Отличие договоров на выполнение НИР и ОКР от других видов договоров

В то же время научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) отличаются от подрядных работ, в том числе и от проектно-изыскательских. В отличие от договора на проведение подрядных работ, результат и порядок проведения которых заранее ясен его сторонам, в договоре на проведение НИОКР можно определить лишь направление рабо­ты и общие параметры ее результатов.

Другими словами, предмет договора на выполнение НИР и ОКР является определимым, а не определенным. Это связано с тем, что НИР и ОКР всегда носят творческий характер. Эти работы имеют целью получение новых знаний в раз­личных областях науки, а их результат воплощается в научном отчете, который можно рассматривать как произведение науки.

Предмет договора определяется в соответствии с техническим зада­нием, которое согласуется сторонами. Техническое задание формиру­ется заказчиком на основе требований, предъявляемых к результатам работ. Применительно к НИР эти требования складываются из

· темы (направления) исследования;

· основных вопросов (проблем), решае­мых исполнителем;

· целей работ;

· требований, предъявляемых к выво­дам и рекомендациям исполнителя (включающих наличие необходи­мых расчетов, соответствие сделанных выводов и рекомендаций тре­бованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, стандартов и т.п.).

Техническое задание для опытно-конструкторских и технологических работ включает, в частности,

· установление техни­ческих характеристик и технико-экономических показателей образ­ца,

· требования, предъявляемые к подлежащей разработке документа­ции и (или) технологии,

· требования к отчету о проведенных испытаниях образца.

Порядок заключения и исполнения подрядного договора для государственных нужд.

Подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

· создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации; поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

· обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

· реализации федеральных целевых программ;

· обеспечения иных федеральных государственных нужд.

Стороны: государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов.

ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.

Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК).

Размещение - действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов.

ПОДРЯДЧИК.

Получить государственный заказ может любое юридическое лицо или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:

· путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе

· аукциона в электронной форме;

· без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).

Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте*.

Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.

Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме.

Наши рекомендации