Сущность и функции. Классификация внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды имеют длительную историю существования и возникли задолго до централизованных бюджетов в виде специальных фондов. Централизованным бюджетам 300-350 лет.

Внебюджетные фонды выполняют важные функции в финансовой системе, связанные с распределением национального дохода между отдельными сферами народного хозяйства, территориями, социальными группами населения. Внебюджетные фонды выполняют функцию целевого контроля за использованием финансовых ресурсов целевого назначения.

Как финансовая категория внебюджетные фонды выражают денежные экономические отношения принудительного характера по перераспределению финансовых ресурсов между юридическими и физическими лицами и государством, в процессе выполнения государством своих целевых функций.

Развитие внебюджетных фондов происходило в несколько этапов:

1) С 30-х гг. 19 в. Рабочие движения выдвигали различные требования. Создание государствами внебюджетных фондов.

1792г. – Первый внебюджетный фонд, Франция (пенсионный фонд марсельских моряков)

2) Середина 20-х – конец 30-х гг. 20 в. Внебюджетные фонды формировались как специальные автономные образования для выхода из великой депрессии. В США – фонд поддержки малого бизнеса, фонд пенсионного обеспечения и т.д.

3) Конец 40-х – начало 60-х гг. 20 в., послевоенный период. Формирование фондов связано с восстановлением хозяйства страны. Активно фонды создавались в США, Скандинавских странах, Европе. Аккумуляция осуществлялась в социальных фондах.

4) Начало 70-х – середина 90-х гг. Бум создания внебюджетных фондов. Дробление по отдельным направлениям.

Причины, обстоятельства вызвавшие усиление позиций внебюджетных фондов в 20 в.:

1 Экономические кризисы и цикличность развития экономики.

2 Изменения политических режимов (события 1917 г.). В СССР существовал один внебюджетный фонд – Фонд Социального Страхования с 1930-х – 1990 г.

3 Ускорение темпов НТП.

4 Экологизация экономики (с 1960-х)

5 Связано с возникающими потребностями выравнивания социально-экономической обеспеченности населения.

Усиление позиций внебюджетных фондов обусловлено также следующими специфическими чертами этих фондов:

1) Внебюджетный фонд является автономным от бюджета и может быть организован в виде специализированного финансово-кредитного учреждения, т.е. государственной автономной организации.

2) Свои специфические источники формирования.

3) Внебюджетные фонды могут обеспечивать более эффективный контроль со стороны государства, а также со стороны плательщиков.

4) Внебюджетные фонды являются институциональными инвесторами на финансовом рынке.

5) Внебюджетные фонды являются активными участниками рынка государственных ценных бумаг. Причем характер привлечения этих фондов может быть нерыночным и даже принудительным.

6) Внебюджетные фонды при наличии у них активного сальдо могут стать источником финансирования бюджетного дефицита. В ряде стран такое использование средств внебюджетных фондов законодательно запрещено.

В России средства внебюджетных фондов часто привлекались для покрытия дефицита бюджета, но в 1994 г. Пенсионному фонду не хватило средств и были привлечены средства из других фондов.

В настоящее время в РФ средства внебюджетных фондов не привлекаются.

Методы привлечения средств во внебюджетные фонды.

1. Выделение бюджетных средств на нужды этих фондов.

2. Специальные налоги.

3. Страховые платежи.

Социальные налоги и страховые платежи могут взиматься с работодателей, работников и тех и других.

4. Заимствования. Широко применяется за рубежом.

Виды внебюджетных фондов могут быть классифицированы по следующим признакам:

1) По системе государственного устройства:

- Федеральные

- Региональные

- Муниципальные

2) По источникам формирования:

- фонды, формирующиеся на основе специальных налогов

- фонды, формирующиеся на основе страховых платежей

- фонды, формирующиеся на основе заемных источников

- фонды смешанного финансирования

3) По целям использования:

- Экономические фонды (специальные налоги)

- Экологические фонды (специальные налоги)

- Научно-исследовательские (смешанное кредитование: специальные налоги, бюджетные средства, заимствования) Венчурные фонды.

- Кредитные фонды. Создаются государством совместно с крупными банками и через них происходит финансирование на заемной основе жилищно-коммунальной сферы, транспортного комплекса, связи и коммуникаций, а также фирм, участвующих в выполнении государственных заказов. Широко распространены во Франции, Италии и Германии.

- Специальные. Созданные для финансирования специальных мероприятий. Например, фонд для борьбы с терроризмом, СПИДом, наркоманией и т.д.

- Социальные фонды: фонд социального страхования, фонд пенсионного страхования и обеспечения, фонд поддержки материнства и детства, фонд занятости, образовательные фонды.

Наши рекомендации