Нормативно – правовые и информационные основы валютного контроля
Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.
Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.
В силу того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т. е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.
Прежде всего, это касается иерархической организации этой базы, включающей в себя три уровня различных видов нормативных актов (рис. 1).
Главный принцип, лежащий в основе нормативно-правовой базы валютного контроля,—строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования, а значит, и эффективного функционирования системы валютного контроля[13].
Конституция Российской Федерации |
Федеральные законы |
Подзаконные нормативно-правовые акты |
Рисунок 1. Состав нормативной базы валютного регулирования и валютного контроля
Высший уровень организации нормативной базы валютного регулирования воплощается в Конституции РФ.[14] В ней нашли закрепление принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформлении (ст. 76).
Средний уровень рассматриваемой иерархии — законодательный. Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень представлен:
· Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;
· Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ;
· Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
· Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
· Федеральным законом РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
· Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
· Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»;
· Федеральным законом от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.
Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного контроля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле»[15]. Это — законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздействия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля. Данный Закон вместе с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ — основу нормативно - правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.
Нижний уровень иерархической организации нормативно-правовой базы валютного контроля, на котором ее специфика проявляется наиболее полно, составляет совокупность различного вида подзаконных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемых при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т.д.
Состав рассматриваемого уровня нормативно-правовых основ валютного контроля неоднороден. В него входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:
· Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (устанавливает порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками с использованием технологии валютного контроля внешней торговли);
· Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 г. № 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора") (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);
· Инструкция Центрального банка РФ от 04.06.2012 г. № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (устанавливает порядок оформления основных документов валютного контроля — справки о валютных операциях, паспорта сделки);
· Положение Центрального Банка РФ от 20.07.2007 № 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования";
· Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г. № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»[16].
Важным отличительным признаком уровня подзаконных актов нормативно-правовой базы валютного контроля является изменчивость его состава. Достаточно часто отдельные нормативные акты, утратившие свою актуальность, выводятся из оборота, перестают действовать, а в оборот вводятся новые документы, в большей мере отвечающие требованиям времени. Благодаря этому поддерживается высокий уровень оперативности нормативно-правовой базы валютного контроля, ее способность быть эффективным инструментом решения соответствующих задач. Но при этом незыблемым остается принцип непротиворечивости содержания подзаконных актов положениям федеральных законов.
Информационную основу валютного контроля составляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функции совокупность сведений, касающихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.
В качестве источника информации при осуществлении валютного контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций — участников контрольных действий.
Перечень документов, являющихся основным источником информации при осуществлении валютного контроля, определен Законом «О валютном регулировании» (ст. 23) и представляет собой закрытый список. Это сделано в целях недопущения произвола в отношении участников валютных операций со стороны должностных лиц, контролирующих органов при выполнении ими своих функций. Причем, как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проведенной валютной операции.
В установленный Законом перечень документов, содержащих информацию, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:
· документы, удостоверяющие личность физического лица;
· документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
· документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица, — для резидентов;
· свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
· документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
· документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства[17];
· уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
· регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;
· документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
· документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
· таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних бумаг в документарной форме;
· паспорт сделки (ПС);
· документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.[18]
Не все представленные в данном списке документы имеют для осуществления валютного контроля одинаковое значение. Наиболее важными источниками необходимой для него информации являются контракты, прежде всего внешнеторговые, банковские документы, подтверждающие совершение валютных операций, таможенные декларации, паспорта сделок. Особое место здесь занимают внешнеторговые контракты, в первую очередь их разделы, связанные с ценой контракта, валютными и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.
Таким образом, нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций. Информационную основу валютного контроля составляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функции совокупность сведений, касающихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.