Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов

БК РФ детально регулирует процесс рассмотрения и утверждения ФБ, что касается регионального и местного уровня, то данные нормы содержаться в НПА соответствующих уровней.

Рассматривается и утверждается бюджет представительными органами на основе проекта бюджета. К нему также прилагаются основные направления бюджетно-налоговой политики, прогноз социально-экономического развития территории, пояснительная записка к проекту бюджету и др. На других уровнях аналогично.

Законопроект о бюджете рассматривается в несколько чтений, для которых устанавливаются сроки, а все стадии прохождения проекта бюджета в парламенте расписаны по датам.

Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете

Чтение Срок Предмет чтения
Первое До 20 сентября текущего года Доходы, дефицит (профицит), перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации, общий объем бюджета принимаемых обязательств и распределения средств бюджета действующих обязательств
Второе До 20 октября текущего года Утверждение распределения средств бюджета при­нимаемых обязательств между главными распоря­дителями средств федерального бюджета, распре­деление межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации, текстовые статьи проекта
Третье До 15 ноября текущего года Федеральный закон о федеральном бюджете в це­лом; приложения к закону по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета
До 5 декабря текущего года проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации

Для федерального бюджета:

1-чтение 20 дней со дня внесения проекта в Думу. Предмет - обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, и основные направления бюджетной и налоговой политики+общий объем расходов и доходов, дефицит, верхний предел долга, нормативы распределения доходов между уровнями БС РФ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Дума принимают решение о принятии или отклонении бюджета. Если приняли – основные характеристики федерального бюджета считаются утвержденными. После этого дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета без положительного заключения Правительства. Если проект отклонили возникают 3 варианта:

1. Проект возвращается в Правительство на доработку.

2.Передается в согласительную комиссию для уточнения характеристик

3.Ставится вопрос о недоверии правительству

Если по итогам доработки или работы комиссии бюджет повторно отклоняют, автоматически ставится вопрос о недоверии Правительству

По итогам рассмотрения принимается постановление Думы о принятии бюджета в первом чтении.

Второе чтение 25 дней после первого. Предмет: приложения к федеральному бюджету устанавливающие: ГАДов, ГАИФдов, программу распределения межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования по кодам бюджетной классификации, программа заимствований РФ (внеш, внутр), программа гос гарантий РФ и т.д.

Третье чтение – 10 дней со дня второго. Утверждается ведомственная структура расходов бюджета. Принятый закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации

Исполнение бюджетов.

Основная задача стадии исполнения бюджета — обеспе­чение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм.

В процессе испол­нения бюджета органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также органы местного самоуправления осуществляют корректировку бюджетных на­значений, обусловленную подвижностью валютного курса и неравномерностью поступлений доходов в бюджет. На стадии исполнения бюджета осуществляется контроль за целевым ис­пользованием бюджетных средств, выделяемых соответствую­щим предприятиям, организациям, учреждениям.

Непосредственная работа по исполнению соответствующего бюджета проводится Министерством финансов РФ, его подразделениями и органами, налоговой службой, ФТС, финансовыми отделами исполнительных ор­ганов власти субъектов РФ или органов местного самоуправле­ния. Организация исполнения государственных бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов возложена на систему органов казначейства. Казначейство осуществляет кассовое исполнение бюджета.

Исполнение бюджета происходит отдельно по доходам и рас­ходам. По доходам бюджет исполняют ФНС,ФТС По расходам бюджет исполняется участниками бюджет­ных правоотношений в лице главного распорядителя бюджет­ных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти или орган местного самоуправле­ния, имеющий право распределять бюджетные средства по под­ведомственным получателям бюджетных средств.

Исполнение бюджета любого уровня осуществляется на ос­нове бюджетной росписи, в которой обязательно отражаются все изменения, связанные с исполнением бюджета. На основа­нии закона о бюджете и сводной бюджетной росписи у органа, исполняющего бюджет, возникает обязанность совершить рас­ходование средств соответствующего бюджета в течение опреде­ленного срока.

Наши рекомендации