Принципы организации финансов предприятий и их особенности в различных организационно-правовых формах.

Финансы предприятий составляют основу финансовой системы. При участии финансов предприятий создается валовой внутренний продукт и происходит его распределение внутри предприятий.

Финансы предприятий составляют собой совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Экономическая природа финансов, их общественное назначение и механизм функционирования проявляются в выполняемых ими функциях. Финансы предприятий выполняют 2 функции:

- функцию, связанную с формированием и использованием денежных фондов;

- контрольную, проявляющуюся в контроле рублем за производством, распределением, использованием денежных доходов и фондов денежных средств.

Под организацией финансов предприятий понимается состав денежных фондов предприятий, порядок их образования и использования, соотношение между размерами фондов предприятий, взаимоотношения предприятий с финансово-кредитной системой.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно подразделить на финансы:

- промышленности;

- сельского хозяйства;

- транспорта;

- связи;

- строительства;

- снабжения;

- торговли;

- жилищно-коммунального хозяйства;

- дорожного хозяйства.

Исходя из организационно-правовых форм, финансы предприятий подразделяются на финансы:

- государственных предприятий;

- муниципальных предприятий;

- индивидуальных (семейных) частных предприятий;

- полных товариществ;

- смешанных товариществ;

- товариществ с ограниченной ответственностью (акционерных обществ закрытого типа);

- акционерных обществ открытого типа.

Организационно правовая форма в первую очередь обусловливает специфику формирования уставного фонда. Так, источниками уставного фонда государственного предприятия являются:

- бюджетные ассигнования;

- вклады других государственных предприятий.

Уставный фонд товариществ с ограниченной ответственностью образуется только за счет вкладов учредителей. Организационно-правовая форма предопределяет особенности в распределении прибыли. Акционерные общества открытого типа обязаны предусматривать в ходе распределения прибыли средства, предназначенные для выплаты дивидендов по акциям, смешанные товарищества – отчисления от прибыли (в соответствии с вкладом участников товарищества). Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности, основанное на праве оперативного управления, принимает статус федерального казенного предприятия, оно имеет свою специфику формирования и использования денежных фондов и доходов. Предприятия некоторых организационно-правовых форм обязаны направить часть прибыли, оставшейся в их распоряжении, на формирование финансового резерва.

6. Сущность и функции финансов некоммерческих хозяйственных субъектов

В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан и т.д.

Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования использования денежных фондов различного назначения:

§ с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;

§ с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

§ с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;

§ со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материальные поощрения, производственного и социального развития и др.)

Исходя из этого финансы некоммерческих организаций – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации.

В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений. К бюджетным учреждениям относятся учреждения общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка и безопасности государства.

Для бюджетных учреждений виду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему.

Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму финансирования – ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Некоммерческие организации иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.

Для бюджетных учреждений применяется два разных способа доведения до них бюджетных ассигнований: либо через орган управления, которому подчиненно бюджетное учреждение, либо непосредственно самому учреждению.

Материальными носителями финансовых отношений в некоммерческих организациях выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления.

Одна часть общественных потребностей неделима, и ее удовлетворение возможно только в коллективной форме. К ним относятся потребности в обороне, национальной безопасности, государственному управлению, защите экологии, санитарно-эпидемиологических мероприятий и др. Эти потребности касаются всех членов общества, и для их удовлетворения используются исключительно государственные средства. Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др.) имеет индивидуальную форму удовлетворения. Источником финансирования этих потребностей могут быть как бюджетные средства, так и средства организаций и населения.

Принципы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций зависят от методов их хозяйствования. Для бюджетных учреждений основным методом ведения хозяйства является сметное финансирование. Под сметным финансированием понимается предоставление средств из бюджетов разных уровней для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой.

Однако в условиях ограниченности бюджетных средств формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений производится путем сочетания принципов сметного финансирования и самоокупаемости. Частичная или полная самоокупаемость предполагает возмещение всех затрат на простое или расширенное воспроизводство за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). На принципах самоокупаемости функционируют часть учреждений социально-культурной сферы (поликлиники и диагностические центры, театрально-зрелищные организации и др.) и некоммерческие организации иных организационно-правовых форм (фонды, общественные и религиозные организации). Формирование и использование финансовых ресурсов эти организаций отражается в их финансовых планах, формируемых в виде сметы доходов и расходов.

Государственный бюджет.

1. Сущность и функции государственного бюджета.

2. Доходы бюджета и их классификация.

3. Расходы бюджета и их классификация.

4. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.

5. Межбюджетные отношения.

6. Сбалансированность бюджета.

Наши рекомендации