Тема 10. Пассивные операции банков
Краткая характеристика пассивных операций банков. Порядок привлечение средств клиентов банка при совершении пассивных операций. Способы формирования собственных и привлеченных средств банков. Привлечение средств: депозиты, получение кредитов, эмиссионные операции.
Классификация депозитов: депозиты физических лиц, депозиты юридических лиц. Классификация депозитов физических лиц и депозитов юридических лиц. Выпуск банковских облигаций.
Семинарское занятие. Пассивные операции банков.
Самостоятельная работа. Привлечение средств: депозиты, получение кредитов, эмиссионные операции.
Выпуск банковских облигаций.
Рекомендуемая литература:
основная [1-7];
дополнительная [1-6];
нормативно-правовые акты [1-9].
Тема 11. Банковские услуги
Виды услуг: расчетное регулирование, операции с ценными бумагами, факторинг, лизинг, форфейтинг, доверительные операции. Агентские услуги банков. Платный характер банковских услуг.
Осуществление расчетно-кассовых операций: операции по расчетному счету, кассовые операции.
Порядок открытия и ведения счетов клиентов банка. Правила осуществления безналичных расчетов. Установление очередности списания денежных средств со счетов клиентов. Схемы документооборота при совершении безналичных расчетов.
Балансовые и забалансовые операции банка.
Семинарское занятие. Банковские услуги.
Самостоятельная работа.
Схемы документооборота при совершении безналичных расчетов. Порядок открытия и ведения счетов клиентов банка.
Рекомендуемая литература:
основная [1-7];
дополнительная [1-6];
нормативно-правовые акты [1-9].
Тема 12. Основы банковского менеджмента и маркетинга
Понятие, сущность и функции банковского менеджмента, его место на рынке. Опыт банковского менеджмента за рубежом. Специфика банковского менеджмента в России. Цели и задачи управления кредитными организациями. Финансовые основы менеджмента.
Маркетинг как инструмент рыночных преобразований российской банковской системы. Задачи банковского маркетинга: 1) аналитико-оценочные задачи; 2) задачи разработки стратегии; 3) исполнительные задачи. Методы исследования рынка. Системы управления банковским маркетингом. Международный банковский маркетинг.
Семинарское занятие. Основы банковского менеджмента и маркетинга.
Самостоятельная работа. Специфика банковского менеджмента в России.
Системы управления банковским маркетингом.
Международный банковский маркетинг.
Рекомендуемая литература:
основная [1-7];
дополнительная [1-6];
нормативно-правовые акты [1-9].
Тема 13. Валютное регулирование и валютный контроль
Нормативно-правовое регулирование валютных отношений. Валюта, валютные курсы и основные методы их котировки. Виды валютных операций. Внутренние расчеты и кредитование в иностранной валюте. Валютные счета. Рублевые счета нерезидентов. Основные виды и условия депозитных операций и открываемых валютных счетов.
Взаимосвязь валютной политики и денежно-кредитного регулирования. Лицензирование валютных операций банков.
Мировая и валютная система, и ееэволюция. Классификация международных валютных рынков. Международные финансовые и кредитные университеты. Операции на международном валютном рынке F.О.R.Е.Х. Прогнозирование валютного рынка, технический и экономический анализ. Международные финансовые и кредитные университеты.
Семинарское занятие. Валютное регулирование и валютный контроль.
Практическое занятие. Валютное регулирование и валютный контроль.
Самостоятельная работа. Лицензирование валютных операций банков.
Прогнозирование валютного рынка, технический и экономический анализ. Взаимосвязь валютной политики и денежно-кредитного регулирования.
Рекомендуемая литература:
основная [1-7];
дополнительная [1-6];
нормативно-правовые акты [1-9].
РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ» И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ
РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ» | ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ) ДИСЦИПЛИНЫ |
Раздел 1. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ | Денежное довольствие и оплата труда в МЧС России Профессиональные компьютерные программы |
5. Методические рекомендации по организации изучения
учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации программы учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» используется инновационная образовательная модульная технология, основой которой является модульный принцип построения курса. В рамках одного модуля объединяются: 1) лекционное, 2) семинарское и/или практическое занятия, и/или занятие с использованием интерактивных форм обучения.
Общими дидактическими целями занятий являются:
· обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки»;
· формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
· выработка при решении поставленных задач профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, точности, творческой инициативы.
Регулятивными нормами способов достижения указанных дидактических целей являются принципы верификации, междисциплинарной интегративности, единства и многообразия внутрипредметных связей.
На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций.
Аналитико-обобщающие занятия. Семинарские занятия – вид аудиторной работы для более полного освоения теоретической и практической части дисциплины. Они играют существенную роль в формировании общекультурных и профессиональных компетенций. В ходе семинарского занятия обеспечивается процесс активного взаимодействия обучаемых с преподавателем. Цель семинарского занятия - углубить и закрепить знания, полученные на лекции.
Контрольно-практические занятия. В ходе практического занятия приобретаются практические навыки и умения. Цель практического занятия: формирование инструментальной компетенции использования знания основных экономических теорий для решения практических задач; самостоятельного приобретения знаний в области экономики.
Образовательными задачами практического занятия являются:
· глубокое изучение лекционного материала, изучение методов работы с учебной литературой, получение персональных консультаций у преподавателя;
· решение спектра практических задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, и т.п.);
· выполнение экономических расчетов;
· работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками;
· выполнение тестовых заданий по проверке полученных знаний и умения.
Экспериментальные занятия с использованием интерактивных форм обучения: дискуссия, Case-study – анализ конкретных практических ситуаций, проблемно-ситуационный анализ, дебаты, круглый стол.
Цель экспериментального занятия: формирование инструментальной компетенции планировать и проводить экономические исследования адекватными экспериментальными методами; формирование общекультурной компетенции следовать этическим и правовым нормам, умение работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям; формирование профессиональной компетенции понимать различие в методах исследования экономических процессов.
Образовательными задачами экспериментального занятия являются:
· формирование практических умений работы с научной, учебной литературой;
· формирование исследовательских умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
· экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление качественных и количественных характеристик экономических процессов.
На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций.
Аудиторные занятия учебного курса бухгалтерского учета и анализа для очной формы обучения составляют 72 часов, из них лекции —36 часа (50%), семинарские и практические занятия — 36 часа (50%), контрольные работы — 4 часа. Интерактивное обучение составляет порядка 20% от общего числа аудиторных часов.
Аудиторные занятия учебного курса бухгалтерского учета и анализа для заочной формы обучения (5 лет) составляют 16 часа, из них лекции — 8 часов (50%), семинарские и практические занятия — 8 часа (50%). Интерактивное обучение составляет 25% от общего числа аудиторных часов. Большая часть учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу – 128 часа.
5.2 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Примерный перечень вопросов для зачета (3 семестр)
1.Деньги, их сущность и функции.
2.Виды денег.
3.Денежная масса и факторы, ее определяющие.
4.Эмиссия денег.
5.Денежная система: элементы, виды.
6.Организация налично-денежного оборота в России.
7.Характеристика безналичных расчетов.
8.Инфляция. Сущность и причины.
9.Виды инфляции. Последствия и пути выхода из инфляции.
10.Платежный баланс страны.
11.Виды банков и их структура.
12.Банковская система России.
13.Функции коммерческих банков.
14.Функции Банка России.
15.Банковский контроль и надзор.
16.Финансовое оздоровление кредитных организаций
17.Несостоятельность (банкротство) кредитных учреждений.
18.Ответственность коммерческих банков за нарушение экономических
нормативов.
19.Сущность и структура кредита.
20.Субъекты кредитных отношений.
21.Функции кредита.
22.Виды кредитов.
23.Основные принципы кредитования.
24.Активные операции банков.
25.Кредитные операции коммерческого банка.
26.Пассивные операции банков.
Примерный перечень вопросов для экзамена (4 семестр)
1.Деньги, их сущность и функции.
2.Виды денег.
3.Денежная масса и факторы, ее определяющие.
4.Эмиссия денег.
5.Денежная система: элементы, виды.
6.Организация налично-денежного оборота в России.
7.Характеристика безналичных расчетов.
8.Инфляция. Сущность и причины.
9.Виды инфляции. Последствия и пути выхода из инфляции.
10.Платежный баланс страны.
11.Виды банков и их структура.
12.Банковская система России.
13.Функции коммерческих банков.
14.Функции Банка России.
15.Банковский контроль и надзор.
16.Финансовое оздоровление кредитных организаций
17.Несостоятельность (банкротство) кредитных учреждений.
18.Ответственность коммерческих банков за нарушение экономических
нормативов.
19.Сущность и структура кредита.
20.Субъекты кредитных отношений.
21.Функции кредита.
22.Виды кредитов.
23.Основные принципы кредитования.
24.Активные операции банков.
25.Кредитные операции коммерческого банка.
26.Пассивные операции банков.
27.Инвестиционная политика банков.
28.Депозитные операции банков.
29.Лицензирование банковской деятельности.
30.Банковские услуги.
31 .Расчетные и другие счета в банках.
32.Валютная система России.
33.Валютные операции банков.
34.Валютный курс. Основные понятия и определения.
35.Формы международных безналичных расчетов.
36.Международный валютный рынок.
37.Банковский менеджмент: основные понятия и определения.
38.Банковский маркетинг: основные понятия и определения.
39.Операции на международном валютном рынке.
40.Международные финансовые и кредитные университеты.
41.Цели банковского контроля и надзора.
42.Штрафные санкции Банка России за нарушение банковского законодательства.
43.Методы контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков. 44.Основные экономические нормативы деятельности коммерческих банков. 45.Ответственность коммерческих банков за нарушение экономических нормативов.
46.0сновные задачи санации кредитных учреждений.
47.Реформа банковской системы в 1987 - 1990-х годах.
48.Современная концепция развития банковской системы в России.
49.Расчетный баланс страны.
50.Структура торгового баланса страны.
6.7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
«Деньги, кредит, банки»
Материально-техническими средствами обучения дисциплины являются:
1. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, видеомагнитофон, графопроектор, телевизор, ПЭВМ, видеофильмы, интерактивная доска).
2. Наглядные пособия, иллюстрированные стенды, плакаты.
№ | Раздел дисциплины | Аудиторные занятия (часы) | Комплекты наглядных пособий, плакатов, перечень видеофильмов, слайдов, диафильмов, комплекты фотографий и т. п., используемые в данной дисциплине |
Деньги, кредит, банки | 12 часов | 1. Демонстрационная презентация курса в программе Power Point не менее 100 кадров 2. Подборка комплектов реальной отчетности предприятий и организаций 3. Комплект раздаточного материала для обсуждения конкретной ситуации |
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы, используемые для промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков в соответствии с реализуемыми компетенциями по дисциплине «Деньги, кредит, банки» включают:
• вопросы к экзамену.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».
Авторы:Салманов.А.Б., Ворона-Сливинская Л.Г., Еременко.С.П.,
Рецензенты:кандидат экономических наук, доцент И.К. Сиденко (Санкт-Петербургский университет МВД России);
доктор экономических наук, профессор С.А. Иванов (Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России).
Программа одобрена на заседании Ученого совета СПб УГПС МЧС России от __________ года, протокол № ……
Ворона-Сливинская Любовь Григорьевна, доктор экономических наук, профессор;
Еременко Сергей Петрович,доктор экономических наук, профессор;
Салманов Арзо Бакирович, кандидат экономических наук,доцент;
Под общей редакцией
доктора военных наук, доктора технических наук, профессора,
заслуженного работника высшей школы Российской Федерации,
лауреата премии Правительства Российской Федерации
в области науки и техники В.С. Артамонова
Деньги, кредит, банки
Рабочая программа
по направлению 080100.62 «Экономика»
___________________________________________________________________
Подписано в печать 2013 Формат 60´84 1/16
Печать офсетная. Объем 2,4 п. л. Тираж 100 экз.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России
196105, Санкт-Петербург, Московский пр., 149