Участники бюджетного процесса и их основные полномочия: общая характеристика.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

– Президент РФ;

– Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

– Правительство РФ;

– Министерство финансов РФ;

– Федеральное казначейство;

– органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

– Центральный банк РФ (Банк России);

– Счетная палата РФ;

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

– государственные внебюджетные фонды;

– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

– иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

I. Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

II. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

III. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

IV Министерство финансов РФ (Минфин России) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФобладает следующими бюджетными полномочиями:

– составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– представляет по поручению Правительства РФ сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

– осуществляет методологическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

– устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

– составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

– представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

– разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

– разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

– осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

– разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;

– осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

– устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

– обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, установленном Правительством РФ;

– предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

– регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований;

– ведет Государственную долговую книгу РФ;

– осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;

– организует исполнение федерального бюджета;

– принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности и др.

При этом министр финансов РФ имеет исключительное право дать разрешение на совершение следующих действий: утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета и др. Совершение указанных действий без разрешительной надписи министра финансов является нарушением бюджетного законодательства РФ. Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру финансов поступило представление Счетной палаты РФ или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства РФ главным распорядителем бюджетных средств.[21]

В состав Центрального аппарата Министерства финансов РФвходят следующие департаменты и отделы.[22]

1. Департамент бюджетной политики включает следующие отделы: бюджетного законодательства; бюджетного планирования; межгосударственных финансов; организации исполнения федерального бюджета; Сводный отдел анализа и прогнозирования доходов; анализа и прогнозирования доходов от прямых налогов и прочих платежей; анализа и прогнозирования доходов от косвенных налогов и ресурсных платежей; резервных фондов; бюджетной политики в сфере государственной службы; финансового обеспечения судебной системы; нормативного правового обеспечения государственной службы; оплаты труда государственных служащих и анализа административных расходов; методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации; методологии формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов.

2. Департамент бюджетной политики в отраслях экономики включает следующие отделы: Сводный отдел; отделы бюджетной политики в области транспорта, дорожного хозяйства и связи; бюджетной политики в сфере землепользования, недропользования и экологии; бюджетной политики в области гражданской промышленности и энергетики; бюджетной политики в области сельского хозяйства и рыболовства; бюджетной политики в области формирования федеральных целевых программ, программ развития регионов; бюджетной политики в области жилищных субсидий и методологии финансирования бюджетных капитальных расходов.

3. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки включает отделы: Сводный отдел; отделы бюджетной политики в сфере образования; бюджетной политики в сфере здравоохранения и физической культуры; бюджетной политики в сфере научной и научно-технической деятельности и гражданского назначения; бюджетной политики в сфере социального обеспечения и программ государственной занятости населения; обязательного социального страхования и государственных внебюджетных фондов; бюджетной политики в сфере культуры и средств массовой информации.

4. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа включает отделы: сводного анализа в сфере национальной обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности; нормативного правового обеспечения в сфере государственной военной и правоохранительной службы; бюджетной политики в сфере национальной обороны; бюджетной политики в сфере безопасности государства и правоохранительной деятельности; бюджетной политики в сфере юстиции, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; бюджетной политики в сфере военно-технического сотрудничества; бюджетной политики в сфере государственного оборонного заказа, мобилизационной подготовки экономики и материального резерва.

5. Департамент межбюджетных отношений включает: Сводный отдел; отделы организации бюджетного процесса в субъектах РФ; мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ; муниципальных образований; реформы жилищно-коммунального хозяйства; методологии межбюджетных отношений.

6. Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов включает: отделы международного сотрудничества; взаимоотношений с международными банками; внешнего долга; внешних активов; государственных внутренних активов; внутреннего долга; методологии и регулирования долга субъектов РФ и муниципальных образований; учета, анализа и отчетности; по управлению средствами Стабилизационного фонда.

7. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики включает отделы: координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы, анализа и общих вопросов; применения общих правил законодательства о налогах и сборах; налогообложения прибыли (дохода) организаций; налогообложения доходов граждан и единого социального налога; имущественных и прочих налогов; налогов и доходов от использования природных ресурсов; косвенных налогов; международного налогообложения; таможенных платежей; нормативного регулирования определения таможенной стоимости.

8. Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности включает отделы: регулирования финансово-бюджетного надзора и финансового мониторинга; методологии бухгалтерского учета и отчетности; нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности; регулирования аттестации, лицензирования и повышения квалификации аудиторов, координации контроля в сфере обязательного аудита и деятельности профессиональных аудиторских объединений.

9. Департамент финансовой политики включает отделы: пенсионной реформы; финансовых рынков и имущественных отношений; регулирования лотерейной деятельности и производства защищенной полиграфической продукции; регулирования страховой деятельности; организации комплексных выплат; банковской деятельности; денежно-кредитной политики.

10. Правовой департамент включает отделы: правового обеспечения государственной долговой политики, оборонного комплекса и правоохранительных органов, финансового рынка и межбюджетных отношений; правового обеспечения бюджетной политики, деятельности подведомственных организаций и систематизации нормативных актов; правового обеспечения налоговой и таможенно-тарифной политики, контроля и надзора, аудита, бухгалтерского учета и отчетности; судебной защиты.

V. Федеральное казначействообладает следующими бюджетными полномочиями:

– производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным БК РФ;

– открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ;

– устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

– ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России и представляет собой счет, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета.

Использование Единого счета – новая информационная технология исполнения федерального бюджета, посредством которой осуществляется:

– централизация доходов и средств федерального бюджета;

– централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете;

– ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначействаопераций по доходам и расходам федерального бюджета.

VI. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная службаосуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей.

Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе являются государственные налоговые инспекциипо соответствующей территории (республике, краю, области, городу, району), которые выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории.

Главными задачами налоговых инспекций являются контроль за соблюдением налогового законодательства и за правильностью начисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством.[23]

Налоговые инспекции выполняют следующие функции:

1) ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков;

2) представляют финансовым органам и органам казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и платежей;

3) осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

4) анализируют отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливают на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;

5) производят на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

6) ведут учет и оценку конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

7) координируют проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

8) контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;

9) передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

10) предъявляют в суд и арбитражный суд иски:

а) о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

б) о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; (в) о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;

11) обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством РФ и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;

12) производят осмотр, фиксацию содержания и изъятия у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения.

13) получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;

14) приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

102. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.

Статья 164. Участники бюджетного процесса на федеральном уровне

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

Президент Российской Федерации;

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство;

Центральный банк Российской Федерации;

Счетная палата Российской Федерации;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;

главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.


К компетенции федерального уровня государственной власти принадлежат:
• установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
• разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
• установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственный внебюджетный фондов;
• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
• установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
• утверждение бюджетной классификации РФ;
• установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
• управление долгом Российской Федерации;
• определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
• установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ и др.
103. Временная финансовая администрация: понятие, правовое значение, особенности правового регулирования.

Временная финансовая администрация - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации).

Статья 168.2. Основания и порядок введения временной финансовой администрации

1. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации вводится на срок до одного года решением Верховного Суда Российской Федерации при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Временная финансовая администрация в муниципальном образовании вводится на срок до одного года решением арбитражного суда субъекта Российской Федерации при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом.

2. Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации подается в Верховный Суд Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и (или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.

3. Решение Верховного Суда Российской Федерации о введении в субъекте Российской Федерации временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации превышает 30 процентов объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации.

Решение арбитражного суда субъекта Российской Федерации о введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса и (или) бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации перед бюджетом муниципального образования.

4. Под просроченной задолженностью по исполнению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), возникшей в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), признанные в качестве таковых судом и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), в том числе при представлении в Министерство финансов Российской Федерации (исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации) бюджетной отчетности.

5. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа.

6. Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, утверждения структуры и штатного расписания, а также финансового обеспечения деятельности указанной временной финансовой администрации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной финансовой администрации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Наши рекомендации