Социальная защита: определение и характеристики

Социальная защита населения - один из важнейших компонентов социальной политики государства и социально-трудовых отношений. Ее предмет охватывает базовые условия жизнедеятельности людей: материальное обеспечение населения и организацию социальной и медицинской помощи нетрудоспособным членам общества.

Термин «социальная защита» впервые использован в Законе о социальной защите в США (1935 г.). Там и был законодательно определен новый для страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Вскоре термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда (МОТ), так как точно выражал суть проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным.

Затем рамки этой дефиниции расширились при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения по социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы.

Активное применение категории «социальная защита» международным сообществом можно объяснить тем, что в 1930-1950-х гг. во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной политике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов социальной сферы с позиции характеристики ее защитных функций.

В России термин «социальная защита» относительно новый. Его появление и применение связано с трансформацией общественного устройства страны в 1990-х гг. Сейчас он широко употребляется при описании социальной политики государства, когда идет речь о формах защиты социально уязвимых категорий населения.

Есть несколько методологических подходов к определению понятийного аппарата данной категории:политэкономический, методический и инструменталистский.

Категория «социальная защита» - атрибут научного аппарата ряда естественных и общественных наук. Так, экономика труда разбирает категорию «социальная защита» с позиции обеспечения материальными средствами существования работника и членов его семьи, предотвращения бедности, нужды и повышенного износа рабочей силы.

Право социального обеспечения изучает данную категорию с позиции законодательства, регулирующего права наемного работника в процессе трудовой деятельности и социального обеспечения гражданина на достойные условия его существования.

Бюджетное право анализирует вопросы социальной защиты с позиции социальных нормативов обеспечения финансовых обязательств государства в области государственного социального обеспечения и социальной помощи населению.

Социальная защита сэкономических и правовых позиций определена системой отношений собственности и права. В рыночной экономике эти отношения между собственниками средств производства и наемными работниками, которые располагают только способностью к труду, являются определяющими в формировании жизнедеятельности населения. Утрата трудоспособности работников (временной или постоянной) из-за болезни, несчастного случая, старости или спроса на труд порождают материальную необеспеченность. У людей в таких случаях остается только естественное право - право на жизнь. Отсюда на практике социальную защиту рассматривают как систему гарантий и механизмов, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни.

Категория «социальная защита» с социальных позиций - совокупность отношений в обществе, обусловленных необходимостью защиты социального положения его граждан от неблагоприятного воздействия социальных рисков, несущих угрозы утраты трудоспособности и места работы, болезни и социальной дезинтеграции. Ее стержнем являются общественные отношения по поводу обеспечения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав граждан, направленных на компенсацию последствий социальных рисков и обеспечение нормальных условий жизнедеятельности людей.

Поэтому в рыночной экономике социальная защита выступает как органический компонент организации хозяйственной и социальной жизни общества, а ее организационно-правовые формы обеспечивают непрерывный характер трудового процесса и воспроизводства рабочей силы.

Категория социальная защита тесно связана с категорией уровень жизни. Последняя включает по рекомендации ООН такие элементы: здоровье, в том числе демографические условия, пищу, одежду, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организацию труда; образование, в том числе грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.

Объективная необходимость в социальной защите работников обусловлена природой человека (существа биологического с его жизненными циклами, включая подготовительный к трудовому, трудовой и послетрудовой) и существующей взаимозависимостью человека от широкого спектра факторов, которые определяют его жизнедеятельность в процессе труда. Это производственная среда (влияющая на здоровье и трудоспособность работника), условия труда (влияющие на содержание труда, уровни доходов, режимы труда и отдыха и т.д.) и трудовые отношения (влияющие на формирование атмосферы сотрудничества и социального партнерства или конфликтных ситуаций и дискриминации членов трудового коллектива).

При этом социально-трудовые отношения, по поводу защиты персонала предприятий (организаций) от сложного комплекса техногенных и природных факторов (производственная и природная среда обитания), экономических (вопросы найма персонала и ситуация на рынке труда), биологических (возраст, здоровье, трудоспособность), проявляют себя в виде взаимосвязи между работником и работодателем; работником и государством; работодателем и государством.

Отсюда понятие «социальная защита» увязывается с категорией «уровень жизни», обеспечением минимальных социальных стандартов жизнедеятельности социально уязвимым слоям населения. То есть при рассмотрении построения систем социальной защиты ее предметом выступает широкий круг вопросов: субъектный состав, формы, механизмы и институты, экономические и правовые основы функционирования, структура исполнительных органов. Так, в зависимости от участия государства в организации, управлении и финансировании отдельных институтов социальной защиты она может быть государственной или негосударственной.

В свою очередь, государственное участие может охватывать общенациональный уровень системы или ограничиваться региональным или муниципальным уровнем. Негосударственные системы социальной защиты, имеющие публично-правовой статус (церковные и другие благотворительные организации) могут организовываться частными лицами, общественными структурами и сетями.

Что касается финансовых источников, то они представлены бюджетными, страховыми и благотворительными взносами. Участие в функционировании структур и сетей социальной защиты физических лиц происходит как форме профессиональной деятельности (наемные работники), так и в качестве волонтеров.

Социально-трудовые отношения по вопросам социальной защиты работников выделяются на уровне предприятия (организации и корпорации), отрасли и региона. Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними, которые в своей совокупности определяют социальное положение работника и параметры уровня качества трудовой жизни.

Социальное положение работника и качество его трудовой жизни, в свою очередь, служат в качестве основных характеристик жизнедеятельности людей, общностей и социальных групп и имеют две формы существования.

1) фактическое состояние социального положения конкретных людей, семей, социальных групп (объективный и субъективный уровни).

2) социальное положение в виде социальных гарантий, отражающая проекцию (рефлексию) фактических социально-трудовых отношений на нормативно-законодательный и институциональный уровни.

Наши рекомендации