Тема 3. Налог на прибыль организаций при совершении операций с ценными бумагами.

Налогообложение доходов, полученных от проведения операций с ценными бумагами до 01 января 2002 года регулировалось Федеральным законом от 29.12.1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В связи с введением и вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ в порядок налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами внесены изменения.

При определении порядка налогообложения операций с ценными бумагами необходимо рассмотреть следующие понятия, которые используются для целей налогообложения.

Ценные бумаги - это государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством РФ, а также законодательством иностранных государств (если оно применимо) отнесены к числу ценных бумаг.

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, которая закрепляет совокупность прав (которые могут быть использованы в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг"), размещается выпусками, имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска.

По общему правилу, налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно от определения налоговой базы по другим видам операций.

При этом налогоплательщики (в т.ч. и профессиональные участники РЦБ (включая банки), кроме дилеров) определяют отдельно налоговую базу по операциям со следующими категориями ценных бумаг:

а) ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг;

б) ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг;

в) государственные и муниципальные ценные бумаги.

В целях главы 25 НК ценные бумаги признаются ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим соотв. лицензию;

2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в СМИ (в т.ч. электронных) либо может быть представлена организатором торговли любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

3) если по ним рассчитывается рыночная котировка.

В том случае, когда хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соблюдается, для целей главы 25 НК ценные бумаги признаются ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Под рыночной котировкой ценной бумаги (в целях гл. 25 НК) понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли.

Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли.

В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то в целях гл. 25 НК за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.

Рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен ближайших торгов у организатора торговли, (если торги по этим ценным бумагам проводились хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев).

В случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

Пример 2

ЗАО "Платан" реализовало на организованном рынке ценных бумаг 1000 акций по цене 300 руб. за штуку. Средневзвешенную цену организатор торговли не рассчитывает. Максимальная цена сделок с такими акциями, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли, равна 500 руб. за акцию, а минимальная - 200 руб. за акцию.

Поскольку фактическая цена, по которой были проданы акции, находится в интервале между минимальной и максимальной ценами

500 руб. > 300 руб. > 200 руб.,

то она принимается в целях налогообложения в качестве рыночной цены.

В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев и при этом выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной этим организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки;

2) отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах ±20% от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной этим организатором торговли на дату ближайших торгов.

Идентичные ценные бумаги – ценные бумаги, имеющие одинаковые основные для них характеристики:

- вид бумаги;

- валюта платежа;

- номинал;

- вид заявленного дохода;

- срок и условия обращения.

Однородные ценные бумаги – ценные бумаги, удостоверяющие одинаковые имущественные права.

Группировка по данному признаку может производиться по двум направлениям: долговые и долевые ценные бумаги.

Аналогичные ценные бумаги – сопоставимые по следующим признакам:

- вид бумаги;

- условия обращения;

- вид дохода.

Пример 3

ООО "Бумеранг" реализовало вне организованного рынка 1000 акций по цене 340 руб. за штуку. Средневзвешенная цена аналогичной акции, рассчитанная организатором торговли на организованном рынке ценных бумаг по итогам единственных торгов по этой акции, состоявшихся в течение последних 12 месяцев, составляет 400 руб. за штуку.

Отклонение фактической цены от средневзвешенной составляет:

(400 руб. - 340 руб.) : 400 руб. * 100% = 15%

Поскольку фактическая цена, по которой были проданы акции, отличается от средневзвешенной цены менее чем на 20 процентов (15 < 20), для целей налогообложения принимается фактическая цена.

В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена отличается не более чем на 20% от расчетной цены этой ценной бумаги.

Расчетная цена ценной бумаги в этом случае определяется на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом:

1) конкретных условий заключенной сделки;

2) особенностей обращения и цены ценной бумаги;

3) иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета.

В частности,

- для определения расчетной цены акции может быть использована стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию,

- для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использован метод расчета наращенных сумм (процентных выплат) к получению:

Рц = (N – K)/ T*D + K , (1)

где N – номинал ц/б

K – покупная стоимость ц\б

T – количество дней от приобретения до погашения

D - количество дней от приобретения до реализации (иного выбытия) ценной бумаги

При погашении долговой ценной бумаги в срок расчетная цена не определяется.

Определение налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами характеризуется некоторыми специфическими особенностями.

Как уже было сказано, продавая корпоративные ценные бумаги, организация включает в состав доходов проценты и купонный доход, полученные по этим ценным бумагам. Несколько иначе обстоит дело с государственными и муниципальными ценными бумагами. НК РФ устанавливает, что доход от продажи или иного выбытия таких ценных бумаг равен их цене.

Что же касается процентного (купонного) дохода, полученного организацией, пока она владела этими ценными бумагами, то он включается в состав внереализационных доходов. Налогом на прибыль такой доход облагается по специальным ставкам, которые установлены п.4 ст.284 НК РФ.

Процентным доходом при размещении государственных и муниципальных ценных бумаг признается:

1) доход, заявленный эмитентом в виде процентной ставки к номинальной стоимости ценных бумаг;

2) доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисленной как средневзвешенная цена на дату окончания периода размещения (по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка).

Налоговая ставка налога на прибыль организаций от операций с ценными бумагами устанавливается в общем случае в размере 24%.

При этом:

1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

2) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ;

Законами субъектов РФ эта ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями налоговыми резидентами РФ;

2) 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

2) 15% - по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным после 1.01.2007 г.

3) 9% - по доходу в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 01.01.2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1.01.2007 г.

4) 0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по ОГВЗ (облигациям государственного валютного облигационного займа) 1999 г., эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Прибыль, полученная Центробанком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им предусмотренных федеральным законодательством функций, облагается налогом по налоговой ставке 0%, прибыль от иной деятельности – по ставке 24%.

Сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговым ставкам отличным от основной ставки налогообложения, полностью подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Наши рекомендации