Органы валютного регулирования
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Для реализации функций, предусмотренных федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим федеральным законом.
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 федерального закона.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим федеральным законом, без ограничений.
Формы валютной политики
Основными формами валютной политики государства являются: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, валютные ограничения, регулирование конвертируемости валют, режимов валютного курса, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов.
Дисконтная валютная политика как элемент текущей валютной политики государства состоит в использовании учетной ставки процента для регулирования движения инвестиций, балансирования платежных обязательств, для корректировки валютного курса. Системой экономических и правовых мер, применяемых в этих целях, дисконтная политика оказывает воздействие на внутреннюю экономику и сферу международных экономических отношений — на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, на миграцию инвестиций.
Девизная валютная политика заключается в регулировании валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также в применении валютных ограничений. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты: в целях его повышения Центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную, а для снижения скупает иностранную валюту, воздействуя таким образом на соотношение спроса и предложения.
Валютная интервенция
Для покрытия расходов иностранной валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо взаимные кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям. В некоторых странах для этого создаются специальные стабилизационные фонды. А с середины 70-х годов практикуется проведение коллективной валютной интервенции центральных банков ряда стран для регулирования курса ведущих валют.
Недостатком валютной интервенции как инструмента воздействия на валютный курс являются огромные затраты, которые не всегда бывают оправданными. Они дают временный результат, но могут и не преодолеть влияния рыночных факторов курсообразования и не привести к стабилизации валютных курсов.
Традиционным элементом валютной политики государства является регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют. Эти вопросы являются объектом как национального, так и межгосударственного регулирования. Органом межгосударственного валютного регулирования является МВФ. В 1978 г. после внесения изменений в Устав Фонд предоставил странам-членам свободу выбора режима валютного курса. Теперь каждая страна самостоятельно решает вопросы, касающиеся установления режима валютного курса национальной валюты и степени се конвертируемости.
Девальвация иревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.
Содержание понятий девальвации и ревальвации менялось в связи с изменениями, происходящими в денежно-кредитной и валютной системах. В период золотого стандарта девальвация означала снижение государством официального золотого содержания денежной единицы, а ревальвация — повышение ее золотого содержания. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к краху золотого стандарта. После этого и до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. девальвация и ревальвация означали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют по отношению к иностранным валютам.
Изменение курсов национальных валют по отношению к иностранным официально фиксируется в законодательном порядке лишь периодически. В условиях режима плавающих курсов их изменения происходят постоянно, поэтому в течение относительно длительного периода времени может иметь место значительное снижение рыночного курса национальной валюты. Такое длительное по времени и значительное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, происходящее стихийно, также называется девальвацией в современном понимании этого термина.
РАСХОДЫ БЮД ОРГ И ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ. ФИН РЕСУРСЫ БЮД ОРГ (Ответ сомнительный, вы тоже посмотрите, поищите)
ВОПРОС 1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Выполняя возложенные на них функции, бюджетные организации расходуют выделяемые им бюджетные ассигнования и поступающие внебюджетные средства согласно разрабатываемым сметам, которые, в свою очередь, составляются в соответствии с действующими бюджетными классификациями.
Согласно экономической классификации расходы бюджетной организации подразделяются на текущие и капитальные.
Текущие расходы предназначены для оплаты труда, за приобретенные товары, оказанные услуги, производственные работы и т.д. Приобретенные материальные ценности и оказанные услуги потребляются в течение года.
В эту группу входят статьи затрат на:
1. Оплату труда;
2. Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог (взнос), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
3. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов (медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы; мягкий инвентарь и обмундирование; продукты питания; оплата горюче-смазочных материалов; прочие расходные материалы и предметы снабжения);
4. Командировки и служебные разъезды;
5. Транспортные услуги;
6. Оплата услуг связи;
7. Оплата коммунальных услуг и т.д.
Капитальные расходы включают вложения в:
1. Основные средства;
2. Создание государственных запасов и резервов;
3. Приобретение земли, нематериальных активов и других активов;
4. Капитальные трансферты.
Финансовое планирование в учреждениях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет.
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов.
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
Основными методами планирования бюджетных расходов являются программно-целевой и нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств, в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач.
Планирование средств на финансирование бюджетных мероприятий, составление смет бюджетных учреждений, в значительной мере основано на использовании нормативного метода планирования расходов и выплат. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами являются либо денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.), либо нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.), либо нормы, в основе которых лежат средне-статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).
Нормы могут быть обязательными (устанавливаемые правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаемые ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
Устанавливаются величины следующих нормативов:
1) Нормативы (в натуральном выражении) потребления услуг жилищно-коммунального на одного жителя в месяц.
2) Затраты на текущий и капитальный ремонт жилищного фонда.
3) Нормативы (в денежном выражении) в системе образования.
4) Нормативы (в денежном выражении) в системе здравоохранения. Установлены в расчете на год на текущее содержание (одной койки в больницах, одного амбулаторно-поликлинического учреждения, на оказание одному жителю скорой медицинской помощи и т.д.).
5) Нормативы (в денежном выражении) социальной зашиты населения. Установлены в расчете на год на текущее содержание одной койки в домах-интернатах, на текущее содержание учреждений социальной защиты (на одного жителя) и т.д.-
6) Нормативы (в денежном выражении) в системе культуры. Установлены в расчете на год на содержание библиотек, музеев, театрально-зрелищных организаций.
7) Нормативы (в денежном выражении) на содержание органов муниципального управления.
Планирование расходов на приобретение предметов снабжения и расходных материалов ведется по видам материалов:
Расходы на приобретение медикаментов.
Расходы на продукты питания. В целом, величину расходов на продукты питания в медицинских учреждениях можно рассчитывать по формуле:
Рп = К • Д • Р ,
где Рп — расходы на продукты питания; К — среднегодовое количество коек; Д — среднее количество дней пребывания больного на койке; Р — среднедневной расход на питание одного больного.
Расходы на мягкий инвентарь и обмундирование.
Расходы на командировки и служебные разъезды планируются, исходя из утвержденных правительством норм расходов на эти цели.
Расходы на транспортные услуги рассчитываются на основе установленных норм. Оплата услуг связи.
Оплата коммунальных услуг. Расчет ведется по формуле:
С = Р • Т,
где С — сумма платежей за коммунальную услугу; Р — норма потребления услуги или величина планируемого потребления услуги в будущем периоде; Т — величина тарифа за услугу.
Расходы на содержание помещений планируются на основе разрабатываемых для каждого вида учреждений средних норм расходов расчете на 1 кв. м помещения и среднегодовой площади.
Расходы на отопление определяются исходя из норм потребления топлива, тепловой энергии на 1 куб. метр помещения, цен и тарифов на них, действующих в конкретной местности.
Оплата потребления электроэнергии рассчитывается, на основании потребляемого количества электроэнергии, тарифов за нее и величины площади помещений.
Расходы на водоснабжение рассчитываются на основе показателей затрат воды по водомеру и тарифа платы за 1 куб. м воды.
Расходы на текущий ремонт зданий, оборудования и инвентаря.
Капитальные расходы устанавливаются исходя их планов развития учреждений, расширения их материально-технической базы.
Расходы на капитальный ремонт зданий и оборудования определяются на основании перечня работ, выполняемых, в соответствии с актами дефектов и технической документации по установленным нормам затрат и расценкам выполнения ремонтных работ. Например, сумма затрат на ремонт здания не должна превышать 3,14% его восстановительной стоимости.
Финансовые ресурсы б-х организаций.
Материальную основу финансовых отношений, складывающихся в бюджетных организациях, составляют их финансовые ресурсы. Они представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетных организаций. К ним относятся:
- средства бюджетов разных уровней,
- государственных внебюджетных фондов
- поступления от осуществления предпринимательской деятельности.
Важное значение в современных условиях в качестве источника финансовых ресурсов имеют собственные внебюджетные средства, которые представлены различными видами поступлений от предпринимательской деятельности бюджетных организаций. Под предпринимательской понимается любая приносящая доходы (за исключением бюджетного финансирования) деятельность, в том числе по профилю бюджетной организации. Все внебюджетные средства вместе с бюджетными ассигнованиями отражаются в смете доходов и расходов бюджетной организации.
Основным видом финансовых ресурсов бюджетных организаций является бюджетное финансирование.
Принципы бюджетного финансирования:
1) получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой, — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;
5) бесплатность бюджетного финансирования. Выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.
В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:
• финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
• финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью находящихся на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных организаций.
Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования бюджетных организаций:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению;
4) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Собственные средства бюджетных организаций
Собственные средства бюджетных организаций состоят из различных источников:
1) средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, сооружений и оборудования;
2) средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;,
3) целевые средства от юридических и физических лиц;
4) другие поступления.
Все поступающие средства имеют одну общую цель – обеспечить профильную и хозяйственно-эксплуатационную деятельность бюджетной организации. Указанные средства, прежде чем поступить в распоряжение бюджетных организации, зачисляются на бюджетный счет и только потом на счета соответствующих организаций.
На основании указаний Министерства финансов Российской Федерации в основу классификации собственных доходов положены одновременно два классификационных признака:
• виды деятельности бюджетных организаций;
• виды поступающих средств.
Собственные доходы бюджетных организаций можно сгруппировать так, как это предусмотрено генеральным разрешением (разрешением) на открытие в органах Федерального казначейства лицевого счета по учету средств, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
1. Средства, поступающие от платной деятельности бюджетных организаций, соответствующей ее профилю.
2. Средства от производственной деятельности мастерских, опытных участков, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений бюджетных организаций, не имеющих статуса юридического лица.
3. Средства от оказания платных услуг по хозяйственным договорам.
4. Доходы от предпринимательской деятельности: торговли покупными товарами, оборудованием; оказания посреднических услуг; долевого участия в деятельности других организаций; приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг (дивиденды, проценты, начисления и процентов по депозитным счетам и вкладам).
5. Поступления от внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством и реализацией, предусмотренных уставом продукции, работ, услуг.
6. Добровольные пожертвования, целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
7. Средства, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, в том числе гостиничного типа; содержание детей в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах.
8. Средства за выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказание услуг по договорам (государственным контрактам); по грантам на проведение научно-исследовательских работ.
9. Доходы от услуг связи.
Кроме перечисленных выше доходов, бюджетным организациям поступают целевые средства из бюджетов других уровней, от министерств и ведомств, от внебюджетных государственных фондов, средства от реализации имущества, от сдачи драгметаллов, лома цветных и черных металлов, других видов деятельности, на которые получены лицензии.
ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Структура системы образования РФ
1. Образовательные учреждения.
▪ Типы образовательных учреждений:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные, состоящие из трех ступеней:
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (лицей, гимназия, вечерняя (сменная) общеобразовательная , центр образования, открытая (сменная) образовательная школа);
3) для детей с отклонениями в развитии;
4) для детей – сирот;
5) дополнительного образования взрослых;
6) дополнительного образования детей;
7) специальные 9коррекционные) для обучающихся воспитанников, детей, остающихся без попечения родителей (законных представителей);
8) другие учреждения, проводящие образовательный процесс.
▪ Классификация образовательных учреждений:
По содержанию:
- общеобразовательные (дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) - профессиональные (начальное, среднее, высшее, послевузовское (аспирантура) образование);
По организационно – правовым формам:
- государственные, муниципальные, негосударственные (частные учреждения общественных и религиозных организаций, объединений)
2. Органы менеджмента образованием и подведомственные им учреждения и организации на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровне
Особенности финансирования образовательных учреждений Источники финансового обеспечения расходов на образование в РФ
1) Средства бюджетов разных уровней 2)Дополнительные источники средств в результате:
- предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения (доход от сдачи в аренду свободных помещений, от внедрения платных образовательных услуг) - взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами - взаимодействия с международными организациями, передающими учреждениям образования средства как на безвозмездной основе в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.
▪ Основной документ – смета, определяющая объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на покрытие затрат образовательного учреждения.
▪ Минимальные социальные нормативы:
Единая тарифная сетка по оплате труда бюджетной сферы;
наполняемость классов и групп;
натуральные нормы питания детей и воспитанников по дошкольным учреждениям, интернатам;
расчетные нормы питания школьников;
перечень одежды и обуви, выдаваемой детям – сиротам и т.д.
▪ Затраты на общеобразовательные школы и образование в целом:
▪ А) текущие:
на заработную плату с начислениями;
на канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей;
на командировки и служебные разъезды;
на оплату услуг связи;
на оплату содержания помещений;
на покупку мягкого инвентаря и обмундирования;
на производственную практику;
на покупку материалов для учебных лабораторных занятий, учебных пособий;
транспортные и другие расходы.
▪ Б) капитальные:
на содержание зданий и сооружений, покупку дорогостоящего оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонты;
расходы социального характера:
на питание учащихся, подвоз их к школе, оплату коммунальных услуг учителям сельских школ и т.д.
▪ Планирование и особенности финансирования научных организаций▪ Финансирование Российской академии наук (РАН), ее региональных отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет федерального бюджета и иных, не запрещенных законодательством РФ источников. ▪ Бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований осуществляется:
1) институциональным способом (средства выделяются на содержание всей научной организации в соответствии с принятой к финансированию сметой);
2) программно – целевым, селективным способом (строго целевое финансирование отдельной темы).
▪ Объем работ научно – исследовательских организаций определяется на основе государственных заказов и прямых контрактов.
▪ Комплектование штата сотрудников происходит в соответствии с действующими тарифно – квалификационными требованиями.
▪ Планирование ФОТ производится на основе среднегодовой численности и средней ставки заработной платы с учетом единой тарифной сетки. Учитывается оплата труда преподавателей и научных работников по подготовке аспирантов, премиальный фонд. Начисления на ФОТ определяются по установленным ставкам ЕСН.
▪ Планирование расходов на научно – исследовательские работы осуществляется по элементам затрат с использованием аналитического метода их расчета.
▪ Выполнение научно – исследовательских работ по договорам заказчиков научно – технической продукции предполагает определение договорной стоимость НИР на основе составления калькуляции плановой (фактической) себестоимости и рыночной стоимости научной продукции.
Особенности финансов бюджетных организаций в сфере культуры▪ К сфере культуры относятся:
учреждения культурно – досуговой (клубные учреждения, и музеи, школы искусств, музыкальные и художественные школы, парки культуры и отдыха, библиотеки, зоопарки и др.) и концертно – цирковой деятельности, театры, кино- и видеопроизводство, радио- и телевещание, книгоиздание, реставрация памятников истории и культуры, историко – архивная деятельность, краеведение.
▪ Финансовая особенность учреждений культуры, финансируемой из средств госбюджета, - обладание значительным коммерческим потенциалом.
▪ Сумма бюджетных средств на нужды культуры определяется:
- на основе норм бюджетного финансирования;
- на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
- исходя из заданного процента от общей суммы расходов бюджета.
▪ На культуру ежегодно должно направляться не менее 2% расходной части федерального бюджета и 6% средств территориальных бюджетов.
▪ Бюджетные ассигнования выделяются по целевому назначению и направляются на финансирование капитальных вложений, для реализации целевых и тематических программ, социально – творческих заказов.
▪ Прямое финансирование:
из федерального бюджета, перечень данных объектов устанавливается постановлением Правительства РФ (музеи, библиотеки, театры, имеющие особую культурную значимость для России). Таким же образом устанавливается перечень объектов культуры, финансируемых из бюджетов субъектов РФ. Основная сеть государственных учреждений культуры, финансируется за счет муниципальных бюджетов.
▪ Косвенное финансирование:
предоставление налоговых льгот различным объектам культуры.
▪ Финансирование за счет оказания платных услуг населению, получения средств от предприятий по целевым заказам, добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещанию, благотворительных взносов, поступлений от реализации излишнего оборудования и некоторых др. источников.
▪ От предпринимательской деятельности поступает незначительная доля доходов, которые учитываются отдельно от бюджетных и внебюджетных средств.