По Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. „

Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) на реализацию положений Указа № 597 в 2016 году,по данным Минфина России, предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 104 481,7 млн. рублей, сводной бюджетной росписью на 2016 год – 104 501,5 млн. рублей, кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 104 331,5 млн. рублей, или 99,8 % сводной бюджетной росписи.

По данным пояснительной записки, в целях реализации поручений (подпункты «а» (абзацы третий - шестой) и «е» пункта 1) Указа № 597 на повышение оплаты труда отдельных категорий работников Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) в 2016 году предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 69 162,6 млн. рублей. Исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 %.

Из указанных средств бюджетные ассигнования федерального бюджета на повышение оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений, дошкольных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального образования составили 42 025,6 млн. рублей, работников учреждений культуры – 8 314,1 млн. рублей, научных сотрудников – 5 173,5 млн. рублей, работников медицинских организаций – 12 916,6 млн. рублей, организаций социального обслуживания – 732,8 млн. рублей. Согласно пояснительной записке к отчету об исполнении федерального бюджета в 2016 году кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 %.

В составе расходов на реализацию Указа № 597 в 2016 году утверждены бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в объеме 30 000,0 млн. рублей (сводной бюджетной росписью на 2016 год - 30 000,0 млн. рублей). В 2016 году указанные дотации распределены бюджетам 82 субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в сумме 30 000,0 млн. рублей.

Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило в 2016 году 29 991,4 млн. рублей, или 99,8 % сводной бюджетной росписи.

По данным пояснительной записки, выделенные в 2016 году на реализацию мероприятий Указа № 597 бюджетные ассигнования позволили обеспечить рост оплаты труда отдельных категорий работников, частично компенсировать бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительные расходы на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

В 2016 году обеспечено достижение определенных Указом № 597 значений показателей соотношения средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных сотрудников, работников учреждений культуры со средней заработной платой в соответствующем регионе. Так, по данным Росстата, в 2016 году значение показателя соотношения средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования составило 168,6 % при плановом значении, установленном государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, 150 %. Значение показателя соотношения средней заработной платы научных сотрудников со средней заработной платой в соответствующем регионе составило 165 %(при плановом значении на 2016 год, установленном государственной программой Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы, 158 %).

По итогам 2016 года в целом по Российской Федерации достигнут показатель соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры со средней заработной платой в соответствующем регионе, который составил 83 % при плановом значении, установленном государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, в 2016 году 82,4%. Вместе с тем в 63 субъектах Российской Федерации целевые значения показателя заработной платы в указанной сфере не выполнены.

По итогам 2016 года не были достигнуты установленные Указом № 597 показатели повышения уровня оплаты труда отдельных категорий работников. Так, в 2016 году, по данным Росстата, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составила 94,4 % средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе при плановом значении 100 %. Данное соотношение не достигнуто в 46 субъектах Российской Федерации. В 6 субъектах Российской Федерации (г. Москва, Республика Крым, г. Севастополь, Республика Тыва, Забайкальский край, Еврейская автономная область) его значение составило менее 90 %.

Показатель соотношения средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей со среднемесячной заработной платой учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2016 году составил 85,1 % при плановом значении в 2016 году 90 %.

Показатель соотношения средней заработной платы врачейсо средней заработной платой в соответствующем регионе составил 155,3 % при плановом значении, установленном государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2016 год, 159,6 %. Плановый показатель не выполнен в 42 субъектах Российской Федерации.

Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала со средней заработной платой в соответствующем регионе составило 56,5 % при плановом значении, установленном государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2016 год, 70,5 %. Не обеспечено достижение запланированных значений в 77 субъектах Российской Федерации.

Значение показателя соотношения средней заработной платы социальных работниковсо средней заработной платой в соответствующем регионе составило 66,2 % при плановом значении на 2016 год 79 %.

По данным субъектов Российской Федерации, потребность в средствах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на цели повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в 2016 году оценивалась в объеме 63,1 млрд. рублей. Объем предусмотренных средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели с учетом средств за счет оптимизации в 2016 году составил 58,8 млрд. рублей.

Фактический объем средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом средств за счет оптимизации, предоставленных на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, в 2016 году составил 58,3 млрд. рублей.

На мероприятия в целях сохранения и развития российской культуры (абзацы
второй – девятый подпункта «н» пункта 1 Указа № 597) в 2016 году, по данным пояснительной записки, Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 700,4 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 % сводной бюджетной росписи.

Так, в составе данных расходов на реализацию задачи по созданию в малых городах центров культурного развития в 2016 году Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 49,9 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 %.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 498-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства центров культурного развития государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства центров культурного развития муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, в рамках подпрограммы «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы.

По состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 23 центра культурного развития в 18 субъектах Российской Федерации.

В составе расходов на решение задачи по сохранению и развитию российской культуры Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью на 2016 год на цели выполнения задачи Указа № 597 по включению ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 % издаваемых в Российской Федерации наименований книг предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 65,7 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 % сводной бюджетной росписи. В 2016 году преобразовано в цифровую форму 10 529 наименований произведений, или 11,2 % книг, изданных в Российской Федерации в 2016 году.

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле» в части создания федеральной государственной информационной системы «Национальная электронная библиотека», которым установлены правовые основы деятельности Национальной электронной библиотеки. Порядок отбора 10 % издаваемых в Российской Федерации наименований книг для включения в указанную библиотеку должен быть определен Правительством Российской Федерации. Вместе с тем методика отбора 10 % издаваемых в Российской Федерации наименований книг для включения в Национальную электронную библиотеку до настоящего времени не определена.

В 2016 году общедоступные библиотеки были подключены к информационно-коммуникационной сети «Интернет» в 77 субъектах Российской Федерации. На цели обеспечения поддержки создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2016 году, по данным Минфина России, сводной бюджетной росписью на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 7,1 млн. рублей. Исполнение указанных расходов составило 100 %. Следует отметить, что плановое значение показателя «Доля музеев, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем количестве музеев в Российской Федерации» на 2016 год установлено на уровне 69 %, что ниже фактического достигнутого значения за 2015 год – 73,1 %. Фактическое исполнение за 2016 год составило 76 %.

В составе расходов на решение задачи по сохранению и развитию российской культуры на обеспечение задачи по созданию виртуальных музеев сводной бюджетной росписью на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 14,1 млн. рублей. Исполнение указанных расходов составило 100 %. На портале «Культура. РФ» создано 235 виртуальных музеев, из которых 87 созданы при поддержке федерального бюджета.

Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью на 2016 год также предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансирование мероприятий, направленных на увеличение выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, в размере 80,5 млн. рублей. Исполнение указанных расходов составило 100 %.

По данным пояснительной записки, в 2016 году обеспечена выплата 4 тыс. государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов. Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью в 2016 году на эти цели предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 224,5 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 %.

Вместе с тем размер одной стипендии в 2016 году составил 4,7 тыс. рублей (в 2015 году – 5,4 тыс. рублей), что не соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации», которым установлен размер стипендии 6,0 тыс. рублей.

По данным пояснительной записки, в 2016 году выделено 100 грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. На эти цели Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью в 2016 предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 87,7 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 %.

При этом Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 1010
«О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» общий размер средств на выплату 100 ежегодно выделяемых грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства установлен в объеме с 2015 года 100 млн. рублей в год.

4.1.4.3. По Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»
(далее – Указ № 598)

В пояснительной записке не содержится данных о бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на финансирование задач, поставленных в Указе № 598.

По данным экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счетной палаты, отмечаются следующие результаты выполнения мероприятий, предусмотренных Указом № 598.

В 2016 году обеспечено достижение показателей (абзацы второй, четвертый – шестой подпункта «а» пункта 1 Указа № 598) по снижению смертности от болезней системы кровообращения, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий, по снижению младенческой смертности.

Так, в 2016 году показатель снижения смертности от болезней системы кровообращения составил 614,1 случая на 100 тыс. населения при плановом значении 677,2 случая на 100 тыс. населения. При этом рост смертности от болезней системы кровообращения установлен в 13 субъектах Российской Федерации.

Показатель снижения смертности от туберкулеза в 2016 году составил 7,5 случая на 100 тыс. населения (при плановом значении 11,8 случая на 100 тыс. населения). Вместе с тем рост смертности от туберкулеза отмечен в 8 субъектах Российской Федерации.

Значение показателя снижения смертности от дорожно-транспортных происшествийсоставило 10,8 случая на 100 тыс. населения при плановом значении 12,1 случая на 100 тыс. населения. При этом рост смертности от дорожно-транспортных происшествий в 2016 году отмечен в 24 субъектах Российской Федерации.

В 2016 году показатель по снижению младенческой смертности составил 6,2 случая на1 тыс. родившихся живыми (плановое значение - 7,8 случая) при целевом значении показателя, определенном Указом № 598, 7,5 случая на1 тыс. родившихся живыми. При этом отмечен рост младенческой смертности в 17 субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что в рамках приоритетного проекта «Совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов, предусматривающее в том числе развитие сети перинатальных центров в Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9), предусматривается снижение в 2018 году показателя младенческой смертности в Российской Федерации до 5,8 случаяна 1000 родившихся живыми путем создания трехуровневой системы организации медицинской помощи женщинам и новорожденным (в 2017 году – 6,1, в 2019 году – 5,5, в 2025 году – 5,2).

Не обеспечено достижение целевого значения показателя (абзац третий подпункта «а» пункта 1 Указа № 598) по снижению смертности населения от новообразований. По итогам 2016 года значение показателя снижения смертности населения от новообразований, по данным Росстата, составило 201,6 случая на 100 тыс. населения (при планируемом показателе 196,1 случая на 100 тыс. населения). Установленные целевые значения превышены в 54 субъектах Российской Федерации (в 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечен рост смертности населения от новообразований в 35 субъектах Российской Федерации, в том числе свыше 5 % в Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области, Красноярском крае, Республике Калмыкия, Мурманской области, Республике Крым, Курской, Кировской, Калужской и Сахалинской областях).

В целом в 2016 году не достигнут целевой показатель по снижению смертности населения, установленный государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Его фактическое значение составило 12,9 случая на 1000 населения при целевом значении 12,3.

Отмечается риск невыполнения задачи Указа № 598 (подпункт «г» пункта 2) по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров. Показатель обеспеченности населения врачами в 2016 году составил 37,2 на 10 тыс. населения (в 2015 году - 37,1 на 10 тыс. населения). При этом государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения» значение показателя «обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения)» определено на уровне 40,2 на 10 тыс. населения в 2014 - 2020 годах.

По данным Росстата, среднегодовая численность врачей за 2016 год по сравнению с 2015 годом сократилась на 2 112 человек, отмечено снижение числа средних медицинских работников на 17,9 тыс. человек и младшего медицинского персонала - на 52,2 тыс. человек.

4.1.4.4. По Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (далее – Указ № 599)

По данным Минфина России, в 2016 году Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) на исполнение Указа № 599 и сводной бюджетной росписью на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 35 665,5 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 % показателя сводной бюджетной росписи.

По данным пояснительной записки, в целях реализации поручения (абзац шестой подпункта «а» пункта 1 Указа № 599) о повышении размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично», в 2016 году Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 6 989,2 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета в 2016 году составило 100 %. Указанную стипендию получили более 70 тысяч студентов первого и второго курсов, обучающихся по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 1390 «О формировании стипендиального фонда» утверждены правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На реализацию мероприятий (абзац десятый подпункта «а» пункта 1 Указа № 599) по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, по данным пояснительной записки, Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 11 100,2 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета в 2016 году составило 100 %.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2016 г. № 960-р утверждено распределение субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку в 2016 году 21 ведущему университету Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках подпрограммы «Развитие профессионального образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Размер указанной субсидии составил 150 млн. рублей, 511 млн. рублей и 900 млн. рублей для университетов соответствующей группы.

В общем рейтинге QS World University Rankings за 2016/2017 год (916 университетов) среди ведущих университетов, получающих государственную поддержку, улучшили свои позиции: Новосибирский госуниверситет – 291-е место (в 2015 году – 317-е место), Московский физико-технический институт – 350-е место (в 2015 году – 431-е место), Национальный исследовательский Томский государственный университет – 377-е место (в 2015 году – 481-е место), Национальный исследовательский Томский политехнический университет – 400-е место (в 2015 году – 481-е место), а также Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого и другие.

Вместе с тем по результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты, отмечены недостатки программ повышения конкурентоспособности российских вузов, на реализацию которых предоставляются указанные субсидии. Так, в программах конкурентоспособности вузов отсутствует взаимосвязь между мероприятиями и показателями результативности программ. Значения показателей на очередной год планируются ниже фактически достигнутых в предыдущем году и вузами не пересматриваются. Дальневосточным федеральным университетом, Самарским национальным исследовательским университетом имени академика С.П.Королева и Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики вхождение в первую сотню ведущих мировых университетов в программах не запланировано, при этом субсидии на государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности были предоставлены. Показатели оценки эффективности реализации программ конкурентоспособности вузов Минобрнауки России не утверждены.

Сохраняется риск недостижения показателя Указа № 599, предусматривающего вхождение к 2020 году не менее 5 российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов.

Установленное государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы значение показателя «число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов» остается равным одному университету ежегодно на период 2013 - 2017 годов (в 2018 году - 2 университета, в 2019 и 2020 запланировано вхождение в первую сотню ведущих мировых университетов 5 российских университетов). Фактически таким вузом является Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, который в 2016 году занял 87-е место в рейтинге ARWU (Academic Ranking of World Universities). При этом Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова не является получателем указанной государственной поддержки.

В рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», утвержденного президиумом Совета при Президента Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9), предусматривается обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов, создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.

В целях достижения показателя увеличения общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей к 2018 году (абзац второй подпункта «б» и абзац второй подпункта «г» пункта 1 Указа № 599) Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 17 576,1 млн. рублей. По данным пояснительной записки, в том числе предусмотрено 2 000,0 млн. рублей на реализацию проектов Национальной технологической инициативы. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета в 2016 году составило 100 %.

Динамика объемов финансирования государственных научных фондов свидетельствует о наличии рисков недостижения увеличения общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей к 2018 году. На достижение указанного показателя в 2014 году были предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 14,7 млрд. рублей, в 2015 году - 21,4 млрд. рублей. В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетные ассигнования федерального бюджета на эти цели составят: в 2017 году - 20,8 млрд. рублей, в 2018 году – 23,4 млрд. рублей, в 2019 году – 27,9 млрд. рублей.

При этом следует отметить отсутствие единого методологического подхода к определению перечня научных фондов, финансирование которых учитывается в целях достижения указанного показателя Указа № 599.

В соответствии с Указом № 599 (абзац второй подпункта «в» пункта 1) было намечено решение задачи по достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.Вместе с тем данная задача выполнена не в полном объеме.

По данным проведенного Счетной палатой в 2016 - 2017 годах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ и оценка мер, принятых субъектами Российской Федерации по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности услуг в сфере образования для граждан Российской Федерации, в том числе в удаленных районах и в сельской местности, включая анализ отдельных мероприятий показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы», значение данного показателя в целом по Российской Федерации на 1 января 2017 года составило 98,94 % (на 1 января 2016 года -98,97 %).

Наиболее низкий показатель обеспечения доступности дошкольного образования (менее 95 %) отмечается в 6 субъектах Российской Федерации: Республика Дагестан (82,88 %), Республика Ингушетия (56,07 %), Республика Северная Осетия - Алания (93,33 %), Республика Тыва (86,92 %), Забайкальский край (90,40 %), Республика Крым (76,17 %).

По данным ежемесячного мониторинга Минобрнауки России, численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях, по состоянию на 1 января 2017 года составила 65,1 тыс. человек (на 1 января
2016 года – 62,1 тыс. человек). По данным на 1 апреля 2017 года (текущее исполнение), численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях, составила 78,1 тыс. человек.

В течение 2016 года осуществлялась работа по модернизации федеральной системы и региональных ресурсов электронной очереди по зачислению детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения. В настоящий момент все субъекты Российской Федерации передают данные из региональных ресурсов электронной очереди в федеральную систему, в том числе Республика Крым - в тестовом режиме.

Государственной Думой принят 21 декабря 2016 года и одобрен 23 декабря 2016 года Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий порядок создания, формирования и ведения государственной информационной системы «Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам», в рамках которой будет обеспечено функционирование системы электронной очереди на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Вместе с тем указанный Федеральный закон 29 декабря 2016 года был отклонен Президентом Российской Федерации и направлен на доработку в палаты Федерального Собрания Российской Федерации в целях установления перечня конкретных сведений, содержащихся в указанной информационной системе, а также определения круга лиц, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственности.

По результатам указанного экспертно-аналитического мероприятия отмечается риск недостижения показателя Указа № 599 (абзац пятый подпункта «в» пункта 1) по увеличению к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 %. По итогам 2016 года по дополнительным образовательным программам обучаются 67,7 % детей указанной возрастной группы (при плановом значении 69 %).

Отмечается риск неисполнения положения Указа № 599 об обучении 50 % детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295, данное положение Указа № 599 не учтено. Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) бюджетные ассигнования на указанные цели в 2016 году не предусмотрены (в 2015 году они также не были предусмотрены).

По Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее – Указ № 600)

Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) на реализацию Указа № 600в 2016 году, по данным пояснительной записки, предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 23 751,6 млн. рублей, сводной бюджетной росписью на 2016 год – 23 751,6 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 %.

Указанные средства в полном объеме предусмотрены на имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, переселением граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года (подпункт «е» пункта 2 Указа № 600).

По результатам реализации комплекса мер Указа № 600 по переселению граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, по данным проведенного Счетной палатой в 2016 – 2017 годах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», установлено следующее.

В 2016 году в целом по Российской Федерации расселено 2,76 млн. кв. метров аварийного жилого фонда, или 104,9 % планового значения показателя расселения аварийного жилищного фонда - 2,63 млн. кв. метров, установленного на 2016 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1743-р, которым утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда. В 2016 году осуществлено переселение
176,0 тыс. человек, или 105,6 % целевого показателя 2016 года (166,7 тыс. человек).

При этом достижение целевого показателя за 2016 год не обеспечено 13 субъектами Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации отмечена наиболее сложная ситуация. Так, в Республике Тыва по состоянию на 1 января 2017 года расселено 11,9 тыс. кв. метров, или 17,3 % общего объема аварийного жилищного фонда, Амурской области – 129,1 тыс. кв. метров, или 38 %, Республике Карелия – 55,43 тыс. кв. метров, или 46 %, Забайкальском крае – 38,7 тыс. кв. метров, или 47,3 %, Ивановской области – 40,1 тыс. кв. метров, или 48,9 %, Саратовской области – 165,84 тыс. кв. метров, или 51 %.

Сохраняется риск невыполнения задачи по расселению аварийного жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 1 января 2012 года, в установленный срок - до 1 сентября 2017 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1743-р утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, включая общий объем аварийного жилищного фонда в размере 11,4 млн. кв. метров, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года и подлежащего расселению в срок до 1 сентября 2017 года.

По данным Правительства Российской Федерации, по состоянию на 1 апреля 2017 года (текущее исполнение) в целом по Российской Федерации расселено 8,13 млн. кв. метров аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, или 73 % показателя, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1743-р.

По данным экспертно-аналитического мероприятия, по состоянию на 1 января 2017 года бюджетная обеспеченность мероприятий региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда средствами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017 год в целом по Российской Федерации составила 75,36 %. Согласно оценке Минстроя России и Фонда ЖКХ дефицит бюджетных средств в 2017 году отмечается по 16 регионам и составляет 11,31 млрд. рублей.

Существуют риски невыполнения задачи по расселению вновь образующегося аварийного жилого фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.

Объем аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, по Российской Федерации в целом по состоянию на 1 января 2017 года составил 9,351 млн. кв. метров. Практически данный объем аварийного жилищного фонда сопоставим с объемом аварийного жилищного фонда (11,4 млн. кв. метров), признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, и подлежащего расселению в срок до 1 сентября 2017 года.

До настоящего времени не принят федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты», определяющий новые механизмы расселения граждан из аварийного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года подготовка которого предусмотрена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1743-р.

По результатам реализации комплекса мер по достижению ряда других показателей Указа № 600 следует отметить следующее.

Существует риск недостижения показателя Указа № 600 (абзац второй подпункта «а» пункта 1) по увеличению доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод при целевом значении к 2017 году до 30 %. По итогам 2016 года доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений, по данным Росстата, составила 10,2 % (по итогам 2015 года - 9,2 %).

В 2016 году, по данным Банка России, по состоянию на 1 января 2017 года предоставлено 856,38 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 1 473,2 млрд. рублей при целевом показателе «до 2018 года увеличение выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год» (абзац третий подпункта «б» пункта 1 Указа № 600).

Наши рекомендации