Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов. исполнение бюджетов.
Правительство РФ, высшие исп-е органы гос власти субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представит.) органа соответственно проект фед закона о фед бюджете и проекты фе законов о бюджетах гос внебюджетных фондов РФ в сроки, установленные настоящим Кодексом, проект закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и проект закона субъекта РФ о бюджете территориального гос-го внеб-го фонда в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в ГД проект фед закона о фед бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. ЦБ РФ не позднее 1 октября представляет в ГД проект основных направлений единой гос дкп. В теч суток со дня внесения проекта в ГД, Совет ГД (или в период парламентских каникул Председатель ГД) направляет его в комитет ГД, ответственный за рассмотрение бюджета (Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям БК. Совет ГД принимает решение о том, что проект принимается к рассмотрению Г.Думой либо подлежит возвращению через Согласительную комиссию(рассм-ся10 дней) в Правительство РФ на доработку. При принятии проекта Гос.Думой он в теч 5 дней направляется в Совет Федерации( рассм-ся14дней).В случае одобрения в теч 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проект передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в ГД для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено ГДумой повторным голосованием не менее чем двумя третями голосов. В случае неподписания закона Президентом в теч 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания.
ГД рассматривает проект в теч 60 дней в трех чтениях.
В первом чтении обсуждается его концепция, прогноз соц-эк развития РФ, объем ВВП, уровень инфляции, основные направления бюджетной политики РФ, основные направления налоговой политики РФ и основные направления таможенно-тарифной политики РФ,нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, общий объем расходов.
Во 2м чтении рассматриваются и утверждаются все приложения к проекту бюджета, в которых определены перечни главных администраторов доходов бюджета, источников финансирования дефицита, расходы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета, которые принято считать функциональными расходами( в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении), утверждаются программы гос-х внутренних и внешних заимствований, программа предоставления гос-х гарантий, расходы по долгосрочным целевым программам, объемы межбюджетных трансфертов.
В 3м чтении с учетом результатов 1 и 2 чтений рассматривается и утверждается ведомственная структура расходов бюджета — с соответствующими поправками. Закон о бюджете принимается в целом и направляется (в теч 5 дней) на рассмотрение Совета Федерации, после чего — на рассмотрение Президенту РФ.
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения (подписания) Президентом РФ. В РФ устанавливает казначейское исполнение бюджетов. При ней регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств фед бюджета возлагаются на Фед.казначейство(ФК). Предусмотрено открытие в ФК лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя б-х средств(принципа единства кассы). Единый счет находится в Банке России. ФК должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей(позволяет обеспечить полный учет и контроль за исполнением бюджета).
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
• распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и подразделяется на этапы:
• составление и утверждение бюджетной росписи;
• утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств;
• утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
• подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Исполнение бюджета осуществляется на основании сводной бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемого в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Сводная б.роспись фед бюджета составляется Минфином РФ и утверждается министром фин РФ в теч15 дней со дня принятия федзакона о фед бюджете.Утвержденная сводная б.роспись передается на исполнение ФК и направляется для сведения в Фед. Собрание и Счетную палату РФ.
За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять инф-ю об исполнении бюджетов в Казначейство.
Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и в сроки, утвержденные бюджетом.
Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение – неотъемлемый элемент бюджетного процесса.
Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.
Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.
Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).
Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.