По Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. „

Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) на исполнение Указа № 596в 2016 году, по информации Минфина России, представленной в Счетную палату, предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 77 826,7 млн. рублей, сводной бюджетной росписью на 2016 год – 114 328,0 млн. рублей. Данные о кассовом исполнении бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию задач Указа № 596 в пояснительной записке приведены по отдельным мероприятиям.

На обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (абзац пятый подпункта «г» пункта 2 Указа № 596), по данным пояснительной записки, в 2016 году Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 144,9 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 143,5 млн. рублей, или 99 % сводной бюджетной росписи.

По данным пояснительной записки, в целях обеспечения реализации Указа № 596 в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» в 2016 году предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования Федеральному дорожному фонду в объеме 46 178,5 млн. рублей. Согласно пояснительной записке исполнение расходов федерального бюджета в 2016 году в целом по Федеральному дорожному фонду составило 628 635,9 млн. рублей, или 96,9 % сводной бюджетной росписи.

В целях реализации задачи Указа № 596 (абзац четвертый подпункта «д» пункта 2) по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, в том числе по обеспечению транспортных связей труднодоступных территорий, Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 65 802,5 млн. рублей, сводной бюджетной росписью на 2016 год - 68 004,6 млн. рублей. Исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 63 648,0 млн. рублей, или 93,6 % сводной бюджетной росписи.

В составе указанных расходов Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) утверждены бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление субсидий организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны в объеме 1 981,3 млн. рублей, в соответствии со сводной бюджетной росписью на 2016 год – 1 981,3 млн. рублей, исполнение данных расходов федерального бюджета составило 100 %. В соответствии с пояснительной запиской выделенные из федерального бюджета средства позволили осуществить перевозку 24 619 автомобилей.

На строительство 2 серийных атомных ледоколов гражданского назначения в 2016 году предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 15 858,2 млн. рублей, сводной бюджетной росписью на 2016 год - 15 858,2 млн. рублей, исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100 %. В результате осуществлены спуск на воду головного универсального атомного ледокола, закладка второго серийного универсального атомного ледокола.

В составе расходов на решение задачи по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока предусмотрены также бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие гражданской авиации в объеме 10 779,1 млн. рублей, в соответствии со сводной бюджетной росписью - 10 964,1 млн. рублей, исполнение указанных расходов составило 10 467,3 млн. рублей, или 95,5 % сводной бюджетной росписи.

В соответствии с пояснительной запиской выделенные из федерального бюджета средства позволили повысить доступность услуг воздушного транспорта жителям труднодоступных регионов, обеспечить перевозку с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно 469,9 тыс. пассажиров.

В составе расходов по обеспечению ускорения социально-экономического развития Сибири и Дальнего Восток в 2016 году Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) утверждены также бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 37 183,9 млн. рублей на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В соответствии со сводной бюджетной росписью на 2016 год объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации составил 39 201,0 млн. рублей, исполнение данных расходов федерального бюджета составило 35 341,2 млн. рублей, или 90,2 % сводной бюджетной росписи.

Данные о выполнении поручений в части разработки и принятия нормативных правовых документов, предусмотренных Указом № 596, в пояснительной записке не содержатся.

По данным экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счетной палаты, отмечены следующие результаты выполнения в 2016 году мероприятий Указа № 596.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом № 596 (абзац третий подпункта «б» пункта 2), в 2012 – 2015 годах подготовлены и приняты нормативные правовые акты Минфина России, регламентирующие бухгалтерскую отчетность отдельных экономических субъектов, внесены изменения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», предусматривающие уточнение и расширение перечня экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

В 2016 году работа по упрощению бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов была продолжена.

Приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. № 64н «О внесении изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету» внесены изменения в ряд нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, направленные на совершенствование упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность субъектов малого предпринимательства.

В 2016 году была продолжена работа по реализациизадачи Указа № 596 (абзац пятый подпункта «б» пункта 2) по обеспечению мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-«однодневок».

Проведена работа по уточнению принципов налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Принят Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

В настоящее время завершается комплекс мероприятий, необходимых для применения положений Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам на территории Российской Федерации в полном объеме. 12 мая 2016 года Российская Федерация присоединилась к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях от 29 октября 2014 года, 26 января 2017 года - к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами от 27 января 2016 года.

Данные о выполнении поручений в части достижения целевых показателей, предусмотренных Указом № 596, в пояснительной записке не содержатся.

По данным экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счетной палаты, отмечены риски недостижения в установленные сроки значений целевых показателей Указа № 596.

Так, по итогам 2016 года количество высокопроизводительных рабочих мест, по данным Росстата, составило 15,98 млн. единиц (по итогам 2015 года - 16,80 млн. единиц) при целевом показателе «создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году».

Отмечаются риски недостижения в установленные срокипоказателя увеличения объема инвестиций не менее чем до 27 % внутреннего валового продукта к 2018 году. По данным Росстата, показатель доли инвестиций в объеме ВВП в 2016 году составил 20,4 % (в 2015 году – 19,6 %).

По данным Росстата, в 2016 году доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте составила 22,4 % (в 2015 году – 21,5 %) при целевом значении, предусматривающем «увеличение к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года».

Показатели роста производительности труда не обеспечивают достижение задачи Указа № 596 по увеличению производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. По данным Росстата, темп роста производительности труда в 2015 году составил 97,8 %. По оценке Минэкономразвития России, в 2016 году по сравнению с 2015 годом производительность труда увеличилась на 0,1 %. Для достижения целевого значения по темпам роста производительности труда среднегодовые темпы роста производительности труда в 2016 – 2018 годах должны быть не ниже 113,5 % (расчетно), что представляется маловероятным.

Решается задача Указа № 596 по повышению позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году. По данным доклада Всемирного банка «Doing Business 2017», Российская Федерация по условиям ведения бизнеса заняла 40-е место, улучшив показатели на 11 позиций по сравнениюс уровнем 2015 года и на 80 позиций за пять лет.

Наши рекомендации