Понятие бюджета и бюджетной системы
Согласно статьи 6 БК РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [1. ст. 6].
Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения [1. ст. 3]:
1. Указы Президента РФ, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса.
2. Акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
3. Органы государственной власти субъектов (в том числе РС (Я)) Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
4. Органы местного самоуправления (МСУ, МО) принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Бюджетные полномочия Российской Федерации [1. ст. 7]:
· установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
· определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения, составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
· установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
· установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
· определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;
· определение порядка установления и исполнения расходных обязательств, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
· определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
· определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
· определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
· определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
· определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
· осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий, управление государственным долгом и государственными активами Российской Федерации;
· установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
· установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;
· установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений;
· установление оснований для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
· установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;
· установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе и РС (Я) [1. ст. 8]:
· установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении;
· составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
· установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
· установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
· определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
· установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
· установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов;
· установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
· установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
· осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;
· установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
· временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
· в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
Бюджетные полномочия МО «Байагантайский 2-й наслег» Усть-Алданского улуса РС (Я) [1. ст. 9]:
· установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
· составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
· установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
· определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
· осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
· установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
· в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
· иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), в соответствии с федеральным законодательством [7].
Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета МО «Байагантайский 2-й наслег» Усть-Алданского улуса РС (Я) [7]:
1. Сельское поселение имеет собственный бюджет.
2. Разработку проекта бюджета сельского поселения осуществляет наслежная администрация.
Глава наслега вносит проект нормативного правового акта о бюджете с заключением наслежной администрации на очередной финансовый год на рассмотрение наслежного Совета депутатов.
3. Бюджет сельского поселения утверждается в форме решения наслежного Совета депутатов. В качестве составной части бюджета сельского поселения могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов сельского поселения, не являющихся поселением.
4. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Саха (Якутия).
Полномочия наслежной администрации по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе улусной (районной) администрацией муниципального района.
5. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному обнародованию.
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов.
Таблица 1.2. Свод доходов МО «Байагантайский 2-й наслег» Усть-Алданского улуса за 2016 год (по кодам Бюджетной классификации РФ)
Код по КБК | Наименование | Утв. план | Уточн. план |
000 1 00 00000 00 0000 000 | 1. Налоговые и неналоговые доходы | 501,2 | 501,2 |
Налоговые доходы | 477,2 | 477,2 | |
000 1 01 02000 01 0000 110 | Налог на доходы физических лиц | 405,5 | 405,5 |
000 1 05 03000 01 0000 110 | Единый сельскохозяйственный налог | 39,8 | 39,8 |
000 1 05 02000 02 0000 110 | Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 7,3 | 7,3 |
000 1 05 00000 00 0000 000 | Налоги на совокупный доход | 24,6 | 24,6 |
Неналоговые доходы | 24,0 | 24,0 | |
000 1 11 05013 10 0000 120 | Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 19,0 | 19,0 |
000 1 11 05025 05 0000 120 | Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности муниципальных районов | ||
000 1 11 05035 05 0000 120 | Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципальных районов и созданных ими учреждений | 5,0 | 5,0 |
000 1 14 06013 10 0000 430 | Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений | ||
000 1 16 90050 05 0000 140 | Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов | ||
000 2 00 00000 00 0000 000 | 2. Безвозмездные поступления | 8662,3 | 8662,3 |
000 2 02 01001 05 0000 151 | 3. Дотации бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности | ||
000 2 02 03000 00 0000 151 | 4. Субвенции бюджетам субъектов РФ и МО | 91,5 | 92,2 |
000 2 02 02000 00 0000 151 | 5. Субсидии бюджетам субъектов РФ и МО | 403,9 | |
000 2 02 02999 05 0000 151 | 6. Прочие субсидии бюджетам муниципальных районов | 517,2 |
Таблица 1.3. Свод расходов МО «Байагантайский 2-й наслег» Усть-Алданского улуса на 2017 год (по кодам Бюджетной классификации РФ)
Код по КБК | Наименование | Утв. план | Уточн. план |
1.Общегосударственные вопросы | 4668,8 | 4917,5 | |
2.Мобилизационная подготовка | 81,6 | 82,3 | |
3.Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 115,7 | 76,0 | |
4. Национальная экономика | 575,6 | 1088,2 | |
5.Жилищно-коммунальное хозяйство | 1193,2 | 1888,9 | |
6. Охрана окружающей среды | |||
7. Образование | 150,0 | 223,5 | |
8. Культура, кинематография | 1586,3 | 1553,3 | |
9. Здравоохранение и спорт | 833,8 | 815,7 | |
10. Социальная политика | |||
11. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | |||
12.Обслуживание государственного и муниципального долга | 50,0 | 21,4 |
Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации [1. ст. 18].