Создание необходимых условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения региона, поддержания долголетней активной жизни каждого человека.

Приоритетами государственной политики в данной сфере являются:

- увеличение роли профилактики заболеваний, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья населения, в том числе детей и подростков;

- формирование здорового образа жизни. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для развития систематических активных занятий физической культурой и спортом различных групп населения;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предполагает реализацию мер, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека (состояние атмосферного воздуха, питьевой воды, радиационная обстановка, безопасность питания, условия труда и т.д.), а также предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

- обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (при этом вместо «культуры реагирования» на чрезвычайные ситуации на первое место выходит «культура предупреждения»);

- повышение общественной безопасности и безопасности дорожного движения, прежде всего, за счет повышения дисциплины на дорогах, улучшения дорожных условий;

- организация организованного отдыха и оздоровления отдельных категорий граждан;

- обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, обеспечение соответствия их объемов, видов и качества уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки, в том числе:

создание многоуровневой системы организации медицинской помощи, приведение структуры сети учреждений здравоохранения в соответствие с прогнозируемой демографической ситуацией в регионе;

оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля;

совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе развитие общей врачебной практики (семейной медицины), внедрение стационарозамещающих технологий;

поэтапное внедрение в деятельность учреждений стандартов и порядков оказания медицинской помощи;

оптимизация деятельности службы скорой медицинской помощи путем создания кабинетов неотложной помощи;

совершенствование оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий;

обеспечение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи;

обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи;

внедрение современных методов реабилитации и восстановительного лечения;

создание системы паллиативной помощи;

модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения, обеспечение их соответствия санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам, требованиям безопасности;

совершенствование обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания;

поэтапное сокращение и устранение дефицита обеспеченности учреждений здравоохранения квалифицированными медицинскими специалистами;

внедрение современных методов непрерывного образования специалистов с высшим и средним медицинским образованием, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения;

поэтапное повышение уровня заработной платы медицинских работников, в том числе за счет повышения эффективности использования ресурсов. Соотношение заработной платы врачей и работников медицинских организаций области и муниципальных образований, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона составит 200 %; среднего медицинского (фармацевтического) персонала, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - 100 %;

формирование регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения, в том числе внедрение электронной записи к врачу, единой электронной карты, развитие телемедицины.

Решение данной задачи позволит сохранить и улучшить здоровье населения региона. В частности, среди взрослого населения региона снизится распространенность повышенного артериального давления, уровня холестерина, низкой физической активности, ожирения. Снизится уровень потребления алкогольной продукции (с 13 литров на душу населения в год в 2012 году до 12 литров - в 2025 году), распространенности потребления табака среди взрослого населения (с 40,5 % в 2012 году до 29 % - в 2025 году), а также среди детей и подростков (с 25 % в 2012 году до 14 % - в 2025 году). Уменьшится заболеваемость социально значимыми заболеваниями.

Предполагается обеспечить снижение уровня смертности населения региона (коэффициент смертности снизится с 11,3 умерших на 1000 человек населения в 2012 году до 10,1 - в 2025 году). При этом смертность населения (без показателей смертности от внешних причин) сократится с 1025,8 умерших на 100 тыс. населения в 2012 году до 1016,0 на 100 тыс. населения – в 2025 году. Смертность населения в трудоспособном возрасте сократится с 602,3 умерших на 100 тыс. населения соответствующего возраста в 2012 году до 598,9 умерших на 100 тыс. населения соответствующего возраста – в 2025 году. Смертность населения от болезней системы кровообращения снизится с 665,1 умерших на 100 тыс. населения в 2012 году до 630,0 на 100 тыс. населения – в 2025 году.

Ожидается, что смертность от новообразований (в том числе злокачественных), несмотря на принимаемые меры, возрастет к 2016 году до 172,2 умерших на 100 тыс. населения против 168,0 в 2012 году, что обусловлено продолжающимся старением населения региона и ростом выявляемости онкологических заболеваний в связи с массовым проведением скрининговых мероприятий. В последующем её уровень будет снижаться: в 2020 году значение данного показателя составит 169,6 умерших на 100 тыс. населения, в 2025 году - 168,0. До 5,9 случая на 1000 родившихся живыми снизится младенческая смертность в 2025 году с 6,7 случая на 1000 родившихся живыми – в 2012 году.

В результате – ожидаемая продолжительность жизни населения региона увеличится с 68,9 лет в 2012 году до 73,1 лет - в 2025 году.

1.2. Повышение доступности и качества образования и обеспечение его соответствия запросам населения, требованиям инновационной экономики и потребностям рынка труда.

Приоритетами государственной политики в сфере образования являются:

- обеспечение доступности дошкольного образования (реконструкция и строительство детских садов, развитие альтернативных (негосударственных) форм дошкольного образования);

- формирование у учащихся на всех уровнях образования компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике, развитие системы профориентации молодежи;

- повышение качества результатов образования на всех уровнях;

- обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;

- обеспечение соответствия образовательных организаций современным требованиям (модернизация инфраструктуры и ресурсное обеспечение образовательных организаций, обеспечение их соответствия санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и требованиям, требованиям безопасности, развитие современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры системы образования);

- создание условий для обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- интеграция начального и среднего профессионального образования;

- обеспечение достижения баланса потребности экономики региона в квалифицированных кадрах и выпуска учреждениями профессионального образования необходимого количества качественно подготовленных специалистов и рабочих, расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций;

создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров, профессионального обучения, переобучения работников, подлежащих высвобождению, безработных граждан;

создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

- модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества, через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи строительства открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался;

- внедрение нормативного подушевого финансирования по всем видам предоставляемых образовательных услуг, использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания;

- совершенствование моделей управления образовательными организациями;

- формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва;

- повышение уровня квалификации педагогических и управленческих кадров образовательных организаций, модернизация системы подготовки и повышения квалификации учителей, создание механизмов мотивации педагогов, направленных на повышение качества работы и непрерывное профессиональное развитие в рамках перехода к системе «эффективного контракта»;

- повышение привлекательности педагогической профессии, в том числе поэтапное повышение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до 100 % уровня средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций – до 100 % уровня средней заработной платы в общем образовании региона;

- развитие независимых систем оценки качества образования;

- расширение сферы дополнительного образования, системы выявления и поддержки одаренных детей.

Результатом решения данной задачи станет полное удовлетворение потребности в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Увеличится охват населения в возрасте 5 - 18 лет образованием: с 99,87 % в 2012 году до 99,97 % в 2025 году.

Не менее 72,5 % детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования в 2025 году (в 2012 году - 68,7 %).

При этом увеличится доля обучающихся в соответствии с основными современными требованиями в общей численности обучающихся с 80 % в 2012 году до 97 % в 2025 году.

Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций снизится с 1,26 % в 2012 году до 1,18 % в 2025 году.

Увеличится доля выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности с 40 % в 2012 году до 56,4 % в 2025 году.

Увеличится доля профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с 1,5 % в 2012 году до 20,2 % в 2025 году.

Доля высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе увеличится с 27,8 % в 2012 году до 36,6 % в 2025 году.

Наши рекомендации