Тренинг уверенности в межличностных отношениях

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

В. Г. Ромек

ТЕОРИЯ

ЧТО ТАКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?

Некоторое время назад в Германии мне пришлось срочно устраивать дочку в немецкий детский садик, чтобы у меня освободилось немного времени для работы над диссертацией. До этого я уже несколько раз пытался пристроить дочку в детский сад в России, и все попытки заканчивались провалом: дочка категорически отказывалась ходить туда, где ею беспрерывно командовали, где ее ругали и насильно заставляли делать то, чего она делать как раз и не хотела. Спустя неделю наших с женой мучений дочка обычно заболевала, неделю сидела дома, затем мы принимались за поиски другого садика.

Я думал, что в Германии у меня тоже ничего не выйдет. Ведь дочка совсем не знает немецкого языка, а другие дети и воспитатели не знают русского. Возможно ли это вообще?

Я поговорил с директором ближайшего к моему дому детского садика. Эта очень милая женщина познакомила меня с воспитателями и сказала, что особых проблем она не видит. В садик ходят дети самых разных национальностей, и они прекрасно ладят друг с другом.

Она проблем не видела. Проблемы видел я и очень волновался. Но волнения оказались напрасными.

Саша моментально привыкла к детям и воспитателям, вставала каждое утро раньше нас с женой и вприпрыжку бежала в садик. Нельзя сказать, что там было больше игрушек или помещения были больше. Детский садик был не из дорогих. Но там было кое-что другое. Там был искренний интерес воспитателей к детям, желание вместе заниматься интересными делами, внимание к проблемам детей и умение помогать в решении этих проблем. Там были человеческие, неформальные, т. е. межличностные, отношения между воспитателями и детьми.

Две милые женщины находили настоящее удовольствие в своей работе. Они вместе с детьми занимались интересными делами, вместе праздновали маленькие праздники и вместе с детьми искали решение возникающих проблем. Им нравилось то, что они делают.

Здесь у воспитателей не было необходимости кричать и командовать, здесь некогда было скучать детям. Воспитатели и дети были интересны друг другу, находили удовольствие в общении друг с другом. Конечно, не всегда это общение было радужным, были и конфликты, и необходимость подчиняться распорядку дня и убирать за собой игрушки. Но хорошие отношения помогали преодолевать эти конфликты, совместное решение проблем укрепляло отношения. И нам действительно трудно было по возвращении в Россию найти садик, в котором бы воспитатели в такой же мере ценили личность ребенка и проявляли интерес к личным чувствам и интересам детей, в котором между профессиональными воспитателями и детьми существовали бы межличностные отношения. Но мы знали теперь, что именно нужно искать.

Этот пример, я надеюсь, поможет вам лучше понять признаки существования межличностных отношений, разобраться в их сути.

Что же в первую очередь характеризует межличностные отношения? Проще всего, наверное, ответить на этот вопрос, сравнив их с отношениями формальными, официальными.

Поскольку так или иначе нам приходится жить среди множества людей, вступать с ними в самые разнообразные отношения, то лишь часть этих отношений приобретает межличностный характер. Довольно часто мы общаемся с совершенно незнакомыми людьми по малозначительным формальным поводам. От такого рода партнеров нам нужно лишь одно — четкое и незамедлительное выполнение их обязанностей.

Попробуем провести это сравнение по нескольким ключевым пунктам.

Партнер. Партнером или партнерами по межличностным отношениям выступает уже знакомый вам человек, вызывающий у вас интерес как личность. Партнером по функциональным отношениям вполне может быть посторонний, случайный человек. Но межличностные отношения редко формируются в одно мгновение. Чаще

7

всего для их формирования требуется определенное, иногда — немалое, время. А это значит — необходимо, чтобы на первых порах встречи с этим человеком происходили более или менее регулярно.

Чаще всего межличностные отношения складываются в семье, студенческой группе, на отдыхе или в санатории — т. е. там, где люди достаточно долгое время проводят вместе и не связаны формальными отношениями. Если содержанием общения становятся чувства и переживания, личные цели и ценности, то это — первый признак формирования межличностных отношений.

Содержание общения. Содержанием межличностных отношений являются чувства, симпатии, антипатии, ценности, т. е. все, что связано с проявлением личности и личных интересов. Но этого мало: межличностные отношения существуют только тогда, когда личные позиции и чувства взаимно интересуют партнеров, когда, помимо желания говорить о своих чувствах, есть еще желание выслушать партнера, интерес к его собственным мнениям и чувствам. Межличностные отношения — это именно взаимоотношения.

Иными словами, содержанием общения выступает взаимный интерес к чувствам, личным особенностям, мнениям и желаниям партнера, готовность говорить о своих собственных чувствах.

Основа. Межличностные отношения базируются на взаимном интересе, симпатиях или антипатиях. Без этого интереса, в ситуации, когда партнер глубоко безразличен, ни о каких межличностных отношениях не может быть и речи. В отсутствии фундамента, основы любая конструкция рано или поздно рушится.

ИСТОЧНИКИ НЕУВЕРЕННОСТИ

В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Вы вряд ли открыли бы эту книгу, если бы ни разу в жизни не чувствовали себя неуверенно, скованно. Большинству людей знакомо чувство скованности и застенчивости, некоторых эти чувства преследуют постоянно.

В то же время практически все могут вспомнить и назвать знакомого им человека, который, как кажется, никогда не теряется и не смущается даже в самых трудных житейских ситуациях. Люди совершенно очевидно различаются по уровню уверенности в себе, как и по многим другим психологическим качествам. Это естественно, и никто не станет этого оспаривать. Никто также не будет спорить с тем, что в небольших дозах и в определенных ситуациях неуверенность повредить не может.

Люди всегда чувствуют себя неуверенно, оказавшись в незнакомой ситуации, при необходимости решить очень сложную непривычную задачу, при резкой смене условий жизни и т. д. Проблема возникает тогда, когда ситуативная неуверенность перерастает в неуверенность стабильную, личностную, а это мешает человеку жить, становится причиной постоянной тревожности и беспокойства.

КАК СТАНОВЯТСЯ НЕУВЕРЕННЫМИ

Социальный страх

Точнее говоря — страх быть отвергнутым или высмеянным. Многие даже не предпринимают попыток сближения с другими людьми, поскольку убеждены, что ничего хорошего эти попытки не принесут — что безусловно будет получен отказ, что «надо мной только посмеются», что «меня никто всерьез никогда не примет». Я вряд ли ошибусь, если скажу, что страх и волнение при первых контактах с незнакомыми людьми знакомы абсолютно всем. Проблема неуверенных и застенчивых людей состоит в том, что этот страх приобретает характер барьера, не позволяющего им даже попытаться наладить отношения, что страх контакта становится навязчивым эмоциональным состоянием, приводящим к нарушениям самооценки и потере чувства самоуважения и самоэффективности (Дж. Вольпе, А. Бандура).

Заниженная самооценка

Очень часто причиной, препятствующей развитию межличностных отношений, становятся ошибочные представления о себе самом. Вот достаточно типичные формулировки, которые могут служить примером (но не для подражания) неуверенности в межличностных отношениях:

11

«Я никому не могу быть интересен »

«Я слишком рядовой, заурядный человек, чтобы он (она) мною заинтересовался(лась ) »

«Я не смогу и двух слов вымолвить, если придется говорить о самом важном »

Но не может ли быть так, что все эти утверждения — сущая правда? Может быть, это — как раз таки адекватная самооценка?

Едва ли. Психологи — создатели «когнитивной терапии поведения» легко доказывают, что большинство такого рода утверждений не имеют никакого отношения к реальности. Эти убеждения почти во всех случаях неверны, нелогичны и нерациональны.

Нерациональные убеждения

Причиной неуверенности в межличностных отношениях могут быть и некоторые логические ошибки, приводящие к неверным, нелогичным и нерациональным выводам, постепенно перерастающим в прочные нерациональные убеждения. Наиболее типичными логическими ошибками являются следующие (А. Эллис, 1999).

Обобщения (генерализация). «Ничего хорошего никому и никогда тесные межличностные связи не приносили и не принесут». Такого рода убеждения, во-первых, неверны, во-вторых, блокируют абсолютно любые начинания. Конечно, межличностные отношения у разных людей в разной степени благополучны и приятны. Но именно поэтому категорические обобщения не выдерживают логической проверки.

Далее, категорически заявляя самому себе, что близкие отношения приносят только негативные переживания, сам начинаешь замечать только негативные их стороны, игнорируя позитивные. В любом явлении есть негативные и позитивные стороны. Обобщения негативного характера как бы «фокусируют» внимание на негативных моментах и постепенно убивают мотивацию к любым действиям, направленным на их развитие.

Открытое выражение чувств

Шаг 1: Вы замечаете, что у вас возникло сильное чувство по отношению к другому человеку, и вы хотели бы, чтобы он в будущем совершал (или наоборот — не совершал) определенное поведение. Особенно подходят для применения схемы уверенности в себе ситуации, которые повторяются вновь и вновь — и постоянно доставляют вам неприятные эмоции. Например: Когда я делаю уборку в доме, муж даже и не пытается как-то мне помочь. Или: Когда я перекапываю садовый участок, жена даже и не думает как-то мне помочь, например, приготовить обед.

21

Шаг 2: Вы про себя называете чувства, которые вы испытываете, и для себя самого точно формулируете желания по отношению к партнеру. Например: Мне это очень обидно, у меня пропадает всякое желание делать это впредь, я очень на него (нее) злюсь за это. Я хотела бы, чтобы он мне, хотя бы для вида, немножко помогал в этом или, по крайней мере, не занимался в этот момент тем, что ему очевидно доставляет удовольствие (не читал бы газету). Или: Мне было бы приятнее заниматься тяжелой и скучной работой в саду, если бы она была где-нибудь поблизости и часть работы брала на себя. Я имею в виду приготовление обеда и уборку в садовом домике.
Шаг 3: Поставьте перед собой маленькую выполнимую цель. Например: Для того чтобы повысить свой уровень уверенности, я сейчас скажу ему об этом — вежливо и определенно. Я повторю мои желания несколько раз.
Шаг 4: Объективно опишите сложившуюся ситуацию. Вы здесь просто перечисляете то, что произошло или происходит с вами и с окружающими. Вы воздерживаетесь от комментариев и просто описываете (как через объектив фотоаппарата), что именно случилось (или часто случается). Например: В последнее время, когда я делаю уборку в квартире, я замечаю, что ты читаешь газету или занимаешься другими своими делами.

22

Шаг 5: Открытое выражение чувств. От первого лица, с использованием местоимения «я», вы перечисляете, называете по имени чувства, которые у вас появляются в этой ситуации, описываете то, что вы актуально чувствуете. Например: Это меня сильно обижает, и я злюсь на тебя и на необходимость заниматься домашними делами. Мне все меньше и меньше хочется заниматься этим вообтце.
Шаг 6: Сформулируйте желания, которые у вас в связи с этим есть. Точно формулируйте свои желания, описывайте конкретное поведение, которого вы ждете от партнера, избегайте слишком общих формулировок. Например: Я бы очень хотела, чтобы ты брал на себя небольшую часть работы, или, по крайней мере, не занимался во время уборки своими делами, а делал что-то по дому.
Шаг 7 (очень и очень важный): Вы внимательно слушаете, что вам скажет партнер, не перебиваете его, вкратце пересказываете его слова, а затем повторяете 5 и 6 шаги. Это нужно сделать минимум 2 раза! Ни один человек сразу вас не поймет. У него слишком много своих чувств, мыслей, забот. К тому же на ситуацию он смотрит иным, чем вы, образом. Он закономерно будет оспаривать важность ваших чувств и желаний, поскольку его собственные чувства ему важнее. Чтобы вас поняли, вам нужно повторить ваши слова несколько раз. Итак: Я понимаю, что уборка с твоей точки зрения — не особо сложное занятие и что ты ничем особым мне помочь не можешь, но... (далее смотри выше)

23

Конечно, в каждом конкретном случае схема должна быть применена к условиям той или иной ситуации. Содержание отдельных шагов может быть самым различным.

Вот как это, например, выглядит в разговоре молодого человека со своей тещей, которая каждую субботу приезжает «помочь дочери» и в течение двух-трех часов объясняет ему «как нужно жить», расставляет все в холодильнике «как положено» и «наводит порядок» в шкафу:

Он (дубль 1): Уважаемая Анна Ивановна, мы с женой всегда рады вашему приходу. Но в последнее время у меня возникла одна проблема, которая заставляет меня сильно нервничать перед нашими встречами. Мы с женой уже взрослые люди и у нас в квартире мы сделали все так, как нам нравится. Продукты мы покупаем тоже такие, которые нас устраивают, и делаем это по определенному принципу. Ваш способ ведения хозяйства очень сильно отличается от того, который сложился у нас. Поэтому всякий раз, когда вы из лучших побуждений наводите порядок в квартире, я очень нервничаю, можно даже сказать - злюсь. Это плохо сказывается на наших отношениях, чего бы я совсем не хотел. Поэтому мне было бы значительно приятнее встречаться с вами по субботам просто за обедом. Поверьте, мы вполне справляемся с домашним хозяйством и ваша помощь гораздо важнее для нас в воспитании сына.

Она: Да брось ты, Сашенька. Ни с чем вы тут не справляетесь. Холодильник пустой, в шкафу все скомкано, пыль повсюду, кран как тек, так и течет. Что, починить трудно? Придется мужа просить. А внука я и так на английский сама вожу. Без меня тут все вообще паутиной зарастет.

Он (дубль 2): Конечно, домашнее хозяйство мы ведем немножко иначе, чем привыкли это делать вы. Именно поэтому каждый раз, когда вы начинаете уборку в нашей квартире, я очень злюсь, поскольку помогать вам у меня нет желания - я делаю все то же самое, но по-другому и в другое время. В субботу мне приятнее было бы отдохнуть вместе с вами за обеденным столом.

Она: Отдохнуть-то мы отдохнем. Но в таком беспорядке мне и отдыхать противно.

Он (дубль 3): Это, конечно, аргумент. И вот в чем я вижу решение проблемы: к следующей субботе я сам починю кран и постараюсь навести идеальный порядок. Я ведь вашу уборку всегда воспринимаю как скрытый упрек и, конечно, злюсь на вас в этом случае. В субботу мне было бы гораздо

24

приятнее побеседовать с вами, чем наблюдать за уборкой, которую вы производите, и злиться на вас при этом.

В данном случае мы имеем дело с выражением негативных чувств. Обратите внимание на то, что Александр не требует немедленного выполнения его желаний. Он лишь говорит о своих чувствах и желаниях — от первого лица, с использованием местоимения «я». После третьего дубля у Анны Ивановны заканчиваются аргументы, и она готова согласиться.

На примере отражения негативных чувств попробуем еще раз разобраться в различиях, существующих между скрытым и открытым выражением чувств и желаний:

Ситуация:Сын Ванечка пришел из школы очень расстроенный, бросил портфель на пол, убежал в свою комнату и начал плакать. Мама видит его состояние, подозревает, что сын опять получил двойку или выговор от учителя, и говорит следующее:
Скрытое выражение чувств и желаний Открытое выражение чувств и желаний
Тычто, опять двойку получил? До каких пор это будет продолжаться? Прекрати сейчас же плакать! Давай сюда твой дневник! Не видать теперь тебе роликовых коньков! Вот отец придет - он тебе задаст! Сынок, я вижу, что ты чем-то расстроен. Я хотела бы тебе чем-то помочь. Если ты расскажешь мне, что случилось, может быть, я смогу тебе помочь.
Последствия:
Ванечка продолжает рыдать, рыдает еще больше, расстраивается, пугается, все отрицает, злится и обижается на маму, в будущем начинает прятать дневник и пытается скрыть свои неудачи от родителей. Отношения с родителями немножко испорчены, доверия родителям стало немножко меньше. Ванечка понимает, что мама хочет ему помочь, рассказывает о недоразумениях с учителем, вместе с мамой пытается разобраться в новом материале. Степень доверия родителям возрастает, значит, и отношения улучшаются.

Конечно, не только негативные чувства заслуживают того, чтобы быть открыто выраженными или отраженными. В другой сфере — сфере позитивных чувств — очень часто возможны искажения. Ирония, уколы, вопросы и рекомендации (приказы) здесь тоже нередко мешают взаимопониманию. Искренние чувства либо маскируются, либо вообще подавляются. Так, очень многие родители нарушают баланс между выражением позитивных и негативных чувств и очень часто — в сторону чувств негативных. Как следует из многочисленных экспериментов американского психолога Мартина Селигмана, такая «фокусировка» общения на негативных чувствах очень часто приводит к возникновению выученной беспомощности и депрессивных состояний.

МЕТОД

Ролевая игра

Навык тренируется и доводится до автоматизма в специально подобранных ролевых играх с обязательным 2-х или 3-х кратным повторением игры. Очевидный прогресс, который даже без помощи тренера участники группы видят в каждом новом дубле, создает дополнительный мотивирующий фон. Чтобы этот фон не нарушить, первые ролевые игры должны быть простыми (особенно это важно в начале тренинга — при формировании его ритуала): участники первых ролевых игр обязательно должны достичь успеха. Успех в первых ролевых играх включает механизм подражания (Бандура) и поддерживает желание тренироваться у других участников группы.

При проведении ролевой игры желательно соблюдать следующую последовательность действий. 1. Выбор ситуации ролевой игры.

Тренер или участник описывает ситуацию ролевой игры по стандартной схеме, ситуация и отдельные ее компоненты обсуждаются с группой. Ситуация должна быть абсолютно ясна всем членам группы, иначе неизбежны сбои на этапе разыгрывания ситуации.

2. Выбор участника ролевой игры и партнера (партнеров) по ролевой игре.

Вкаждой ролевой игре поведение тренируется лишь у одного участника. Именно относительно его поведения будет осуществляться обратная связь. Все остальные участники ролевой игры выполняют роль партнеров — т. е. помогают участнику в тренировке навыков. На первых этапах, пока это еще не понято участниками, роль партнера может выполнять ко-тренер. Нарушение этого правила часто приводит к тому, что партнер по ситуации начинает соперничать с участником, чрезмерно завышает уровень трудности ситуации и мешает участнику достичь успеха (нарушая таким образом основной принцип поведенческой терапии — принцип подкрепления).

Инструкция участнику.

Тренер громко, так, чтобы это слышали все участники группы, еще раз повторяет инструкцию относительно целевого поведения. Эта инструкция касается конкретных компонентов тренируемого навыка и принципиально должна быть посильна участнику ролевой игры.

Инструкция группе.

Тренер еще раз повторяет, какие именно компоненты навыка сейчас тренируются и за чем конкретно должны следить члены группы. Иногда группе раздают специальные бланки наблюдения за ролевой игрой, которые структурируют обратную связь.

Ролевая игра.

Участники партнер (партнеры) разыгрывают ситуацию ролевой игры. Тренер может остановить ролевую игру в том случае, если кто-либо грубо нарушает инструкции или ситуация неверно понята участниками ролевой игры.

5. Обратнаясвязь от участника(участник ролевой игры говорит, что ему удалось или не удалось выполнить).

Этот этап очень важен, так как дает возможность участнику группы самому отметить возможные недостатки.

Обратная связь от партнера (как он воспринял поведение участника, что он чувствовал и какие особенности поведения участника заметил).

Обратная связь от группы(все члены группы оценивают степень, в которой участнику удалось продемонстрировать целевые компоненты навыка).

Обратная связь от тренера(если участник получил слишком много негативных оценок, тренер находит и отмечает позитивные моменты в поведении участника).

6. Пункты1-5 повторяются два-три или большее количество раз, пока участник не достигнет ясного для него самого и для участников группы успеха.

Если сложность ситуации оказалась слишком высокой или слишком низкой для участника, то описание ситуации и инструкцию партнеру можно скорректировать, меняя переменные ситуации. Если же выполнить инструкцию и в этих условиях для участника сложно, то в качестве партнера в ролевой игре может участвовать тренер или ко-тренер. Его задача в этом случае — так выстроить свое поведение, чтобы тренинг обязательно привел к положительному результату.

Генерализация навыка

Для облегчения трансфера выученных навыков в реальную жизнь необходимо применить продемонстрированный в «модельных» играх навык к реальной жизни каждого клиента. Для этого клиентов просят вспомнить ситуации из своей собственной жизни, в которых тренируемый навык им был необходим, и записать эти ситуации на стандартных бланках. Предложенные клиентами варианты альтернативного поведения анализируются и уточняются группой и затем разыгрываются в ролевой игре по описанной ранее схеме.

47

Действия тренеров

Вбольшинстве поведенческих тренинговых групп тренер на первых занятиях занимает лидирующую позицию, и в группе, проводимой начинающим тренером, эта позиция лидера может сохраниться до самого конца работы. Ничего страшного в этом нет, и особенно повредить стандартному проведению тренинга это не может. Однако самому тренеру будет легче и приятнее работать в группе, если он сумеет постепенно отойти «на второй план » и передать инициативу (особенно во время групповых обсуждений) самой группе.

Нужно помнить о том, что в определенной степени в ходе работы группы тренер является образцом для подражания для всех ее членов. Ни в коем случае нельзя нарушать принципы, которым обучает сам тренер, хотя бы в ходе работы группы. Можно даже сразу попросить группу саму следить за соблюдением тренером правил, и каждый раз, когда им или кем-либо из членов группы эти правила нарушаются, говорить об этом.

Все сказанное полностью относится и к действиям ко-тренера.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПЮГРАММОЙ ТРЕНИНГА

Исходя из принципов терапии поведения, отправным пунктом любой поведенческой программы служит определенная поведенческая проблема, ставшая типичной для большей или меньшей части людей. Если эта группа людей (предположительно) обладает платежеспособным спросом на устранение этой проблемы, или же существуют другие организации, которые в состоянии оплачивать вашу работу, то разработка программы имеет определенные перспективы.

48

В этом случае целесообразно совершить следующие действия: 1. Определение целей и перспектив разработки программы

1.1.Определите и назовите группу клиентов, для которых пишется эта программа.

1.2. Сформулируйте и запишите проблемы этих клиентов, которые вы собираетесь решить своей программой.

1.3. Сформулируйте и запишите проблемы людей, которые сталкиваются с вашими клиентами.

1.4. Назовите навыки, которые вы будете формировать или от которых вам нужно будет отучить ваших клиентов.

Если вам удалось точно выполнить эту задачу, то перспективы формирования поведенческой программы достаточно ясны и реальны.

Примеры:

1) Люди, которые не могут отказаться от настойчивого предложения выпить за праздничным столом.

2) Практически в любой компании быстро приходит в состояние нежелательного опьянения, совершает в этом состоянии необдуманные поступки, тратит на алкоголь лишние деньги, о чем потом сожалеет.

3) Неожиданные «финты» и обиды в компании приводят к тому, что этого человека остерегаются приглашать в гости. Семья страдает от частого появления этого человека в пьяном виде. На работе перестают ему доверять. Возникает опасность в связи с управлением машиной в пьяном виде.

4) Умение определить для себя конечную дозу спиртного и умение принимать участие в застолье, не превышая эту дозу. Умение вежливо и аргументированно сказать «нет» в ответ на настойчивые предложения спиртного. Устранение нерациональных убеждений в связи с выпивкой в компании.

Примеры групп клиентов

• Люди, испытывающие чрезмерное волнение перед экзаменом или ответственным публичным выступлением.

• Люди, стесняющиеся своей внешности и отказывающиеся вследствие этого от социальных контактов.

• Люди, с ненавистью относящиеся к присутствию в их городе лиц иной национальности или иной религии.

• Люди, решившие порвать с сектой, но не имеющие достаточных навыков, чтобы освободиться от возникшей зависимости.

2. Анализ литературы

Вам, конечно, необходимо познакомиться с соответствующей литературой по проблеме, например, алкоголизма или религиозного шовинизма. Очень большой удачей будет, если вам удастся найти опубликованную программу, полностью соответствующую вашим целям. Из литературы выпишите важнейшие сведения о сути интересующих вас поведенческих нарушений, имеет смысл также схематически изобразить для себя пути их преодоления, предлагаемые специалистами. Проверьте все возможные источники информации, включая сеть Интернет, обратитесь к известным вам специалистам в этой области с просьбой о помощи.

Если в результате этой работы ничего интересного обнаружить не удастся — попробуйте применить стандартные темы тренинга поведения или попытайтесь найти собственные, авторские решения проблем.

3. Конкретизация навыков

Теперь можно перейти к конкретизации навыков и их элементов, которые вы будете тренировать в вашей программе. Постарайтесь выделить как можно более мелкие и ясно описываемые навыки. Если это возможно, проранжируйте выделенные навыки, выделите первоочередные и самые важные навыки.

Подготовка демонстрационных ролевых игр

Подготовьте описание 2-3 демонстрационных ролевых игр и запишите сценарий, который должен быть реализован в этой игре. Разыграйте этот сценарий с ко-тренером 3-4 раза и попросите любых посторонних людей задать как можно больше вопросов по смыслу навыка, который будет демонстрироваться в этом сценарии.

Это поможет вам отработать содержание когнитивного компонента навыка.

6. Подготовка страховочных ролевых игр.

Подготовьте минимум 6 страховочных ролевых игр и продумайте варианты их усложнения или облегчения. Под страховочной ролевой игрой мы понимаем описание такой социальной ситуации, которая может служить альтернативой основной демонстрационной ролевой игре. Смысл этих страховочных ролевых игр состоит в том, что после нескольких дублей, разыгранных с ко-тренером, основная ситуация может наскучить группе. В этом случае при сохранении самого навыка используются страховочные ситуации.

Сценарии страховочных ролевых игр вместе с инструкциями партнеру и протагонисту напечатайте на карточках. На обороте карточки отметьте варианты облегчения или усложнения ситуации.

7. Определение временного плана

Продумайте разминочные упражнения (психогимнастика и пр.), которые вы будете использовать в начале и по ходу занятий. Составьте общий план тренинга с указанием времени, которого потребует выполнение каждого из его пунктов.

Работу над программой с выполнением этих пунктов, конечно, еще нельзя считать завершенной. Но эта работа совершенно необходима, чтобы начать практическую проверку алгоритма и содержания программы. После первого тренинга программу, конечно, нужно будет переработать, после 10-15 тренингов можно будет считать каркас программы готовым и начинать работу над «отладкой» отдельных ее компонентов. Чтобы в итоге у вас получилась качественная программа, достойная публикации в научных журналах, непосредственно после каждого занятия нужно вести его протокол или поручить ведение протокола ко-тренеру. В противном случае многие «находки» или удачные ролевые игры очень быстро забываются.

САМОАНАЛИЗ

Тренировку уверенности в межличностных отношениях мы обычно начинаем стандартными ситуациями знакомства, прекрасно описанными и разработанными в тренинговой литературе. Мы не спешим с теоретическим введением, а предлагаем участникам группы сначала обсудить цели — групповые и личные.

Для этого тренер вкратце комментирует схему «Цели тренинга уверенности в межличностных отношениях», а затем предлагает участникам выполнить упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл».

Комментарии

Иногда приходится более или менее подробно останавливаться на методике поведенческого тренинга, чтобы не создавать нереалистичных ожиданий. Особенно нужно подчеркнуть необходимость активного участия в ролевых играх и выполнения домашних заданий.

На этом этапе мы также обычно раздаем и обсуждаем правила участия в группе, которые мало чем отличаются от правил, используемых в других формах психологического тренинга. Обычно это хорошо разогревает и дисциплинирует группу.

Карточки, заполненные клиентами, следует сохранить до конца тренинга — они нам еще понадобятся.

ЧЕГО Я БОЮСЬ?

Упражнения этого блока помогают лучше разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе и определить уровень социальных страхов, часто тесно связанных с проблемами в отношениях.

Упражнение 2. Я ТАК БОЮСЬ, А МНОГИЕ ЭТОГО НЕ БОЯТСЯ

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуются. Упражнение — 20 мин. «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны страха" и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я боюсь чего-то, хотя этого не боятся". Задача каждого — найти в себе минимум 3 страха». «Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают и страхи менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные или абсолютно нерациональные?»

Комментарии

Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает с себя, открыто сообщая о том, чего он лично боится. Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться» и т. п. Ко-тренер фиксирует все названные страхи, отмечая их авторство.

54

Обычно формулирование собственных страхов не вызывает у участников особых трудностей. Если возникают слишком большие паузы, то можно предложить участникам самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик, на котором написано «мой страх».

Упражнение также может использоваться для разогрева в начале рабочего дня или после перерыва.

Упражнение 3. Я НЕ БОЮСЬ, А МНОГИЕ БОЯТСЯ

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуются. Упражнение — 20 мин. «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны смелости" и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся и (или) не могут многие люди". -. Задача каждого — произнести 3 подобные фразы». «Возможно, кто-то из вас заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Скажите, пожалуйста, им об этом».

Комментарии

Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает сам такой, например, фразой: «Я не боюсь проводить тренинги, хотя этого боятся и не умеют многие люди». В случае, если группа надолго замолкает, тренер или ко-тренер могут произносить страховочные фразы:

«Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди».

«Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди»

Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Прекрасно, замечательно, хорошо, здорово» и т. п.

Ко-тренер фиксирует в протоколе названные «зоны смелости» отдельно для социальных и биологических страхов. Эти данные могут пригодиться для тренировки самоподкрепления и поощрения других людей.

Если возникают слишком большие паузы, то участникам предлагается самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик, на котором написано: «зона смелости».

Упражнение также может использоваться для разогрева в начале рабочего дня или после перерыва.

После выполнения этих двух упражнений часто можно обнаружить пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой. В этом случае можно использовать упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»

Упражнение 4. КАК ЖЕ ТЫ НАУЧИЛСЯ ЭТОГО НЕ БОЯТЬСЯ?

Материалы Время Инструкция Ко-тренер проверяет свои записи и составляет пары участников, в которых один боится того (или примерно того), чего не боится другой. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5— 7 мин. на каждого участника. «Наша задача будет состоять в том, чтобы выяснить, каким образом другой участник группы научился не бояться того, чего боимся мы. Для этого нам потребуется сформировать пары, и это мы сделаем следующим образом. Сначала просто найдите того, кто в предыдущих упражнениях говорил, что он боится чего-либо, чего вы сами не боитесь. Те, для кого не нашлось пары, просто поговорите друг с другом, чтобы найти такие вещи ».

Обсуждение «Теперь, пожалуйста, постарайтесь выяснить у партнера, что ему помогло или помогает не бояться». «Какие способы формирования смелости мы узнали из наших диалогов?» Результатом должен стать перечень разных способов борьбы со страхом.

Комментарии

Часто такие разговоры наталкиваются на то, что один из участников заявляет, что он никогда этого не боялся. В этом случае ему дается задание убедить партнера (лучше — на конкретных примерах), что бояться данного объекта или действия нет смысла.

Обычно проведение этого упражнения приводит к тому, что «смелому» участнику удается достаточно четко и емко сформулировать те фразы, которые помогли ему справиться со страшной ситуацией.

Так, например, на одном из наших тренингов друг с другом беседовали две женщины, одна из которых бесстрашно водит автомобиль, другая же пани<

Наши рекомендации