Задачи и организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в финансовых органах

Каждый финансовый орган, исполняющий соответствующий бюджет, ведет бухгалтерский учет исполнения этого бюджета: Министерство финансов Республики Беларусь – республиканского бюджета, областное финансовое управление – областного бюджета, районный финансовый отдел – районного бюджета и т.д.

В задачи финансовых органов по учету исполнения государственного бюджета входят:

● учет доходов бюджета и контроль за правильным распределением между бюджетами доходов, поступающих в банк;

● учет денежной наличности бюджета, хранящейся в учреждениях банков; учет финансирования и расходов бюджета;

● учет различных операций, связанных с исполнением бюджета;

● учет валютных поступлений;

● учет фондов и резервов, образуемых в бюджетах;

● составление отчетов об исполнении бюджета;

● контроль за соблюдением бюджетной дисциплины;

● контроль за состоянием и методикой ведения бухгалтерского учета и составлением отчетности в нижестоящих финансовых органах распорядителей ассигнований в городских, поселковых и сельских Советах депутатов;

● контроль за проведением мероприятий по механизации, автоматизации и компьютеризации бухгалтерского учета в нижестоящих финансовых органах, сельских, поселковых и городских Советах депутатов, а также внедрение прогрессивных форм и методов учета.

Учет операций по исполнению бюджета в местных финансовых органах возложен на отдел бухгалтерии по бюджету.

Бухгалтерский учет исполнения республиканского бюджета в Министерстве финансов Республики Беларусь осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности по бюджету Главного государственного казначейства Министерства финансов.

Функции бухгалтерий в отдельных звеньях финансовой системы имеют некоторую специфику. В Министерстве финансов Республики Беларусь отдел бухгалтерского учета и отчетности по бюджету разрабатывает единые формы регистров и документов, ведет учет исполнения республиканского бюджета и составляет отчет об исполнении государственного (консолидированного) бюджета в целом.

Бухгалтерии местных финансовых органов учитывают исполнение соответствующих бюджетов и осуществляют руководство учетом в нижестоящих органах, а также в учреждениях, финансируемых из этих бюджетов. В функции бухгалтерии входит и учет исполнения бюджетной сметы финансового органа.

Бухгалтерию финансового органа возглавляет главный бухгалтер. Он организует и руководит учетом и отчетностью об исполнении бюджета, осуществляет инструктаж и контроль по вопросам учета и отчетности в нижестоящих финансовых органах, бюджетных учреждениях и централизованных бухгалтериях, несет ответственность за достоверность документов, принятых к учету, и законность оформления операций.

2. Бухгалтерские документы, их содержание и назначение

Бухгалтерский документ — это подтверждение в письменной форме факта совершенной операции по исполнению бюджета. Четкое и своевременное заполнение документов по операциям, связанным с исполнением бюджета, является обязательным требованием правильного ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерские документы по перечислению, переводу и выдаче денежной наличности, документы расчетного и кредитного характера подписываются руководителем финансового органа или его заместителем и главным бухгалтером, а во время отсутствия главного бухгалтера (отпуск, болезнь, командировка и др.) – заместителем главного бухгалтера или старшим бухгалтером (когда в штате нет должности заместителя главного бухгалтера). Без этих подписей бухгалтерские документы считаются недействительными. Запрещается подписывать документы без заполнения в них необходимых реквизитов.

Поступившие в бухгалтерию документы подвергаются проверке, после чего они принимаются к учету. Принятые к учету документы оформляются общим мемориальным ордером (ф.274) по всем операциям за день или иным мемориальным ордером при механизированной обработке документов.

Основными являются нижеследующие бухгалтерские документы:

Справка о доходах, поступивших на текущий (основной) счет местного бюджета (ф.3), составляется бухгалтерией финансового органа на основании всех первичных документов, приложенных к выписке учреждения банка по текущему (основному) счету местного бюджета, актов-заявлений о зачете задолженностей по платежам в бюджет субъектов хозяйствования и других денежных документов.

Распоряжение на перечисление средств со счета местного бюджета (ф.5) служит основанием для выписки бухгалтерией финансового органа поручения на перечисление средств со счета местного бюджета на текущие счета распорядителей бюджетных средств, хозяйственных организаций для финансирования капитальных вложений и других мероприятий за счет бюджета, а также на перечисление средств, подлежащих передаче сельским, поселковым и городским (городов районного подчинения) бюджетам. Перечисление средств со счета местного бюджета без получения распоряжения (ф.5) бухгалтерией финансового органа не допускается.

Платежное поручение. На основании распоряжения ф.5 бухгалтерией финансового органа оформляются платежные поручения. Поручения представляются в банк не позднее 10 дней со дня их выписки. При перечислении средств трем и более получателям финансовый орган может представить в банк сводное платежное поручение на бланке установленной формы.

Инкассовое распоряжение. Списание средств со счетов плательщиков без их согласия производится:

● если законодательством установлен бесспорный порядок взыскания средств;

● на основании исполнительных документов.

Уведомление по взаимным расчетам (ф.1). В доходную и расходную части областного, городского, районного бюджетов после их утверждения могут вноситься изменения. В процессе исполнения местных бюджетов финансовые органы имеют право вносить изменения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и ведомственной классификации расходов бюджета.

Справка об изменении бюджетной сметы (ф.2). В связи с изменениями, вносимыми в утвержденные годовые и квартальные назначения по финансированию главных распорядителей бюджетных средств, учреждений и организаций, непосредственно финансируемых из областного, городского, районного бюджетов, работниками соответствующих отраслевых отделов (инспекций) составляются справки об изменении бюджетной сметы по ф.2.

Оформление изменений производится после получения уведомления от вышестоящего финансового органа или после принятия решений, распоряжений областного, городского, районного исполнительных комитетов об уточнении назначений по доходам и расходам.

Аналитический учет исполнения местных бюджетов ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях, машинограммах и др.).

Бухгалтерские документы, применяемые в финансовых органах, заполняются на компьютере. Чеки заполняются только чернилами или шариковой ручкой.

Документы должны иметь все необходимые реквизиты. При этом не разрешаются помарки и подчистки, а также не оговоренные в установленном порядке исправления. В чеках, платежных поручениях и других денежных документах исправления вообще не допускаются. Документы, не отвечающие этим требованиям, считаются недействительными.

Бухгалтерские документы по перечислению, переводу и выдаче денежной наличности, документы расчетного и кредитного характера подписываются начальником (заведующим) и главным бухгалтером финансового органа или их заместителями. Без этих подписей документы считаются недействительными.

Наши рекомендации