Страховые случаи по обязательному государственному страхованию сотрудников ГПС МЧС России

Свершившееся неблагоприятное событие с сотрудником ГПС необходимо признать страховым случаем. Наступившее страховое событие следует квалифицировать как страховой случай при наличии следующих элементов: возникновения опасности, причинения вреда и причинной связи между ними.

Законодатель закрепил исчерпывающий перечень страховых случаев для сотрудников ГПС МЧС России, к которым относятся:

1. Гибель (смерть) застрахованного сотрудника в период прохождения им службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Основным условием, определяющим смерть застрахованного сотрудника как страховой случай – чтобы дата его смерти, указанная в свидетельстве о смерти, входила в обозначенный период, который определен нормами закона.

2. Установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период службы. Причем основания увольнения со службы не могут оказывать влияния на принятие решения о выплате, что подтверждается также и материалами судебной практики[170].

Действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья. На это неоднократно указывается судебной практикой при связанных с этим спорах[171]. Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 1 (утв. постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17[172]). К ним относятся: общее заболевание, профессиональное заболевание, трудовое увечье, военная травма, заболевание получено в период военной службы, заболевание связано с последствиями радиационных воздействий, заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и т.д.

В связи с тем, что освидетельствование при установлении группы инвалидности занимает продолжительное время, а законодатель закрепил, что установление инвалидности должно произойти до истечения одного года после увольнения, особую важность имеет день установления инвалидности. В этом вопросе необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 20.02.06 № 95, п. 11 которого гласит: «датой установления инвалидности является день поступления в бюро заявления о проведении медико-социальной экспертизы».

Кроме того, в подобных случаях следует руководствоваться нормами законодательства действующим на момент, когда лицу устанавливается инвалидность и принимается решение о выплате страховой суммы, а не в день увольнения со службы[173]. Указанное положение является весьма важным в условиях динамично меняющегося российского законодательства.

Также следует заметить, что после увольнения со службы сотруднику еще в течение года предоставляется страховая защита, то есть еще год он остается застрахованным лицом. Таким образом, в случае гибели или установления ему группы инвалидности в течение этого года страховая выплата должна осуществляться той компанией, в которой он был застрахован, будучи сотрудником и за него были перечислены страховые взносы. Факт получения заболевания, приведшего к установлению инвалидности сотруднику, страховым случаем не является.

3. Получение застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).

Следует обратить внимание, что «заболевание» в перечень страховых случаев не входит. Вопрос актуален для сотрудников, госпитализированных по каким-либо заболеваниям, полученным в период службы. Заболевания после пребывания в госпитале не исчезают, а со временем только обостряются и приносят не меньше страданий, чем какая-нибудь травма. Но сам по себе факт получения такого заболевания не является страховым случаем.

Определение причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников ГПС МЧС производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123[174]. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.

Определение категории увечий осуществляется на основании Перечня увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у сотрудников ГПС МЧС (Утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. №855)[175].

Объективным критерием степени тяжести повреждения вреда здоровью является невозможность или ограниченная возможность исполнять пострадавшим служебные (трудовые) обязанности в определенные сроки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995г. «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» при освидетельствовании военнослужащих и приравненных к ним лиц, военно-врачебные комиссии могут определить одну из 5 категорий годности:

«А» - годен к военной службе;

«Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«В» - ограничено годен к военной службе,

«Г» - временно не годен к военной службе,

«Д» - не годен к военной службе.

Законодатель определил только две степени годности, которая дает право на получение страховой выплаты, - застрахованное лицо должно быть признано ВВК ограниченно годным или не годным к службе.

Несмотря на то, что абз. 5 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ уже несколько лет предусматривает две степени годности, п. «г» ст. 9 Инструкции только одну, что явно противоречит законодательству. Поэтому в первую очередь Инструкцию требуется привести в соответствие с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ. Многие ведомства уже давно начали такую работу. Например, практически сразу же внесло изменения в ведомственные правовые акты (п. 1.7 Инструкции) Главное управление специальных программ Президента РФ[176] и др. Вопрос о конкуренции норм необходимо решать с учетом иерархии нормативных актов. В связи с тем, что Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ имеет большую юридическую силу, чем Приказ МВД, он и имеет приоритет.

Наши рекомендации