Бюджетный процесс: основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Составление, вненшняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности РФ.

С окончанием финансового года бюджетный процесс не завершается, так как далее следует стадия подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти или исполнительным органом местного самоуправления. Единая методология отчетности об исполнении бюджета определяется Правительством РФ. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта Федерации или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Внутренняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется органами Минфина России в соответствии с заключенными им соглашениями с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления (ст. 271 БК РФ).

Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с соответствующими документами и материалами. Он должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета. До начала рассмотрения отчета представительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета. Такая проверка осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов.

Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов, соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. При отклонении отчета представительный орган вправе обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

В соответствии с законодательством субъекта Федерации и уставом муниципального образования законодательный (представительный) орган, орган местного самоуправления вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.

Единая методология отчетности об исполнении федерального бюджета устанавливается Правительством РФ, которое также представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр ежеквартальных и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату РФ.

Подготовка отчета об исполнении федерального бюджета начинается в конце каждого финансового года. Министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

В отчетах бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Минфин России как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений, Минфин России либо иной уполномоченный орган исполнительной власти готовит совместно с Минимущества России.

Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам.

Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме проекта федерального закона ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ. Отчет должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Помимо отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу представляется следующие документы и материалы:

— отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

—отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

— отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

— отчет о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований;

— отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;

— сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

— сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

— реестр федеральной государственной собственности на первый и последний дни отчетного финансового года;

— отчет о состоянии внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации на первый и последний дни отчетного финансового года;

— отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Проверка отчета Правительства РФ об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ в течение 4,5 месяцев после его представления в Государственную Думу. При этом Счетная палата РФ использует материалы и результаты проведенных ею проверок. По результатам проверки готовится заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. Этот документ включает:

—заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

—заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов и по каждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым выявлено расходование средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

— заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

— анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований бюджетного законодательства;

— анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований БК РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;

— анализ предоставления бюджетных инвестиций, заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований бюджетного законодательства;

—анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

— иные материалы, определенные постановлениями Государственной Думы или Совета Федерации.

Рассмотрение отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Государственной Думой в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

— доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;

— доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

—доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

—заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе, Председатель Конституционного суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного суда РФ, Председатель Верховного суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает решение об утверждении либо отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, руководители и аудиторы Счетной палаты РФ могут быть освобождены решением Государственной Думы или Совета Федерации от занимаемых должностей. Иные должностные лица несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу для принятия решения по отчету об исполнении федерального бюджета, в соответствии с законодательством.

Подготовка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов имеют свою специфику. Так, в соответствии со ст. 13 Закона г. Москвы от б сентября 1995 г. № 17 «О бюджетном процессе в Москве» для контроля за исполнением бюджета города Москвы Правительство Москвы ежеквартально представляет в Московскую городскую Думу отчетность об исполнении бюджетных показателей в объеме и в сроки, установленные нормативными актами Российской Федерации.

Не позднее чем через две недели после утверждения Правительством Москвы материалов об исполнении бюджета мэр Москвы представляет в Московскую городскую Думу и Контрольно-счетную палату Москвы проект Закона г. Москвы об исполнении бюджета за прошедший финансовый год и отчет об исполнении бюджета по статьям доходов и расходов, установленным Законом города Москвы «О бюджете города Москвы».

Московская городская Дума рассматривает проект закона города Москвы об исполнении бюджета за прошедший финансовый год не позднее чем через две недели после его внесения в Думу.

В случае непринятия закона города Москвы об исполнении бюджета Московская городская Дума принимает постановление, устанавливающее последствия такого решения.

Наши рекомендации