Госпрограмма «Социальная поддержка граждан»

9.2.3.1.Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» (далее – ГП-3) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296.

Срок реализации: 2013 – 2020 годы.

Ответственным исполнителем ГП-3 является Минтруд России, соисполнителем – Минэкономразвития России, участников – 35.

9.2.3.2. В 2016 году изменения в ГП-3 ответственным исполнителем не вносились. Количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ, в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.

9.2.3.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования.

В ГП-3 не в полной мере нашли отражения основные положения стратегических документов Российской Федерации, в том числе приоритетные направления долгосрочной политики социальной поддержки населения.

Информация о целях, задачах и показателях документов стратегического планирования, которые не нашли отражения в ГП-3, представлена в следующей таблице.

Цели, задачи и показатели стратегических документов
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[30]
1.1. Положения концепции:
решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения – полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;
развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах
2. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года[31]
2.1. Показатели эффективности реализации государственной семейной политики:
уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;
снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
3.1. Положение Указа Президента Российской Федерации № 683
стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов;
децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 % наименее обеспеченного населения) (один из основных показателей состояния национальной безопасности)
4. Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»
4.1. Положения Указа Президента Российской Федерации № 597:
использование в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;
формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;
меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
4.2. Положения Указа Президента Российской Федерации № 606:
высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет
5. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
5.1. Положение Указа Президента Российской Федерации № 1688:
увеличение с 1 января 2013 г. размера компенсационной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет
6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014-2016 годах»
6.1. Положения Послания Президента Российской Федерации
повышение адресности социальной поддержки граждан; для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан;
Медленно решается задача повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Во многом формальным остается использование государственных заданий на оказание государственных услуг, отсутствует единая методология формирования нормативных затрат.
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года
7.1. Положения Послания Президента Российской Федерации
Необходимо поддержать людей с низкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан, перейти наконец к справедливому принципу оказания социальной помощи, когда ее получают те, кто в ней действительно нуждается.




Так, не полностью определены и детализированы в ГП-3 задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года:

решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения – полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах.

Утверждение Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года требует внесения изменений в подпрограмму 3 «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» ГП-3 в части включения мероприятий и показателей (индикаторов), характеризующих решение задач, поставленных в Концепции, а также достижения следующих целевых индикаторов эффективности реализации государственной семейной политики:

уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;

снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения.

Цели ГП-3 не в полной мере соответствуют стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, предусматривающим снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов (установлены Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»).

Одним из основных показателей состояния национальной безопасности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определен децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 % наименее обеспеченного населения), что также должно найти отражение в ГП-3.

В ГП-3 не в полной мере нашли отражение ряд положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Так, отсутствуют мероприятия и показатели, предусматривающие использование в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования; в части формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности. Не в полной мере реализуется норма подпункта «л» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации № 597, предусматривающая с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в части отражения установленных для этих организаций пониженных тарифов страховых взносов во внебюджетные социальные фонды.

В ГП-3 отсутствуют показатели, характеризующие исполнение подпунктов «в», «г», «д» пункта 1 и пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в части предоставления в ряде субъектов Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей.

ГП-3 не предусмотрены мероприятия в части решения задачи увеличения с 1 января 2013 года размера компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, поставленной Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В ГП-3отсутствуют мероприятия и показатели, определяющие эффективность мер по учету нуждаемости и возможности применения критериев нуждаемости при осуществлении мер социальной поддержки. На необходимость перехода к принципу нуждаемости при оказании социальной помощи указано в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года.

В составе целевых показателей ГП-3 отсутствуют параметры государственного заданияна оказание социальных услуг, на необходимость которых указано в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах».

9.2.3.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями.

Основная часть мероприятий ГП-3 нацелена на реализацию текущих направлений деятельности Минтруда России.

ГП-3 предусматривает продолжение финансирования сложившейся на федеральном уровне системы социальной поддержки населения и предполагает сохранение существующих в настоящее время публичных нормативных обязательств. В качестве дополнений к имеющейся системе на региональном и муниципальном уровнях предполагается только усилить принцип адресности предоставления мер социальной поддержки на основе совершенствования методик определения нуждаемости в них конкретных получателей и расширить внедрение социального контракта. Таким образом, ГП-3 является программой сохранения достигнутого уровня социальной защиты населения, а не полноценным инструментом реализации стратегических целей государства в социальной сфере.

ГП-3 в целом сбалансированапо целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению реализации мероприятий.

В ГП-3 утверждены 2 показателя (индикатора) на уровне госпрограммы и 15 показателей (индикаторов) на уровне подпрограмм.

Количественный и содержательный состав показателей (индикаторов) ГП-3 не является в полной мере достаточным для объективной и полноценной оценки достижения целей и решения задач госпрограммы.

Наши рекомендации