Бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации и ее состав

Все коммерческие организации должны периодически представлять бухгалтерскую финансовую отчетность о своей деятельности акционерам, учредителям, различным контролирующим государственным органам. Эта отчетность позволяет не только рассчитать налоги, подлежащие уплате, но и помогает понять, насколько успешно функционирует организация, насколько правильно выбран путь ее развития, какие трудности встречаются в работе фирмы и как их лучше избежать.

Бухгалтерская отчетность включает в себя значительное количество документов. Их полный перечень определен нормами законодательства, различными инструкциями и методическими указаниями. Так, в число документов бухгалтерской отчетности входят отчет о прибылях фирмы, ее убытках, бухгалтерский баланс, различные заполненные формы. Кроме того, бухгалтерская отчетность может включать и заключение аудиторской фирмы о том, что прочие представленные в составе бухгалтерской отчетности документы достоверны.

Данные бухгалтерской отчетности позволяют принимать различные управленческие решения. Бухгалтерская отчетность занимает важное место в системе управления всем предприятием. Различные балансы, счета, бухгалтерские проводки позволяют в рамках бухгалтерской отчетности формировать потоки важнейшей информации, крайне важной для управления организацией, повышения ее эффективности.

На основании данных бухгалтерской отчетности грамотный руководитель предприятия может построить такую модель управления, которая наиболее полно будет соответствовать задачам компании, ее функциям, миссии и целям развития. Однако для решения этих важных управленческих задач бухгалтерская отчетность должна отвечать некоторым требованиям.

Характеристики бухгалтерской отчетности Бухгалтерская отчетность, необходимая для грамотного управления фирмой, должна быть достоверной, целостной, своевременной, проверяемой, должным образом оформленной и др.
Достоверность бухгалтерской отчетности означает, что для более полного отражения данных работы компании в бухгалтерской отчетности при ее составлении необходимо использовать и данные статистического и других видов учета, сравнивать плановые и фактические показатели за истекший период.

Целостность бухгалтерской отчетности является продолжением ее достоверности. Целостность бухгалтерской отчетности подразумевает, что для ее составления используются данные о деятельности головного предприятия, его филиалов и дочерних подразделений, представительств и других структурных частей. Именно целостность бухгалтерской отчетности обеспечивает ее полноте и достоверность и позволяет принимать взвешенные управленческие решения.

Разумеется, бухгалтерская отчетность должна отвечать и требованиям своевременности. Своевременность бухгалтерской отчетности означает, что ее данные формируются в установленный законодательством срок - в течение 30 дней после окончания отчетного квартала и в течение 90 дней после окончания отчетного года. Эта своевременная бухгалтерская отчетность должна быть должным образом оформлена и утверждена учредителем компании.

Для того, чтобы бухгалтерская отчетность представляла собой эффективный инструмент управления, она должна отвечать и требованиям простоты и стандартности. Бухгалтерская отчетность должна быть наглядной и удобной в использовании. Требования к стандартам бухгалтерской отчетности едины для всего государства, кроме того, важным шагом на пути стандартизации бухгалтерской отчетности является ее соответствие международным требованиям.

Данные бухгалтерской отчетности должны легко поддаваться проверке, то есть бухгалтерская отчетность должна быть проверяемой, а также сравнимой, то есть данные о деятельности организации или предприятия, указанные в бухгалтерской отчетности, должны даваться в сравнении с предыдущими отчетными периодами. Разумеется, исключением являются те случаи, когда период деятельности организации, за который подается бухгалтерская отчетность, является первым отчетным периодом в ее деятельности.

Сравнимость бухгалтерской отчетности позволяет сравнить показатели деятельности компании за различные периоды и выявить положительные или отрицательные тенденции в ее деятельности. Это, в свою очередь, позволяет скорректировать направление развития компании и максимально использовать ее потенциал.

Оформление бухгалтерской отчетности также должно соответствовать требованиям законодательства, поскольку унифицированное оформление облегчает работу с бухгалтерской отчетностью.
Бухгалтерская отчетность не является документом, составляющим коммерческую тайну. Напротив, она должна отвечать и требованиям публичности. Это требование означает, что бухгалтерская отчетность подлежит публикации в средствах массовой информации и специализированных изданиях. Эта публичность обеспечивает контроль за деятельностью организации со стороны ее акционеров, партнеров, государственных органов.

Этапы составления бухгалтерской отчетности
Процесс составления бухгалтерской отчетности состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительная работа
Прежде всего, необходимо провести соответствующую подготовку к составлению бухгалтерской отчетности. Эта подготовка включает в себя завершение в конце отчетного периода различных операций и проверку всех бухгалтерских данных, необходимых для составления бухгалтерской отчетности. В подготовительную работу перед составлением бухгалтерской отчетности входят и расчет необходимых налогов, и инвентаризация имущества предприятия, и исправление ошибок, обнаруженных в бухгалтерском учете.
2. Составление и представление бухгалтерской отчетности
Процедура составления бухгалтерской отчетности и ее представления в налоговые органы происходит в соответствии с требованиями законодательства, инструкциями Министерства финансов. Вся бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы, а также участникам и учредителям юридического лица. за подписью руководителя организации и ее главного бухгалтера.

Состав бухгалтерской отчетности

В состав бухгалтерской отчетности входят различные документы. Основным является бухгалтерский баланс, в котором отражено финансовое и имущественное положение организации на определенную дату. При составлении баланса в рамках бухгалтерской отчетности данные на начало отчетного периода должны соответствовать данным на конец прошлого отчетного периода.

Кроме того, к годовой бухгалтерской отчетности может прилагаться пояснительная записка, в которой дополняются остальные формы бухгалтерской отчетности, даются необходимые пояснения для того, чтобы сделать бухгалтерскую отчетность более объективной и прозрачной.

В пояснительной записке разъясняются методы оценки производственных запасов, анализа их использования. Для более наглядного представления информации пояснительная записка к бухгалтерской отчетности может быть составлена с использованием различных графиков, диаграмм, таблиц и другого наглядного материала. В пояснительной записке в составе бухгалтерской отчетности также описывается стратегия развития компании, более полного использования ее потенциала, указываются меры по повышению квалификации персонала, словом, описываются все возможные способы повышения прибыльности и эффективности деятельности организации.

Кроме пояснительной записки и баланса, в состав бухгалтерской отчетности входят и другие документы:

отчет о прибылях и убытках компании позволяет подробно охарактеризовать полученные финансовые результаты ее деятельности;
отчет о движении капитала показывает, как изменяется состав собственных средств компании, какие она получила целевые поступления за отчетный период бухгалтерской отчетности;
отчет о движении денежных средств в составе бухгалтерской отчетности является источником средств о расходе средств, их приходе и остатках на счетах. При этом средства в бухгалтерской отчетности исчисляются в рублях. Если компания имеет валютные счета, то при составлении бухгалтерской отчетности движение средств описывается по курсу Центрального банка РФ.
Кроме того, в бухгалтерской отчетности отражаются данные о заемных средствах организации, ее займах и т. п.

В связи с расширением внешнеэкономической деятельности, а также учитывая требования глобального развития рынков, составление бухгалтерской отчетности в настоящее время приводится к требованиям международных стандартов и поэтому правила составления бухгалтерской отчетности все чаще изменяются.

Зачастую искажения в бухгалтерской отчетности, предназначенной для обнародования, могут быть выявлены лишь после тщательной аудиторской проверки внутренней бухгалтерской отчетности компании. В этом случае недостоверные сведения бухгалтерской отчетности могут нанести гораздо больший ущерб, чем вообще умолчание о них в бухгалтерской отчетности. Однако неверное составление бухгалтерской отчетности, ее несоответствие принципам составления и требованиям законодательства может привести к весьма негативным последствиям, которые могут коснуться и учредителей организации, и ее акционеров, вкладчиков и других заинтересованных лиц.

Наша компания предлагает услуги по составлению бухгалтерской отчетности, которая полностью соответствует всем предъявляемым требованиям. Наша бухгалтерская отчетность является результатом объемной аналитической работы и дает возможность составить наиболее полное представление о деятельности фирмы и получить могущественный инструмент для принятия финансово значимых решений, связанных с деятельностью организации.

Наши рекомендации