Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности РФ.

Бюджетную отчетность РФ составляет Федеральное казначейство. После составления отчетность поступает в Министерство финансов РФ, а оттуда в Правительство РФ, которое утверждает отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и направляет в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ и только после этой проверки рассматривается Государственной Думой.

По результатам рассмотрения отчета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета. В случае отклонения отчет возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца.

Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.

III. Роль Счетной палаты в бюджетном процессе

Счетная палата - это контролирующий орган, который:

1) имеет статус высшего контролирующего органа, уполномоченного на проведение внешнего государственного аудита;

2) подотчетен Федеральному Собранию;

3) действует на постоянной основе;

4) обладает финансовой, организационной и функциональной независимостью;

5) осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Счетная палата выполняет свыше 25 функций. Наделение ее функциями возможно только на основании федеральных законов.

Первая и, наверное, главная ее функция - осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. По результатам контрольных мероприятий палата направляет представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Представления содержат описание выявленных нарушений и меры, которые следует принять.

Предписания направляются в случаях, если:

- выявленные нарушения наносят ущерб государству и требуют безотлагательного пресечения;

- создаются препятствия для проведения контрольных мероприятий;

- не выполняются представления.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

Уведомление о применении бюджетных мер принуждения направляется в адрес органа, уполномоченного применять бюджетные меры принуждения, при выявлении Счетной палатой в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений.

Порядок проведения контроля регулируется стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

Есть как минимум три разновидности такого аудита:

1) финансовый аудит; 2) аудит эффективности; 3) стратегический аудит.

При первом проверяется исполнение бюджетного законодательства, при втором выясняется, насколько эффективно проверяемые использовали предоставленные им средства, а третий идет дальше, т.к. позволяет оценить реализуемость, риски и последствия результатов реализации поставленных целей.

Другие виды контроля:

1) предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

2) анализ полноты и своевременности поступлений доходов федерального бюджета, кассового исполнения федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявление отклонений и нарушений - в процессе исполнения федерального бюджета;

3) последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

В поле зрения Счетной палаты попадают:

1) федеральные государственные органы;

а также органы:

2) государственных внебюджетных фондов;

3) Центрального банка РФ;

4) федеральных государственных учреждений;

5) федеральных государственных унитарных предприятий;

6) государственных корпораций и государственных компаний;;

7) хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах;

8) государственные органы субъектов РФ;

9) органы местного самоуправления.

Счетная палата уполномочена контролировать деятельность:

1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, которым были предоставлены средства из федерального бюджета;

2) кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета;

3) иных организаций - по поручению Совета Федерации и Государственной Думы, Президента и Правительства РФ.

Последующий контроль исполнения федерального бюджета регламентирован Стандартом финансового контроля, утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 12.02.2008 N 7К (584)). Предметом комплекса контрольных мероприятий является исполнение федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период.

Этапы последующего контроля:

этап I - подготовка и утверждение программ комплекса контрольных мероприятий, распорядительных документов;

этап II - подготовка информации Счетной палаты на отчет Минфина России об исполнении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период;

этап III - проведение комплекса контрольных мероприятий в Минфине России, Федеральном казначействе, главных администраторах средств федерального бюджета;

этап IV - подготовка, рассмотрение и представление заключений Счетной палаты РФ по каждому главному администратору средств федерального бюджета о результатах проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;

этап V - проведение проверки отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, а также документов и материалов, представленных одновременно с ним;

этап VI - подготовка заключения Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год по направлениям деятельности Счетной палаты РФ, а также предложений к сводной части заключения Счетной палаты РФ;

этап VII - подготовка проекта заключения Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, а также проектов представлений, информационных писем и иных документов на основе проекта заключения Счетной палаты.

IV. Государственный и муниципальный финансовый контроль

в бюджетном процессе

Этот контроль уполномочены осуществлять: законодательные (представительные) органы (парламентский контроль); Федеральное казначейство; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; главные распорядители бюджетных средств; главные администраторы доходов бюджета; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований; подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), создаваемые органами исполнительной власти (органами местной администрации).

1. Парламентский контроль осуществляется:

- в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам - предварительный контроль;

- в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами - текущий контроль;

- в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов - последующий контроль.

2. Федеральное казначейство контролирует:

- непревышение лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, кассовых расходов и кассовых выплат;

- соответствие содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе;

- наличие у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора контролирует:

- использование средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов;

- исполнение органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований) законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

4. Главные распорядители бюджетных средств контролируют:

- правомерное, целевое, эффективное использование бюджетных средств подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств;

- использование субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

5. Главные администраторы доходов бюджета контролируют администрирование доходов подведомственными администраторами доходов бюджета.

6. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета контролируют осуществление подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.

7. Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований контролируют:

- операции с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов;

- соблюдение получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

8. Подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля):

- разрабатывают внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;

- контролируют соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;

- готовят и организуют принятие мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Нормативно-правовой минимум

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О Счетной палате Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 N 1123-р "О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года" // СПС "КонсультантПлюс".

Рекомендуемая литература

Гроган Ф.Г. Функциональная оценка деятельности Счетной палаты Российской Федерации // Сайт Счетной палаты РФ, http://www.ach.gov.ru/ru/international/collaboration/?id=171. Дата обращения 12.07.2013.

Кузнеченкова В.Е. Роль Счетной палаты Российской Федерации в противодействии коррупции в финансово-бюджетной сфере // Финансовое право. 2012. N 6.

Левина О.А. Правовые аспекты участия Банка России и кредитных организаций в исполнении бюджетов // Банковское право. 2012. N 2.

Пауль А.Г. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета по доходам // Финансовое право. 2012. N 12.

Публичные финансы и финансовое право: Сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

Савостьянова С.А. Правовое регулирование бюджетного процесса в муниципальных образованиях // Финансовое право. 2012. N 10.

Салдусова Б.В. Особенности формирования бюджетной отчетности // Бюджетный учет. 2012. N 10.

Черпицкая Л.Т. Отношения в сфере бюджетного процесса как объект правовой охраны // Финансовое право. 2013. N 1.

Юскаева С.В. Бюджетная отчетность и web-технологии // Бюджетный учет. 2012. N 4.

Глава 1.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ -

ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

I. Общая финансово-правовая характеристика государственных

внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального

страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского

страхования и территориальные внебюджетные фонды

обязательного медицинского страхования

В России действует три государственных внебюджетных фонда:

1) Пенсионный фонд РФ (далее также - "ПФ РФ");

2) Фонд социального страхования РФ (далее также - "ФСС РФ");

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее также - "ФФОМС").

Кроме того, в регионах действуют территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.

Наши рекомендации