что жадность даже воспевается со сцены проповедниками и теми, кто должен быть носителем истины и справедливости.
С помощью этих слов я стремлюсь пробить тревогу и разбудить сознание людей, чтобы мы вместе смогли преодолеть эту несправедливость. Я никого не осуждаю. Скорее я пытаюсь разъяснить ситуацию в надежде на то, что совместными усилиями мы найдем из нее выход.
Если вам сложно абсолютно однозначно оценить, что такое бедность, можем рассмотреть ее в относительном понимании. Давайте взглянем на бедность как на социальное явление, которое уходит своими корнями в определенные социальные события. Можно провести такое относительное сравнение, например, взяв сумму всех материальных ценностей беднейшего слоя населения земли и сравнив ее с суммой всех материальных ценностей богатейшего слоя. Если сделать это, разница между богатыми и бедными станет еще более очевидной и пугающей.
Недавние исследования старшего экономиста Мирового банка показали, что доход каждого из пятидесяти миллионов богатейших жителей Европы и Северной Америки приблизительно равен сумме, которую зарабатывают три миллиарда бедняков по всему миру2. Этот один процент населения планеты получает столько же, сколько пятьдесят семь процентов бедных. Вот еще один пример: если взять жителя Северной Америки или Западной Европы, который по определению является бедным (а таких людей в этих странах десять процентов), можно сказать, что он все равно живет лучше, чем целых две трети населения всего мира. Мировой банк недавно сообщил, что двадцать четыре страны третьего мира постепенно развиваются и становятся частью мирового экономического сообщества, ведь в 1960-х годах улучшение уровня жизни составило один процент на душу населения, а в 1990-х — пять процентов3. Но даже при всем этом уровни жизни в западных странах и странах третьего мира значительно отличаются. Ни для кого не секрет, что между этими странами существует огромное неравенство.
В одних странах находятся все деньги в мире, тогда как в других их совсем немного. В самих странах между людьми также существует неравенство, ведь достоверно известно, что даже в бедных государствах есть богатые слои населения, доходы которых можносравнить с доходами представителей богатых слоев в большинстве развитых стран. Наше чувство справедливости подсказывает нам, что должен существовать иной способ распределения материальных ценностей. Наше чувство справедливости говорит, что в пределах конкретной страны одни люди не должны жить в огромных особняках, тогда как другие прочесывают помойки в поисках пищи. Очень трудно понять, почему богатство распределяется так неравномерно. Из глубины нашей души вырывается крик о помощи и немой вопрос "Почему?"
Причины неравенства
Почему некоторые страны такие богатые, а остальные — такие бедные? Одно из объяснений — это результат действия рыночной экономики. Богатые страны богаты, потому что поставляют другим то, что пользуется большим спросом. Бедные страны бедны, потому что поставляют в избытке то, на что спрос относительно невелик. Это объяснение, однако, кажется слишком упрощенным и не отвечает на вопрос, почему существует бедность в таких странах, как ЮАР, поставляющая всему миру бриллианты4, и Нигерия, находящаяся на девятом месте среди стран — поставщиков нефти5, хотя и бриллианты, и нефть пользуются огромным спросом у покупателей.
Каким бы ни был ответ, совершенно очевидно, что неравенство заставляет людей жаждать отмщения в том или ином виде. Как сказал президент Джордж Буш-младший на совещании с представителями Международного банка развития, "мир, в котором некоторые люди живут в комфорте и достатке, а половина человечества зарабатывает менее двух долларов в день, не является ни справедливым, ни стабильным"6.
Один из способов, с помощью которых мировое сообщество пытается справиться с нищетой на международном уровне, — это помощь других стран. Благодаря ей страны третьего мира получают деньги, чтобы ускорить свое экономическое развитие. Естественно, богатые страны жертвуют часть своих денег на улучшение условий жизни людей в бедных странах. Особенно явно это проявляется, когда развитые страны считают своим моральным долгом указать размер помощи, выплачиваемой другим странам, в своих годовых бюджетах. Несмотря на отсутствие конкретных доказательств того, что такая помощь действительно способствует экономическому развитию бедных стран, богатые страны год за годом продолжают тратить все больше денег на помощь странам третьего мира.
Угроза бедности заключается в том, что из-за нее происходит треть смертей, а это около восемнадцати миллионов людей в год, или пятьдесят тысяч в день7. Таким образом, с 1990 года по сегодняшний день умерло триста миллионов людей, в основном женщин и детей, что практически равно населению Соединенных Штатов Америки. Каждый год почти одиннадцать миллионов детей умирает, не достигнув даже пятилетнего возраста8. Это ужасные, прискорбные факты. Может ли церковь сделать хоть что-нибудь, чтобы решить проблему бедности и неравномерного распределения материальных ценностей в мире? Помимо идеи помощи других стран и теории спроса и предложения, есть ли какие-либо духовные факторы, влияющие на бедность? В последующих главах я не принижаю значения экономики, но пытаюсь взглянуть немного дальше экономического аспекта и объединить духовные и экономические законы, чтобы помочь миллионам мужчин и женщин, стремящихся с Божьей помощью преодолеть нищету.
Эта книга не исследование экономической ситуации в странах третьего мира, а попытка ответить на вопрос "Способны ли отдельные христиане и церковь в целом искоренить бедность?" Я обращаюсь к христианам, способным найти библейское средство для решения этой проблемы, со следующим открытым заявлением: христиане всего мира должны иметь мышление Божьего Царства, чтобы положить конец бедности. Назначение церкви не в том, чтобы люди приходили в здание и сидели на скамьях. Скорее они должны идти в мир и изменять культуру целых стран, устанавливая в них Божью систему ценностей, в которую, кстати, входит и система ценностей в вопросах денег и богатства. Бедность не является Божьей волей ни для кого, и люди, живущие в Божьем Царстве, не должны испытывать трудности с финансами ни на личном уровне, ни на уровне всего общества.
Иметь мышление Божьего Царства означает, о чем упоминает Павел, когда говорит, что мы должны "преобразоваться обновлением ума нашего" (см.: Римлянам 12:2). В своих книгах я много писал о применении принципов Царства в церкви, и теперь я хочу помочь отдельным христианам начать использовать эти принципы в вопросах денег, богатства и личного процветания. Помните: принципы Божьего Царства применимы к деньгам точно так же, как и ко всему остальному. Сегодня бедность, к нашему огромному сожалению, господствует в мире. И ситуация не изменится до тех пор, пока отдельные христиане не начнут влиять на культуру наций и улучшать свое личное финансовое положение. Таким образом, чтобы жить в соответствии с принципами Божьего Царства, изложенными в Писании, каждый христианин должен сделать для себя экономическое развитие всего мира приоритетом. При этом стремиться к финансовой свободе нужно не только для того, чтобы восполнить собственные нужды, но, и чтобы стать решением мировых проблем.
В Великом Поручении, записанном в Евангелии от Матфея 28:19, 20, говорится не только о том, что мы должны спасать души и насаждать церкви. В нем речь идет о гораздо большем. Нам поручено крестить все народы и учить их. Каждый народ имеет свою культуру, и эта культура должна быть трансформирована Церковью Христа, которая возьмет в свои руки владычество над всем Божьим творением на земле. Суть Великого Поручения в том, чтобы изменить культуру народов, и это означает, что церкви нужна новая модель ведения миссионерской деятельности. Богу не нравится, когда все наши мысли направлены только внутрь церкви. Он создал все и хочет, чтобы Его принципы царили во всем мире. Вот задание, которое дано нам в Великом Поручении: изменять мир с помощью Божьих принципов и быть представителями Господа, куда бы мы ни шли. Где бы мы ни находились, Бог всегда рядом с нами!
Только спасенные люди могут изменить этот мир к лучшему. Вот почему Бог призывает всех христиан принять брошенный им вызов, водрузить свое знамя на горе финансов и завоевать всю землю для Него.
Евангелие процветания
Эта книга не об исполнении американской мечты или о благополучии какого-то отдельного человека. Она не о том, как зарабатывать деньги для собственного блага, и, как вы увидите позже, она не стоит на защите так называемого Евангелия процветания. Есть много волков в овечьих шкурах, которые учат людей о финансовом преуспевании. Конечно, Бог благословляет людей материально, и я верю в это так же, как и все. Тем не менее в учениях многих американских проповедников на эту тему существует много искажений, и они начинают распространяться и на другие страны, где проповедуют Евангелие процветания. Для меня важно прояснить этот вопрос сейчас, чтобы после не было нареканий на то, что автор этой книги — якобы проповедник Евангелия процветания.