Минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
156. К основным принципам государственного социального страхования относится:
1) возможность использования средств социального страхования на любые социальные цели;
2) гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;
3) фиксированный размер выплат из средств Фонда социальной защиты населения;
4) дифференциация размеров пенсий исключительно в зависимости от количества лет уплаты страховых взносов;
5) полный возврат застрахованному лицу средств, потраченных им на социальное страхование.
157. К государственному социальному обеспечению не относится:
1) трудовые пенсии по возрасту;
2) натуральная помощь;
3) пособия по безработице;
4) медико-социальная помощь инвалидам;
5) профессиональные пенсии.
158. Экономическую основу социального страхования не составляют:
1) средства местного бюджета;
2) средства внебюджетного Фонда социальной защиты населения;
3) отчисления нанимателей на социальное страхование;
4) отчисления наёмных работников на социальное страхование;
5) отчисления индивидуальных предпринимателей на социальное страхование.
159. Белорусские ученые при исследовании качества жизни не опираются на такой показатель, как:
1) наличие собственности в виде накопленного имущества;
2) качество жилья;
3) благополучие семейной жизни;
4) условия и характер труда;
5) качество питания.
160. Благосостояние не характеризуется:
1) обеспечением конституционных прав граждан;
2) степенью участия населения в управлении государством;
3) средней продолжительностью жизни;
4) этнической составляющей в стране;
5) показателями уровня и качества жизни.
161. Для пенсионной системы Республики Беларусь характерны следующие два основных типа пенсий:
1) трудовые пенсии и пенсии по инвалидности;
2)трудовые пенсии и дополнительные пенсионные накопительные системы;
3) основные и дополнительные пенсионные накопительные системы;
4) социальные и трудовые пенсии;
5) трудовые пенсии и пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь.
162. Система персонифицированного учета страховых взносов была введена в Республике Беларусь в:
1) 2000 году;
2) 2004 году;
3) 2003 году;
4) 2002 году;
5) 1999 году.
163. К основным видам социального обеспечения относится:
1) срочное социальное обслуживание;
2) выплата пенсий по инвалидности;
3) трудовое устройство для детей в возрасте от 16 до 18 лет;
4) социальная экспертиза;
5) социальное обслуживание инвалидов на дому.
164. К системе показателей уровня жизни, разработанных ООН, относится:
1) свобода человека;
2) душевое потребление мяса, зерна, энергии;
3) уровень и распределение низких доходов;
4) состояние окружающей среды;
5) плотность населения.
165. К относительно новым (нетрадиционным) видам доходов в Республике Беларусь относятся:
1) заработная плата;
2) премии;
3) стипендии;
4) дивиденды по акциям;
5) пенсии.
166. К обязательным видам страхования в РБ не относится:
1) медицинское страхование белорусских граждан;
2) страхование строений, принадлежащих гражданам;
3) страхование автогражданской ответственности (ОСАГО);
4) страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;
5) страхование ответственности антикризисных управляющих.
167. В зависимости от сферы страхования выделяют:
1) государственное социальное страхование и индивидуальное (частное, коммерческое) страхование;
2) обязательное и добровольное;
3) личное и имущественное;
4) страхование ущерба и суммы;
5) страхование в Белгосстрах и частные страховые компании.
168. Фонд социальной защиты населения в Республике Беларусь является:
1) внебюджетным;
2) негосударственным;
3) бюджетным;
4) частно-государственным;
5) частным.
169. Ставка страховых взносов в ФСЗН в Республике Беларусь для юридических лиц составляет:
1) 34 процента;
2) 1 процент;
3) 35 процентов;
4) 28 процентов;
5) 29 процентов.
170. Ставка страховых взносов для физических лиц в ФСЗН в Республике Беларусь составляет:
1) 1 процент;
2) 34 процента;
3) 35 процентов;
4) 6 процентов;
5) 28 процентов.
171. Ставка страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в ФСЗН в Республике Беларусь составляет:
1) 35 процентов;
2) 34 процента;
3) 1 процент;
4) 28 процентов;
5) 13 процентов.
172. Лицо, работавшее по гражданско-правовому договору:
1) имеет право уплатить страховые взносы в ФСЗН;
2) обязано уплатить страховые взносы в ФСЗН;
3) обязано уплатить страховые взносы в ФСЗН по повышенной ставке;
4) обязано уплатить страховые взносы в ФСЗН, если доход больше 10 базовых величин;
5) обязано уплатить страховые взносы в ФСЗН, если доход больше 20 базовых величин.
173. База для исчисления страховых взносов в ФСЗН не может быть менее:
1) минимальной заработной платы;
2) средней заработной платы в республике;
3) величины минимального потребительского бюджета;
4) бюджета прожиточного минимума;
5) базовой величины.
174. Обязательные страховые взносы в ФСЗН для конкретного работника максимально могут быть исчислены из:
1) пятикратной величины средней заработной платы в республике за предшествующий месяц;
2) четырёхкратной величины средней заработной платы работников в республике за предшествующий месяц;
3) трёхкратной величины минимальной заработной платы работников в республике;
4) двукратной величины средней заработной платы работников в республике за прошедший месяц;
5) четырёхкратной величины минимальной заработной платы работников в республике.
175. Страховые взносы в ФСЗН не начисляются с материальной помощи, оказанной работнику:
1) в связи с бракосочетанием;
2) к отпуску;
3) в связи с трудным материальным положением;
4) в связи с необходимостью оплаты обучения в учебных заведениях РБ;
5) в связи с необходимостью средств на лечение близкого родственника.
176. Индивидуальные предприниматели в Республике Беларусь уплачивают обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения:
1) ежегодно;
2) не реже одного раза в квартал;
3) в обязательном порядке ежемесячно;
4) не реже одного раза в полгода;
5) не реже 2 раз в квартал.
177. Коммерческие организации в Республике Беларусь уплачивают обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения:
1) не реже одного раза в квартал;
2) ежегодно;
3) один раз в полгода;
4) строго ежемесячно;
5) не реже 2 раз в год.
178. Выплатой по государственному социальному страхованию в Республике Беларусь не является:
1) материальная помощь на предприятии в связи с рождением ребёнка;
2) пособие по безработице;
3) профессиональная пенсия;
4) пособие на погребение;
5) пособие на ребёнка в возрасте до 3-х лет.
179. бязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено в Республике Беларусь с:
1) 2004 года;
2) 2000 года;
3) 1999 года;
4) 2009 года;
5) 2001 года.
180. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Республике Беларусь возложено на:
1) Белгосстрах;
2) все государственные страховые компании РБ;
3) частные страховые компании РБ;
4) Белингосстрах;
5) страховую компанию ТАСК.
181. Базовый страховой тариф по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для внебюджетных (коммерческих) организаций составляет:
1) 0,6 %;
2) 0,1 %;
3) 0, 7 %;
4) 1,5%;
5) 0,3 %.
182. Базовый страховой тариф по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для бюджетных организаций составляет:
1) 0,1 %;
2) 0,6 %;
3) 0,7 %;
4) 1,5 %;
5) 0,3 %.
183. К отработанному времени для целей страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относится время:
1) нахождения в служебной командировке;
2) обучения на курсах повышения квалификации;
3) нахождения в отпуске;
4) нахождения на больничном;
5) прохождения обязательного медицинского осмотра.
184. Социальные отчисления в Фонд социальной защиты населения осуществляются работодателями в Республике Беларусь:
1) в размере 34 % от фонда оплаты труда;
2) в размере 29 % от фонда оплаты труда;
3) в размере 1 % от фонда оплаты труда;
4) в равных долях с работником;
5) в размере 30 % от фонда оплаты труда.
185. Размер социального пособия на погребение составляет в Республике Беларусь:
1) величину средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц по отношению к месяцу наступления смерти;
2) величину средней заработной платы работников в республике за прошлый месяц по отношению к месяцу наступления смерти;
3) бюджет прожиточного минимума;
4) минимальный потребительский бюджет семьи из 4-х человек;
5) минимальную заработную плату.
186. Размер пособия по уходу за ребёнком-инвалидом в возрасте до 3-х лет составляет в Республике Беларусь:
1) 45 % средней заработной платы работников в республике;
2) 35 % средней заработной платы работников в республике;
3) 40 % средней заработной платы работников в республике;
4) бюджет прожиточного минимума;
5) минимальный потребительский бюджет семьи из 4-х человек.
187. Размер пособия по уходу за первым ребёнком в возрасте до 3-х лет составляет в Республике Беларусь:
1) 35 % средней заработной платы работников в республике;
2) 40 % средней заработной платы работников в республике;
3) 45 % средней заработной платы работников в республике;
4) бюджет прожиточного минимума;
5) минимальный потребительский бюджет семьи из 4-х человек.
188. Размер пособия по уходу за вторым и последующим ребёнком в возрасте до 3-х лет составляет в Республике Беларусь:
1) 40 % средней заработной платы работников в республике;
2) 35 % средней заработной платы работников в республике;
3) 45 % средней заработной платы работников в республике;
4) бюджет прожиточного минимума;
5) минимальный потребительский бюджет семьи из 4-х человек.
189. Отметьте вид выплаты, из которого не исчисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения:
1) материальная помощь в связи со смертью близкого родственника;
2) материальная помощь к отпуску;
3) надбавка за стаж;
4) премия по итогам финансового года;
5) дивиденды по акциям.
190. Отметьте вид выплаты, из которого исчисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения:
1) доплата за работу в ночное время;
2) средства, потраченные нанимателем на дополнительное страхование пенсий своим работникам;
3) материальная помощь в связи с рождением ребёнка;
4) компенсация затрат работника в служебной командировке;
5) средства, потраченные нанимателем на путёвки детям работников в санаторий.
191. Размер пособия в связи с рождением первого ребёнка составляет в Республике Беларусь:
1) 10 бюджетов прожиточного минимума;
2) 14 бюджетов прожиточного минимума;
3) 8 бюджетов прожиточного минимума;
4) 2 средних заработных плат работников в республике;
5) 10 минимальных заработных плат работников в республике.
192. Размер пособия в связи с рождением второго и последующего ребёнка составляет в Республике Беларусь:
1) 14 бюджетов прожиточного минимума;
2) 10 бюджетов прожиточного минимума;
3) 8 бюджетов прожиточного минимума;
4) 2 средних заработных плат работников в республике;
5) 10 минимальных заработных плат работников в республике.
193. К видам бюджетного финансирования организаций социальной сферы не относится:
1) получение дохода от реализации продукции и услуг собственного производства;
2) ассигнования на содержание организаций социальной сферы;
3) государственные инвестиции в уставной капитал действующей организации;
4) бюджетные ссуды;
5) бюджетные дотации и субсидии.
194. Бюджетное финансирование организаций социальной сферы не осуществляется в соответствии со следующим принципом:
1) независимость бюджетного финансирования от выполнения организацией целевых показателей деятельности;
2) целевой характер использования бюджетных средств;
3) соблюдение финансовой дисциплины;
4) безвозвратность бюджетных ассигнований;
5) бесплатность бюджетных ассигнований.
195. Бюджетное финансирование организаций социальной сферы осуществляется в соответствии со следующим принципом:
1) соблюдение финансовой дисциплины;
2) независимость бюджетного финансирования от выполнения организацией целевых показателей деятельности;
3) отсутствие целевого характера использования бюджетных средств;
4) возвратность бюджетных ассигнований;
5) плата за использование бюджетных ассигнований.
196. К внебюджетным средствам организаций социальной сферы не относится:
1) ассигнования на содержание организаций социальной сферы;
2) доходы от предоставления платных и частично платных услуг;
3) торговля покупными товарами;
4) доходы от сдачи в аренду помещений;
5) доходы от реализации продукции собственного производства.
197. Первые системы пенсионного обеспечения возникли в Европе в:
1) конце 19 века;
2) середине 20 века;
3) начале 18 века;
4) начале 19 века;
5) конце 18 века.
198. Для германской модели пенсионного обеспечения конца 19 века было характерно:
1) дифференцированный характер пенсий;
2) проверка нуждаемости;
3) плоский уровень выплат;
4) отсутствие страховых взносов;
5) финансирование за счёт общих налоговых доходов.
199. Датская модель пенсионного обеспечения конца 19 века предусматривала:
1) финансирование за счёт общих налоговых доходов;
2) обязательные страховые взносы;
3) дифференцированный характер пенсий;
4) ориентацию на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию;
5) отсутствие критерия нуждаемости.
200. Пенсионное страхование в Германии конца 19 века было:
1) обязательным и для работодателей и для работников;
2) обязательным для работодателей и добровольным для работников;
3) добровольным для работодателей и обязательным для работников;
4) добровольным и для работодателей и для работников;
5) добровольным для работников и обязательным для работодателей.
201. Пенсионное обеспечение в Российской империи 18-19 веков распространялось:
1) только на государственных чиновников и военнослужащих;
2) на все социальные группы населения;
3) только на рабочих крупных промышленных предприятий;
4) только на военнослужащих;
5) только на рабочих крупных предприятий.
202. Всеобщий характер пенсионное обеспечение в СССР окончательно приобрело с:
1) 1964 года;
2) 1956 года;
3) 1927 года;
4) 1974 года;
5)1932 года.
203. В зависимости от участия государства пенсионная система может быть:
1) частная;
2) накопительная;
3) солидарная;
4) распределительная;
5) условно-накопительная.
204. По принципу накопления пенсионная система может быть:
1) солидарная;
2) государственная;
3) частная;
4) смешанного типа;
5) государственно-частная.
205. К достоинствам распределительной пенсионной системы относится:
1) высокая устойчивость к финансовым кризисам;
2) высокий уровень отчислений в ФСЗН;
3) функционирование только в рамках государственной системы пенсионного обеспечения;
4) невозможность контролировать отчисления на будущую пенсию;
5) высокий уровень пенсий.
206. К недостаткам распределительной пенсионной системы относится:
1) присутствие элементов уравнительности;
2) относительно стабильный уровень пенсий;
3) высокая устойчивость к финансовым кризисам;
4) отсутствие надобности в широком информировании населения;
5) возможность выплачивать пенсии без задержек и перерывов.
207. Первой страной в мире, перешедшей на накопительную пенсионную систему, является:
1) Чили;
2) Швейцария;
3) Великобритания;
4) Дания;
5) Германия.
208. К достоинствам накопительной пенсионной системы относится:
1) отсутствие влияния демографического фактора;
2) необходимость высокой информированности населения;
3) зависимость от процесса инвестирования пенсионных накоплений;
4) функционирование только в рамках государственной системы пенсионного обеспечения;
5) отсутствие устойчивости к финансовым кризисам.
209. К недостаткам накопительной пенсионной системы относится:
1) возможность сбоев при общеэкономических кризисах;
2) сильное влияние демографического фактора;
3) уравнительный характер пенсий;
4) возможность функционирования только в рамкам государственной модели пенсионного обеспечения;
5) возможность получения достаточно высоких пенсий.
210. Скрытый пенсионный долг (СПД) - это:
1) ценность накопленных к моменту перехода на накопительную систему прав пенсионеров и работников, уплативших взносы в распределительную систему;
2) средства, недоплачиваемые работающим пенсионерам;
3) средства, уплачиваемые в ФСЗН при распределительной пенсионной системе;
4) средства, предусмотренные в бюджете ФСЗН на индексацию пенсий;
5) средства в бюджете на дополнительную капитализацию Фонда социальной защиты населения.
211. Существующая пенсионная система в Республике Беларусь является:
1) распределительной;
2) накопительной;
3) условно накопительной;
4) частной;
5) государственно-частной.
212. На одного пенсионера в Республике Беларусь приходится:
1) 1,6 работающих;
2) 2,4 работающих;
3) 2,6 работающих;
4) 2,8 работающих;
5) 1,2 работающих.
213. Соотношение пенсионеров к числу трудоспособного населения в РБ составляет:
1) 1:2,1;
2) 1:6;
3) 1:3,2;
4) 1:4;
5) 1:5.
214. В Республике Беларусь насчитывается:
1) 2,6 млн. пенсионеров;
2) 2,1 млн. пенсионеров;
3) 2,3 млн. пенсионеров;
4) 2,9 млн. пенсионеров;
5) 2 млн. пенсионеров.
215. Количество пенсионеров от трудоспособного населения Республики Беларусь составляет:
1) более 40 процентов;
2) 27 процентов;
3) 14,4 процента;
4) 24 процента;
5) более 60 процентов.
216. Расходы на выплату пенсий в Республике Беларусь составляют:
1) 10 процентов ВВП;
2) 15 процентов ВВП;
3) 5 процентов ВВП;
4) 20 процентов ВВП;
5) 25 процентов ВВП.
217. Коэффициент замещения пенсии от средней заработной платы в Республике Беларусь составляет:
1) 40 процентов;
2) 50 процентов;
3) 30 процентов;
4) 25 процентов;
5) 27 процентов.
218. Распределительную пенсионную систему называют ещё термином:
1) солидарная;
2) накопительная;
3) условно накопительная;
4) смешанного типа;
5) комбинированная.
219. Работающие пенсионеры составляют в Республике Беларусь:
1) около 25 процентов от общего числа пенсионеров;
2) более 40 процентов от общего числа пенсионеров;
3) более 50 процентов от общего числа пенсионеров;
4) менее 20 процентов от общего числа пенсионеров;
5) около 35 процентов от общего числа пенсионеров.
220. К трудовым пенсиям в Республике Беларусь не относится:
1) социальная пенсия:
2) пенсия по инвалидности;
3) пенсия за выслугу лет:
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пенсия по возрасту.
221. Минимальный страховой стаж в 2017 году в Республике Беларусь составляет:
1) 16 лет;
2) 15 лет;
3) 17 лет;
4) 16 лет и 6 месяцев;
5) 15 лет и 6 месяцев.
222. Минимальный страховой стаж в 5 лет сохранился для:
1) лилипутов и карликов;
2) всех многодетных матерей;
3) инвалидов 3 группы;
4) граждан, принимавших участие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
5) воинов-афганцев.
223. Трудовую пенсию по возрасту в Республике Беларусь получает:
1) более 2 млн. человек;
2) 1,5 млн. человек;
3) 1,6 млн. человек;
4) 1,2 млн. человек;
5) менее 1 млн. человек.
224. Самым многочисленным по количеству получателей в Республике Беларусь является следующий вид пенсии:
1) трудовая пенсия по возрасту;
2) социальная пенсия;
3) пенсия по случаю потери кормильца;
4) пенсия за выслугу лет;
5) пенсия по инвалидности.
225. При досрочном выходе на пенсию по возрасту требование к общему трудовому стажу снижается у:
1) лилипутов и карликов;
2) инвалидов войны;
3) матерей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы;
4) многодетных матерей, родивших 5 и более детей;
5)всех многодетных матерей.
226. Трудовые пенсии по инвалидности назначаются в Республике Беларусь:
1) независимо от причины инвалидности;
2) в зависимости от характера трудового увечья;
3) в зависимости от вида профессионального заболевания;
4) в зависимости от причины инвалидности;
5) только в случае наступления инвалидности на территории предприятия.
227. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается:
1) при наличии у умершего стажа работы, который был бы необходим ему для назначения трудовой пенсии по инвалидности;
2) независимо от стажа работы кормильца;
3) при наличии необходимого минимального страхового стажа работы;
4) при общем трудовом стаже работы 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
5) при наличии 5 лет страхового стажа.
228. Стаж работы для назначения трудовой пенсии по возрасту исчисляется с поправочным коэффициентом, если заработок, из которого исчислялись страховые взносы в ФСЗН, был ниже:
1) минимальной заработной платы;
2) бюджета прожиточного минимума;
3) минимального потребительского бюджета для трудоспособного населения;
4) базовой величины;
5) ставки 1-го разряда ЕТС.
229. Мужчины, не сформировавшие минимальный страховой стаж, получают социальную пенсию с:
1) 65 лет;
2) 63 лет;
3) 60 лет;
4) 67 лет;
5) 58 лет.
230. Женщины, не сформировавшие минимальный страховой стаж, получают социальную пенсию с:
1) 60 лет;
2) 55 лет;
3) 58 лет;
4) 65 лет;
5) 63 лет.
231. К кредитным периодам при исчислении общего трудового стажа на начало 2017 года не относился:
1) период получения пособия по безработице более 6 месяцев;
2) срочная служба в армии
3) обучение на дневной форме вуза;
4) период получения пособия по уходу за ребёнком в возрасте до 3-з лет в течение 9 лет;
5) период ухода за инвалидом первой группы.
232. Кредитные периоды засчитываются в:
1) общий трудовой стаж полностью;
2) страховой стаж полностью;
3) общий трудовой стаж с поправочным коэффициентом;
4) страховой стаж с поправочным коэффициентом;
5) общий трудовой стаж в двойном размере.
233. Поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию в Республике Беларусь завершится к:
1) 2023 году;
2) 2025 году;
3) 2020 году;
4) 2026 году;
5) 2027 году.
234. Минимальный страховой стаж в Республике Беларусь к 2025 году будет увеличен до:
1) 20 лет;
2) 25 лет;
3) 15 лет;
4) 10 лет;
5) 25 лет.
235. Размер минимальной трудовой пенсии по возрасту составляет в Республике Беларусь:
1) 25 % бюджета прожиточного минимума;
2) 25 % минимального потребительского бюджета;
3) 20 % средней заработной платы в республике;
4) 40 % средней заработной платы в республике;
5) 50 % бюджета прожиточного минимума.
236. Пенсионный возраст в Республике Беларусь по действующему законодательству будет увеличен к 2023 году до:
1) 63 лет у мужчин и 58 лет у женщин;
2) 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин;
3) 63 лет у мужчин и 60 лет у женщин;
4) 65 лет у мужчин и 63 лет у женщин;
5) 65 лет у мужчин и женщин.
237. После выхода на пенсию женщины в Беларуси живут в среднем дольше мужчин на:
1) 10 лет;
2) 15 лет;
3) 20 лет;
4) 5 лет;
5) 17 лет.
238. На льготных условиях (в двойном размере) в общий стаж работы засчитываются периоды:
1) военной службы в составе действующей армии в период боевых действий;
2) работы в сельском хозяйстве;
3) работы во всех медицинских учреждениях;
4) работы в воспитательных и исправительных учреждениях;
5) работы в педагогических учреждениях.
239. В 2017 году индивидуальный коэффициент заработка пенсионера рассчитывается за период:
1) 23 года;
2) 20 лет;
3) 21 год;
4) 22 года;
5) 24 года.
240. Трудовая пенсия по возрасту назначается в размере:
1) 55 процентов среднемесячного заработка;
2) 65 процентов среднемесячного заработка;
3) 40 процентов среднемесячного заработка;
4) 60 процентов среднемесячного заработка;
5) 45 процентов среднемесячного заработка.
241. Ставка страховых взносов для индивидуальных предпринимателей исключительно на пенсионное страхование в ФСЗН в Республике Беларусь составляет:
1) 29 процентов;
2) 34 процента;
3) 1 процент;
4) 35 процентов;
5) 25 процентов.
242. За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия по возрасту увеличивается на:
1) 1 % заработка;
2) 2 % заработка;
3) 1,5 % заработка;
4) 1,1 % заработка;
5) 3 % заработка.
243. Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера в кредитных периодах исчисляется в размере:
1) 40 % средней заработной платы работников в республике;
2) 25 % средней заработной платы работников в республике;
3) 20 % средней заработной платы работников в республике;
4) 55 % средней заработной платы работников в республике;
5) 50 % средней заработной платы работников в республике.
244. Регрессивная шкала для исчисления размеров пенсий в Республике Беларусь применяется с:
1) 1993 года;
2) 2000 года;
3) 1999 года;
4) 2009 года;
5) 2014 года.
245. Для исчисления размеров пенсий в Республике Беларусь применяется:
1) регрессивная шкала;
2) прогрессивная шкала;
3) бонусная шкала;
4) дифференцирующая шкала;
5) возрастающая шкала.
246. При обращении за пенсией по возрасту позднее достижения общеустановленного пенсионного возраста за первый полный год работы она будет увеличена на:
1) 6 % заработка;
2) 8 % заработка;
3) 12 % заработка;
4) 10 % заработка;
5) 14 % заработка.
247. За 5 лет работы без обращения за пенсией по возрасту размер её повышения составит:
1) 50 %;
2) 36 %;
3) 24 %;
4) 14 %;
5) 26 %.
248. Размер трудовой пенсии по инвалидности инвалидам 3 группы составляет:
1) 40 % среднемесячного заработка;
2) 50 % среднемесячного заработка;
3) 30 % среднемесячного заработка;
4) 55 % среднемесячного заработка;
5) 45 % среднемесячного заработка.
249. Размер трудовой пенсии по инвалидности инвалидам 2 группы составляет:
1) 65 % среднемесячного заработка;
2) 55 % среднемесячного заработка;
3) 45 % среднемесячного заработка;
4) 75 % среднемесячного заработка;
5) 70 % среднемесячного заработка.
250. Размер трудовой пенсии по инвалидности инвалидам 1 группы составляет:
1) 75 % среднемесячного заработка;
2) 65 % среднемесячного заработка;
3) 55 % среднемесячного заработка;
4) 60 % среднемесячного заработка;
5) 70 % среднемесячного заработка.
251. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается в размере:
1) 40 % среднемесячного заработка кормильца;
2) 55 % среднемесячного заработка кормильца;
3) 60 % среднемесячного заработка кормильца;
4) 65 % среднемесячного заработка кормильца;
5) 45 % среднемесячного заработка кормильца.
252. Трудовая пенсия за выслугу лет назначается в размере:
1) 55 % заработка;
2) 60 % заработка;
3) 65 % заработка;
4) 75 % заработка;
5) 70 % заработка.
253. Максимальный размер повышения пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь составляет:
1) 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
2) 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
3) 150 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
4) 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
5) 300 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
254. Максимальный размер социальной пенсии в Республике Беларусь составляет:
1) 110 процентов бюджета прожиточного минимума;
2) 100 процентов бюджета прожиточного минимума;
3) 50 процентов бюджета прожиточного минимума;
4) 100 процентов минимальной пенсии по возрасту;
5) 90 процентов минимальной пенсии по возрасту.
255. Инвалидам 1 группы к пенсии по возрасту устанавливается надбавка на уход в размере:
1) 100 процентов минимальной пенсии по возрасту;
2) 50 процентов минимальной пенсии по возрасту;
3) 100 процентов бюджета прожиточного минимума;
4) 50 процентов бюджета прожиточного минимума;
5) 200 процентов минимальной пенсии по возрасту.
256. Для лиц в возрасте от 75 до 80 к трудовым пенсиям по возрасту установлены доплаты в размере:
1) 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
2) 100 процентов минимальной пенсии по возрасту;
3) 50 процентов минимальной пенсии по возрасту;
4) 50 процентов бюджета прожиточного минимума;
5) 100 процентов бюджета прожиточного минимума.
257. Почётным донорам Республики Беларусь установлено повышение к пенсии в размере:
1) 40 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
2) 50 процентов минимальной пенсии по возрасту;
3) 100 процентов минимальной пенсии по возрасту;
4) 180 процентов минимальной пенсии по возрасту;
5) 110 процентов минимальной пенсии по возрасту.
258. Ведущим основанием для перерасчёта пенсий в Республике Беларусь является:
1) рост средней заработной платы работников в республике;
2) изменение размера минимального потребительского бюджета для трудоспособного населения;
3) рост индекса цен;
4) изменение ставки первого разряда;
5) изменение размера базовой величины.
259. Профессиональное пенсионное страхование было введено в Республике Беларусь с:
1) 2009 года;
2) 2004 года;
3) 2012 года;
4) 2000 года;
5) 1999 года.
260. Тариф взносов по профессиональному пенсионному страхованию за работников, занятых на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда (Список №1), составляет:
1) 9 процентов;
2) 6 процентов;
3) 2,6 процента;
4) 4,8 процента;
5) 15 процентов.
261. Тариф взносов по профессиональному пенсионному страхованию за работников, занятых на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда (Список № 2), составляет:
1) 6 процентов;
2) 9 процентов;
3) 2,6 процента;
4) 4,8 процента;
5) 15 процентов.
262. На досрочную профессиональную пенсию работники, занятые на работах по Списку № 1, могут выйти раньше общеустановленного пенсионного возраста максимум на:
1) 10 лет;
2) 7 лет;
3) 5 лет;
4) 15 лет;
5) 3 года.
263. Досрочная профессиональная пенсия выплачивается в Республике Беларусь:
1) до достижения общеустановленного пенсионного возраста;
2) пожизненно;
3) в течение 5 лет;
4) до момента устройства на работу не с особыми условиями труда;
5) в течение 10 лет.
264. Дополнительная профессиональная пенсия устанавливается в размере:
1) бюджета прожиточного минимума;
2) минимальной заработной платы;
3) минимального потребительского бюджета для трудоспособного населения;
4) 150 процентов бюджета прожиточного минимума;
5) минимального потребительского бюджета пенсионера.
265. Надбавки и доплаты к пенсиям устанавливаются в процентах от: