Порядок предоставления и возврата
В процессе исполнения бюджета в отдельные периоды года могут возникнуть затруднения, связанные с тем, что сроки поступления доходов не всегда совпадают со сроками осуществления расходов и в бюджете образуется кассовый разрыв. В этих случаях разрешается временное использование оборотной кассовой наличности, образованной в местных бюджетах с целью бесперебойного их исполнения за счет переходящих остатков бюджетных средств. Наряду с этим может быть получена ссуда процентная или беспроцентная из вышестоящего бюджета согласно действующему законодательству. Такие ссуды называются бюджетными.
Выданные ссуды могут быть погашены путем зачета в счет сумм, причитающихся нижестоящему бюджету по взаимным расчетам и другим текущим безвозмездным поступлениям из вышестоящего бюджета.
Бюджетные ссуды являются краткосрочными, целевыми и возвратными. Они делятся на ссуды выданные и полученные.
Система ссуд направлена на выравнивание доходных возможностей территорий с целью предоставления органам власти равных возможностей в оказании определенного уровня государственных услуг. Такое выравнивание должно основываться на том, что регионы обязаны нести одинаковую налоговую нагрузку, которая определяет степень их участия в формировании доходов бюджета государства. Только в этом случае правомерно выравнивание доходной базы регионов через систему трансфертов.
В первую очередь обеспечивается возврат краткосрочной ссуды вышестоящему бюджету, а затем восстанавливаются суммы свободных остатков бюджетных средств и оборотной кассовой наличности.
Поскольку краткосрочные ссуды подлежат погашению в течение бюджетного года, они не отражаются по доходам и расходам бюджетов, а для их учета применяются отдельные счета.
Аналитический учет ссуд, полученных (выданных) из бюджета, осуществляется в книге (карточке) ф. 3-ф или в другой форме, установленной финансовым органом.
2. Счета, предназначенные для учета ссуд (займов)
Для учета ссуд, выданных и полученных из местных бюджетов, предназначены счет 05 «Ссуды, займы выданные и полученные» и его субсчета 051 «Краткосрочные бюджетные ссуды, бюджетные займы, выданные и полученные из республиканского бюджета» и 052 «Краткосрочные бюджетные ссуды, бюджетные займы, выданные и полученные из вышестоящего местного бюджета», 054 «Ссуды, займы, выданные и полученные из других источников».
В Министерстве финансов для учета ссуд, выданных местным бюджетам, применяется счет 051, который на балансе Министерства финансов является активным. В дебете этого счета записываются суммы ссуд, выданных нижестоящим бюджетам, а по кредиту - суммы, поступившие в погашение выданной ссуды от нижестоящих бюджетов.
На балансе нижестоящего бюджета субсчет 051, предназначенный для учета ссуд, полученных из республиканского бюджета, пассивный. По кредиту этого субсчета отражается получение краткосрочной ссуды из республиканского бюджета.
По дебету субсчета учитываются:
• суммы, списанные со счета местного бюджета в погашение задолженности по ссуде;
• суммы зачета задолженности по ссуде в счет причитающихся местному бюджету средств по взаимным расчетам и другим текущим безвозмездным поступлениям из республиканского бюджета.
Субсчет 052 «Краткосрочные бюджетные ссуды, бюджетные займы, выданные и полученные из вышестоящего местного бюджета» является активно-пассивным.
По дебету субсчета учитываются:
• суммы, списанные со счета местного бюджета в погашение задолженности по ссуде вышестоящему местному бюджету;
• суммы зачета задолженности по ссуде в счет причитающихся местному бюджету средств по взаимным расчетам и другим текущим безвозмездным поступлениям из вышестоящего местного бюджета.
По кредиту субсчета учитываются ссуды, полученные из вышестоящего местного бюджета.
По дебету субсчета 054 «Ссуды, займы, выданные и полученные из других источников» учитываются суммы, списываемые со счетов местных бюджетов в погашение задолженности по полученным ссудам из других источников.
По кредиту субсчета учитываются ссуды, полученные из других источников.
Счета, предназначенные для учета