Бухгалтерский баланс финансового органа по
исполнению бюджета, его содержание и особенности
Бухгалтерский баланс по исполнению бюджета — этометод отражения средств бюджета по видам, размещению и использованию источников их образования в денежной оценке на определенную дату.
Баланс финансового органа отражает кассовое исполнение бюджета.
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей — актива и пассива.
Актив - это часть бухгалтерского баланса, характеризующая состав, размещение и использование средств бюджета. В нем отражаются денежные средства бюджета, хранящиеся в учреждениях банков, расходы бюджета, краткосрочные ссуды, выданные другим бюджетам, средства, переданные другим бюджетам, и расчеты с другими бюджетами.
Пассив - это часть бухгалтерского баланса, в которой показывается источник образования средств бюджета. В нем отражаются доходы бюджета, полученные ссуды, средства, полученные из других бюджетов, расчеты и результаты исполнения бюджета.
Итоги актива и пассива будут всегда равны между собой, что является основным свойством бухгалтерского баланса.
Текущий учет операций по исполнению бюджета ведется по установленной системе счетов. Счета бухгалтерского учета входят составными частями в баланс и отражают отдельные его статьи. Связь счетов с балансом выражается в следующем: на каждую статью баланса в текущем учете открывается отдельный счет под тем же наименованием. Подобно статьям баланса счета подразделяются на две группы - счета актива и счета пассива. При открытии счетов начальные остатки статей актива записываются по дебету одного счета, а пассива - по кредиту другого.
1.5 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1. Счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета денежных средств. Порядок учета движения денежных средств.
2. Счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета доходов бюджета. Учет невыясненных поступлений.
1. Счета бухгалтерского учета,
предназначенные для учета денежных средств.
Порядок учета движения денежных средств
Денежные средства местных бюджетов, целевых и внебюджетных фондов хранятся на счетах в филиалах «АСБ Беларусбанк» и учитываются финансовыми органами на балансовом счете 01 и его субсчетах (011-019). Учет операций по соответствующим субсчетам осуществляется в книге (карточке) учета денежных средств бюджета ф.2-ф. Записи по учету операций по соответствующим субсчетам счета 01 при механизированной обработке могут осуществляться без ведения учетного регистра ф.2-ф. В учете денежных средств бюджета поступление всегда отражается по дебету, а расходование - по кредиту этих субсчетов.
Каждому местному бюджету в филиале «АСБ Беларусбанк» открывается транзитный счет Министерства финансов Республики Беларусь по месту нахождения финансового органа.
Денежные средства, поступившие на транзитный счет, подлежат перечислению на счет Главного управления Министерства финансов по соответствующей области или г. Минску, который открывается в филиале «АСБ Беларусбанк» для каждого бюджета базового уровня по месту нахождения районного городского финансового отдела.
Перечисление денежных средств с транзитного счета на счет районного бюджета осуществляется филиалом «АСБ Беларусбанк» на основании постоянно действующего платежного поручения районного финансового отдела мемориальным ордером.
Наличие остатка денежных средств на транзитных счетах на конец операционного дня не допускается.
Субсчет 011 «Денежные средства на счете местного бюджета»
По дебету субсчета учитываются:
• доходы бюджета и невыясненные поступления, кроме доходов целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
• краткосрочные ссуды, полученные из вышестоящих бюджетов;
• средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам, субвенциям, субсидиям, а также средства, полученные из фонда финансовой поддержки регионов;
• средства, поступающие от размещения ценных бумаг;
• возврат бюджетных средств распорядителями средств;
• средства, полученные из нижестоящих бюджетов;
• остатки средств бюджета по текущим счетам и субсчетам, закрываемым в установленном порядке;
• другие поступления.
По кредиту субсчета учитываются:
• финансирование распорядителей бюджетных средств в соответствии с предусмотренными ассигнованиями по бюджету;
• финансирование других мероприятий за счет средств, предусмотренных в бюджете;
• перечисление средств нижестоящим бюджетам по взаимным расчетам, субвенциям, субсидиям, средствам фонда финансовой поддержки регионов;
• возврат излишне зачисленных в бюджет доходов;
• перечисление невыясненных поступлений для зачисления по принадлежности в другие бюджеты или другим организациям;
• средства, направленные на погашение ценных бумаг; другие перечисления.
Субсчет 013 «Текущий счет местного бюджета в иностранной валюте»
Данный субсчет применяется для раздельного учета средств местного бюджета в иностранной валюте.
В соответствии с действующим законодательством записи в бухгалтерском учете по операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей на территории Республики Беларусь, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу, установленному Национальным банком
Республики Беларусь на дату совершения операции. Курсовая разница, возникающая в связи с изменением курса рубля к иностранной валюте, относится на прочие источники финансирования дефицита бюджета.
Субсчет 014 «Денежные средства на текущих счетах распорядителей бюджетных средств»
Средства на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств учреждений и организаций перечисляются в соответствии с годовой росписью доходов и расходов бюджета с поквартальной разбивкой с учетом изменений, внесенных решениями исполкомов местных Советов депутатов.
Бухгалтерские записи операций по исполнению районного бюджета формируются на основании данных двух выписок банка - транзитного счета районного финансового отдела по учету доходов бюджета и текущего счета казначейства по учету средств районного бюджета. Для правильного отражения указанных операций необходимо учитывать следующее:
• в бухгалтерском учете финансовых органов перечисления доходов местного бюджета и иных поступлений в местный бюджет с транзитного счета районного финансового отдела на текущий счет государственного казначейства по городскому, районному бюджетам должны оформляться следующей проводкой: Д-т 016, 017 К-т 011;
Возврат бюджетного финансирования текущего года органам государственного казначейства отражается по лицевому счету распорядителя средств и относится на восстановление бюджетного финансирования. В бухгалтерском комплексе финансового органа данную операцию следует оформлять записью Д-т 015, 016, 017 К-т 014, 020.
В случае осуществления расчетов по платежам в бюджет за счет предусмотренных в бюджетной смете средств по статьям 1.10.01.99, 1.10.02.01 и отражения в платежной инструкции кода дохода в бухгалтерском учете финансового органа указанная операция оформляется бухгалтерской записью Д-т 014, 020 К-т сч 015, 016, 017.
Субсчет 019 «Суммы в пути»
По дебету субсчета 019 учитываются суммы, перечисленные в конце текущего месяца, но поступившие на счет местного бюджета в следующем месяце. При поступлении средств на счет местного бюджета производится запись по кредиту данного субсчета.
На субсчет 011 зачисляются все поступления средств в данный бюджет: доходы бюджета, включая невыясненные поступления, средства, поступающие из других бюджетов; суммы краткосрочных ссуд, полученные из вышестоящих бюджетов; суммы, поступившие в погашение задолженности по краткосрочным ссудам и взаимным расчетам; суммы поступлений излишков доходов из нижестоящих бюджетов; средства бюджета, отозванные с текущих счетов распорядителей средств. Эти и другие средства, поступающие на субсчет 011, отражаются по дебету этого субсчета.
Средства, идущие на образование фондов, зачисляются банком на отдельные счета целевого назначения.
С текущего счета финансовые органы перечисляют средства на текущие счета главных распорядителей средств, другим бюджетам по расчетным операциям, на погашение ссуд и др. Списанные банком суммы по указанным видам деятельности отражаются по кредиту субсчета 011.
Главное управление для открытия транзитного счета, счета по учету средств соответствующего местного бюджета и районного городского финансового отдела для открытия транзитного счета представляют в обособленное (структурное) подразделение «АСБ Беларусбанк» заявление об открытии соответствующего счета с указанием кода местного бюджета, дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика и карточки с образцами подписей и оттиска печати, подлинность которых удостоверена вышестоящей организацией. Ответственность за правильность указания кода местного бюджета несет заявитель.
Сведения о реквизитах счетов по учету средств местного бюджета, транзитных счетов для зачисления платежей в бюджет г. Минска до местных финансовых органов и исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов депутатов доводит главное управление. Сведения о реквизитах счетов, предназначенных для зачисления платежей в местные бюджеты, до инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь доводят местные финансовые органы, а до плательщиков - инспекции МНС, местные финансовые органы и исполкомы.
Уплата (взыскание) платежей в бюджет осуществляется в безналичном порядке и наличными денежными средствами. Прием наличных денег в кассу банка, отделение связи в уплату платежей в местный бюджет, а также перечисление (списание) денежных средств со счетов плательщиков в уплату платежей в местный бюджет осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь и требованиями Инструкции о порядке исполнения местных бюджетов по доходам в редакции постановления Министерства финансов и Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 189/195 по следующим документам:
• извещению;
• объявлению на взнос наличными;
• платежному поручению;
• платежному требованию;
• мемориальному ордеру.
Оформление указанных документов осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка.
По требованию инспекций МНС местный финансовый орган должен представить отчет о состоянии исполнения принятых заявок по зачетам и возвратам.
По истечении отчетного периода местный финансовый орган до представления в вышестоящую организацию отчета об исполнении бюджета обязан произвести сверку данных по доходам, поступившим в соответствующий местный бюджет, с налоговыми органами.
Расхождение отчетных данных местных финансовых и налоговых органов допускается на сумму денежных средств, принятых (взысканных) инспекциями МНС, исполкомами от плательщика наличными денежными средствами в уплату платежей в бюджет и не внесенных в кассу банка для зачисления на соответствующий счет районного городского финансового отдела, главного управления.
2. Счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета
доходов бюджета. Учет невыясненных поступлений
Бухгалтерский учет доходов государственного бюджета призван обеспечить систематический контроль за своевременным и полным поступлением доходов в бюджет, внесением платежей в бюджет каждым плательщиком.
Учет исполнения доходов местного бюджета осуществляется финансовым органом, исполкомом в установленном порядке по кодам разделов и подразделов классификации доходов на основании следующих документов:
• выписки банка и (или) главного управления по соответствующему счету областного, районного, сельского бюджета, транзитному счету и приложений к ней;
• заключения финансового органа или инспекции МНС о проведении зачета;
• извещения финансового органа о проведении взаимозачета.
В финансовых органах бухгалтерский учет доходов ведет бухгалтерия по бюджету. Оперативный учет доходов и налогов в разрезе плательщиков осуществляет инспекция МНС. Бухгалтерия по бюджету учитывает доходы только данного бюджета (области, города, района).
Для бухгалтерского учета доходов бюджета предназначен пассивный счет первого порядка 04 «Доходы», который подразделяется на счета второго порядка (040-041).
На счете 04 учитываются доходы, поступающие на счета местных бюджетов; доходы, зачисляемые на основании заключений финансовых органов по актам-заявлениям о зачете платежей в бюджет в счет финансирования из бюджета; доходы целевых бюджетных фондов местных Советов.
В случае поступления доходов или иных поступлений в иностранной валюте в учреждениях банков открываются отдельные валютные счета местных бюджетов по однотипным балансовым счетам.
Учет доходов, поступивших в иностранной валюте, осуществляется аналогично учету в национальной валюте. Поступившие доходы на счет местного бюджета записываются общими суммами по каждому подразделению бюджетной классификации в справку о доходах (ф.3) за день, а затем в книгу (карточку) доходов ф.5-ф.
Субсчет 040 «Доходы бюджета» - учитываются доходы, поступающие на счет местного бюджета в установленном порядке.
По дебету субсчета учитываются:
• возврат излишне поступивших доходов;
• списание поступивших за отчетный год доходов на результаты исполнения бюджета.
По кредиту субсчета учитываются:
• поступление доходов на счет местного бюджета в учреждении банка;
• отнесение на доходы бюджета невыясненных поступлений;
• зачет задолженности по платежам в бюджет в счет финансирования распорядителей бюджетных средств;
• передача части платежей нижестоящих бюджетов вышестоящему бюджету в соответствии с утвержденным бюджетом по нормативу и наоборот;
• отнесение на доходы сумм, находящихся в пути;
•
ü возврат излишне поступивших доходов ü списание поступивших за отчетный год доходов на результаты исполнения бюджета |
Субсчет 041 «Невыясненные поступления и суммы, временно отнесенные на доходы местного бюджета» - учитываются зачисленные учреждениями банков на счет местного бюджета суммы, по которым нет оснований к зачислению их в доходы данного бюджета или к отнесению их на соответствующие подразделения бюджетной классификации по субсчету 040. Составляется бухгалтерская запись:
Д-т субсч. 011 К-т субсч. 041.
Поступившая сумма невыясненных доходов записывается в справку о доходах за день отдельной строкой.
Финансовый орган обязан немедленно принять меры к выяснению принадлежности этих сумм.
В том случае, если будет установлено, что сумма относится к доходам данного бюджета, она списывается со счета невыясненных поступлений и зачисляется на кредит субсчета 040 по соответствующему подразделению бюджетной классификации. Если в результате выяснения окажется, что сумма не является доходом данного бюджета, то по платежному поручению финансового органа она списывается банком со счета местного бюджета для зачисления по принадлежности. Составляется бухгалтерская запись:
Д-т субсч. 041 К-т субсч. 011.
На субсчете 041 могут учитываться поступившие суммы не более одного месяца со дня их зачисления в бюджет, а поступившие в декабре - до 31 декабря текущего года. В течение указанных сроков должна быть выявлена их принадлежность.
Если по истечении установленных сроков суммы останутся невыясненными, они списываются с субсчета 041 и зачисляются в доходы бюджета по подразделению бюджетной классификации «Прочие поступления». Составляется бухгалтерская запись:
Д-т субсч. 041 К-т субсч. 040.
По дебету субсчета учитываются:
• отнесение на доходы бюджета сумм невыясненных поступлений;
• перечисление невыясненных поступлений по принадлежности.
По кредиту субсчета учитывается зачисление на счет местного бюджета сумм невыясненных поступлений и сумм, временно отнесенных на доходы местного бюджета.
Перечень регулирующих доходов, нормативы их отчислений в бюджеты областей и г. Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Распределение доходов между областным бюджетом, бюджетами базового и первичного уровней осуществляется соответствующими районными городским финансовыми отделами.
По результатам распределения районный городской финансовый отдел оформляет платежное поручение на перевод денежных средств со счета районного бюджета на счета областного и (или) сельского бюджета по каждому виду дохода. Данное платежное поручение оформляется от имени главного управления и представляется в отделение главного управления для исполнения.
Аналитический учет доходов. Аналитический учет доходов по местным бюджетам ведется в финансовых органах по каждому виду доходов в соответствии с подразделениями бюджетной классификации в книге доходов (ф. 5-ф). Книга доходов заполняется ежедневно на основании мемориального ордера и справки о доходах, поступивших за день.