Задачи, цели и механизм функционирования

Основной причиной создания казначейства в Республике Беларусь являются недостатки существовавшей в 90-е годы системы управления государственными финансами. Кроме того, в середине 90-х годов возникла необходимость дальнейшего развития таких функций, как учет, макроэкономический анализ, прогнозирование и финансовые операции по исполнению бюджета.

Казначейская система – это качественно новый способ исполнения бюджета, при котором обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.

Создание казначейской системы предполагает формирование органа, который, как правило, на централизованной основе осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет соответствующего бюджета, составляет бюджетную отчетность и осуществляет управление средствами бюджета. Решение о создании в Республике Беларусь системы органов государственного казначейства (казначейство) было принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственном казначействе Республики Беларусь» от 16 декабря 1993 г. № 846.

Деятельность казначейства связана с осуществлением двух важных принципов, которые были разработаны финансовой наукой в XX в. – единство фонда государственных средств и единство кассы при сборе и выплате казенных денег.

В целях совершенствования управления средствами республиканского бюджета и усиления контроля за их целевым использованием Совет Министров Республики Беларусь своими постановлением «О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создании территориальных органов государственного казначейства» от 8 апреля 1998 г. № 565 обязал Министерство финансов осуществить переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета.

Министерство финансов при переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета установило, что казначейство выполняет следующие задачи:

● организует исполнение республиканского бюджета, осуществляет предварительный контроль за его исполнением управляет государственными финансовыми средствами, находящимися на его счетах;

● осуществляет краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами;

● осуществляет взаимные расчеты;

● ведет учет казны Республики Беларусь и составляет отчет об исполнении республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов и внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства;

● разрабатывает методологические и инструктивные материалы.

Изложенные задачи определяют целевую направленность деятельности казначейства в Республике Беларусь. Казначейство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

● организует и обеспечивает исполнение республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов, прочих внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства;

● осуществляет финансирование расходов с учетом приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики;

● осуществляет операции, связанные с финансовыми взаимоотношениями между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;

● осуществляет взаимные расчеты между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска;

● организует распределение в установленных размерах регулирующих налогов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска;

● организует и осуществляет сбор, обработку, анализ и обобщение отчетной информации об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска;

● организует учет и проведение финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;

● управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;

● взаимодействует с Национальным банком и другими банками Республики Беларусь;

● разрабатывает порядок исполнения местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства;

● производит оформление договоров об условиях предоставления и возврата бюджетных ссуд, бюджетных займов;

● участвует в разработке проектов нормативных правовых актов;

● разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам методологии исполнения бюджета через казначейскую систему;

● устанавливает порядок, сроки составления и представления периодической и годовой отчетности;

● участвует в разработке форм бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и бюджетных смет организаций;

● составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год;

● размещает временно свободные средства республиканского бюджета на депозитных счетах в банках Республики Беларусь;

● осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета Союзного государства;

● выполняет другие функции, связанные с характером своей деятельности.

Главное управление государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь имеет право:

● истребовать и получать информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных средств;

● истребовать и получать сведения о состоянии счетов министерств, ведомств, организаций и учреждений;

● выдавать предписания о взыскании с учреждений и организаций в бесспорном порядке средств;

● давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей средств;

● давать обязательные для исполнения указания, связанные с исполнением республиканского бюджета, организацией и проведением проверок министерств, ведомств, их подведомственных организаций.

4. Объекты и субъекты бюджетного учета. Начисленные и кассовые доходы. Кассовые и фактические расходы. Бюджетная классификация. Ее содержание и значение

Объектами бюджетного учета являются доходы, расходы, денежные средства бюджета и их движение в процессе его исполнения, расчеты, фонды, резервы, материальные ценности и валютные поступления.

По методу начислений объектами учета служат активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат или чистая стоимость, счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства.

По кассовому методу к объектам учета относятся кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат и расчеты, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, а также счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства.

Доходы и расходы являются основными объектами бюджетного учета.

В зависимости от стадии функционирования в процессе исполнения бюджета доходы делятся на начисленные и кассовые, а расходы — на кассовые и фактические.

Начисленные доходы бюджета – доходы, подлежащие внесению в бюджет, в суммах, начисленных в соответствии с действующим законодательством о налогах и неналоговых платежах.

Кассовые доходы бюджета — это доходы, фактически поступившие в бюджет и зачисленные учреждениями банков в соответствующие бюджеты.

Кассовые расходы бюджета — это суммы денежных средств, выданные наличными или перечисленные (списанные) безналичным путем по платежным поручениям и другим платежным документам с текущих счетов распорядителей бюджетных средств.

Фактические расходы бюджета представляют собой действительные затраты, произведенные за счет средств бюджета, а также начисленные или произведенные, но еще неоплаченные.

Субъекты бюджетного учета определяются с точки зрения различных отраслей законодательства:

● согласно частному (гражданскому) праву, субъектом бюджетного учета является бюджетное учреждение;

● исходя из публичного (бюджетного) права, субъектами бюджетного учета считаются:

– главный распорядитель бюджетных средств;

– распорядитель бюджетных средств;

– получатель бюджетных средств;

– органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета (органы казначейства и др.);

– органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы).

Субъектами бюджетного учета являются учреждения, организации, непосредственно или косвенно участвующие в составлении, утверждении и исполнении бюджета. К числу таких учреждений и организаций относятся прежде всего Министерство финансов и его структурные подразделения на низовых звеньях, включая налоговые инспекции, учреждения банковской системы, бюджетные организации, сельские, районные, городские и областные Советы депутатов.

В основе учета доходов и расходов бюджета в органах, осуществляющих учет исполнения бюджета, находится бюджетная классификация.

Бюджетная классификация — это научно обоснованная экономическая группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга по однородным признакам, приведенная в определенную систему и зашифрованная в надлежащем порядке.

Задачей классификации государственного бюджета являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлечения заемных или накопленных за прошлые периоды средств.

Она состоит из двух основных частей: доходов и расходов бюджета. Первые группируются по видам, вторые – по направлениям. Затем деление осуществляется по ведомственному, отраслевому и предметному признакам, называемым подразделениями бюджетной классификации.

Подразделениями бюджетной классификации являются разделы, главы, параграфы и статьи. Они имеют установленные наименования и шифры. Разделы отражают отдельные виды доходов и расходов, главы показывают плательщиков доходов, параграфы – категории плательщиков, статьи – отдельные виды платежей.

Учет доходов в разрезе бюджетной классификации по местным бюджетам ведут финансовые органы, по республиканскому бюджету – Министерство финансов.

Классификация доходов бюджета включает следующие пять уровней – группу, подгруппу, вид, раздел, подраздел и представлена в виде семизначного кода классификации доходов бюджета. Код классификации доходов бюджета состоит из семи знаков, в том числе: группа — 1 знак, подгруппа — 1 знак, вид — 1 знак, раздел — 2 знака и подраздел — 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «0»).

Код классификации доходов бюджета имеет следующую структуру:

● группа (1-й разряд кода классификации доходов бюджета);

● подгруппа (2-й разряд кода классификации доходов бюджета);

● вид (3-й разряд кода классификации доходов бюджета);

● раздел (4- и 5-й разряды кода классификации доходов бюджета);

● подраздел (6- и 7-й разряды кода классификации доходов бюджета).

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на следующие группы:

● 100 – налоговые доходы;

● 200 – взносы на государственное социальное страхование;

● 300 – неналоговые доходы;

● 400 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета осуществляется в разрезе соответствующих подгрупп, видов, разделов и подразделов.

Детализация подгрупп классификации безвозмездных поступлений осуществляется в разрезе соответствующих видов в зависимости от того, является этот трансферт текущим или капитальным.

Текущие – безвозмездные поступления, предоставляемые на текущие расходы, и капитальные – на осуществление капитальных расходов.

Учет расходов в разрезе отдельных статей ведут бюджетные учреждения. Для учета расходов бюджетов применяются функциональная, программная, ведомственная, экономическая классификации. Кроме того, участниками бюджетного процесса используются также классификация финансирования дефицита бюджета и классификация видов государственного долга Республики Беларусь.

Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на эти цели, вторым – подразделы, конкретизирующие направление этих средств в пределах разделов.

Кроме того, в функции классификации расходов выделяется параграф. Он применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

Код функциональной классификации занимает 9 знаков: раздел – 2 знака, подраздел – 2 знака, вид – 2 знака (при отсутствии вида используется нулевая позиция «00») и код параграфа – 3 знака.

Программная классификация расходов состоит из двух уровней. Первым уровнем программной классификации расходов бюджета являются бюджетные программы, утвержденные в установленном порядке; второй уровень – это подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ. Код программной классификации состоит из пяти знаков: программа – 3 знака, подпрограмма – 2 знака (при отсутствии подпрограммы используется нулевая позиция «00»).

Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня — главы, которая имеет трехзначный код. При утверждении ведомственных классификаций расходов соответствующего местного бюджета учитывается, что постоянным распорядителям средств соответствующих местных бюджетов присваиваются коды глав, соответствующие аналогичным постоянным распорядителям средств республиканского бюджета, которые сохраняются в последующем периоде. Временным распорядителям средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с актами законодательства присваиваются временные коды глав на определенный период.

Экономическая классификация расходов бюджета состоит из следующих четырех уровней:

● категории расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

● статьи (закупки товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв);

● подстатьи, детализирующей расходы в пределах статьи (заработная плата рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд, займов внутри страны и др.);

● элемента расходов, детализирующего при необходимости расходы в пределах подстатьи.

Код экономической классификации расходов бюджета состоит из семи знаков: категория – 1 знак, статья – 2 знака, подстатья – 2 знака и элемент – 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «00»).

Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета исходя из видов и форм долговых обязательств.

Код классификации финансирования дефицита бюджета состоит из семи знаков: вид источника – 1 знак, источник – 2 знака, тип источника – 2 знака и детализация – 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция «00»).

Источники финансирования дефицита бюджета подразделяются на следующие группы:

· 1 01 00 00 - «Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь»;

· 1 02 00 00 - «Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц»;

· 1 03 00 00 - «Источники, получаемые из других секторов государственного управления»;

· 1 04 00 00 - «Прочие источники внутреннего финансирования»;

· 1 05 00 00 - «Источники от операций с принадлежащим государству имуществом»;

· 1 06 00 00 - «Операции по средствам в иностранной валюте»;

· 1 07 00 00 - «Изменение остатков средств бюджета»;

· 1 08 00 00 - «Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления по кредитам банков Республики Беларусь»;

· 2 01 00 00 - получение и погашение основного долга по кредитам международных финансовых организаций;

· 2 02 00 00 - получение и погашение основного долга по кредитам иностранных государств и иных иностранных кредиторов;

· 2 03 00 00 - привлечение государственных ценных бумаг Республики Беларусь, формирующих внешний государственный долг, и погашение основного долга по ним;

· 2 04 00 00 - «Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам».

Классификация видов государственного долга Республики Беларусь является группировкой внешних и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Внешние долговые обязательства (200) делятся на:

● кредиты (займы), привлеченные от нерезидентов Республики Беларусь (210);

● государственные ценные бумаги, размещенные на внешних финансовых рынках (220);

● обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам (230).

Внутренние долговые обязательства (100) подразделяются на:

● обязательства Правительства Республики Беларусь, оформленные как внутренний государственный долг (110);

● обязательства по государственным ценным бумагам (120);

● обязательства, подлежащие исполнению по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам (130);

● прочие обязательства Правительства Республики Беларусь (140).


Наши рекомендации