IV. База практики – страховая организация

Примерный план содержания основной части отчета по практике:

1. Изучение характерных особенностей организации и деятельности исследуемой страховой компании (форма собственности, наличие лицензии, организационная структура, виды страховых услуг, страховой портфель, организация оплаты труда, управления);

2. Анализ страховых платежей и страховых выплат в динамике за ряд 5 лет;

3. Изучение процесса формирования страховых, резервных и запасных фондов. Определение финансовой устойчивости страховой компании;

4. Изучение величины нетто-ставок, брутто-ставок, нагрузок к непоставкам, методики их расчета и применения в различных видах страхования;

5. Изучение процесса организации и проведения различных видов страхования: личного; имущественного; ответственности; предпринимательских рисков;

6. Знакомство с системой налогообложения доходов от страховой деятельности;

7. Планирование и прогнозирование страховых операций. Возможности перестрахования;

8. Оценка эффективности финансово-предупредительных мероприятий;

9. Учет и отчетность страховой компании.

Комментарий к плану

1. Общая характеристика страховой компании (организации)

При прохождении преддипломной практики в страховой компании студенты должны познакомиться с организационно-правовой формой хозяйствующего субъекта, видами оказываемых услуг, объектами страховой деятельности, изучить объем страхового поля, страховой портфель, формы и системы оплаты труда, структуру управления и др.

2. Изучение динамики страховых платежей и выплат страхового возмещения, формирования страховых, резервных и запасных фондов

Исследовать динамику страховых платежей и страховых выплат, формирование страхового и резервных фондов, составить соответствующие таблицы, построить на их основе графики, диаграммы. Определить частоту наступления страховых случаев, рассчитать убыточность страховой суммы, проанализировать действующие тарифные ставки, уточнить их обоснованность. При исследовании финансовых основ страховой деятельности необходимо для анализа и оценки рассчитать: коэффициенты финансовой устойчивости страховой компании. Изучить использование и возможности перестрахования как метода укрепления финансовой устойчивости страховых операций. Ознакомиться с инвестиционной деятельностью страховой компании, ее эффективностью и результатами. Оценить размер прибыли страховой компании, ее динамику, источники и назначение.

3. Знакомство с методикой проведения различных видов страхования (личного, имущественного, ответственности, предпринимательских рисков)

При ознакомлении с методикой проведения личного страхования, особое внимание нужно обратить на построение тарифов (по смешанному страхованию жизни, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, по обычному и свадебному страхованию детей, на случай смерти и дожития и др.), Ознакомиться с понятием коммутационных чисел и методикой расчета непоставок через коммутационные числа. В качестве примера выполнить самостоятельно актуарные расчеты, изучив предварительно таблицы смертности и средней продолжительности жизни как основы для построения тарифных ставок.

Выделить обязательное и добровольное личное страхование, определить место и роль социального страхования. Особое значение имеет изучение обязательного медицинского страхования, источниками которого являются средства, отчисляемые хозяйствующими субъектами и аккумулируемые в территориальных фондах ОМС, с перераспределением в страховые медицинские компании, в размерах, равных количеству полисодержателей на данной территории, умноженной на подушевой норматив (разный для работающих, пенсионеров, учащихся и др.). Страховые компании, в свою очередь, оплачивают из этих средств услуги лечебных учреждений, оказываемые населению по полисам. Здесь следует уделить внимание изучению механизма страховой экспертизы по проверке качества оказываемых услуг и достоверности предъявленных к оплате сумм.

Изучение вопросов, связанных с имущественным страхованием, должно быть направлено на: - способы оценки имущества; - определение страховой суммы (через страховое обеспечение); - расчет страховых, платежей, (через излечение методики расчета нетто - и брутто- ставок); - определение факта и размера ущерба при наступлении страхового случая, составление страхового акта; - правила заключения договора страхования, выдачи страхового свидетельства (полиса); - организацию предупредительных мероприятий.

Страхование ответственности предполагает изучение его сущности и назначения, непосредственной целью которого является страховая защита экономических интересов потенциальных причинителей вреда. По данному виду страхования следует изучить опыт: - страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; - страхования ответственности на случай причинения вреда в процессе хозяйственной и профессиональной деятельности; - страхования кредитных рисков; - экологического страхования.

Изучая страхование предпринимательских рисков, нужно учесть, что оно должно быть направлено на защиту, как его конечных результатов, так и различных факторов обеспечивающих достижение намечаемых целей. Следовательно, посредством страхования должна создаваться гарантия против неожиданностей, подстерегающих каждого хозяйственника в условиях рыночной экономики. Целесообразно познакомиться с имеющимися договорами по данному виду страхования, методикой расчета страховых платежей формирования страхового портфеля, размерами страхового возмещения. Данный вид страхования включает страхование коммерческих рисков, объектом которых выступает коммерческая деятельность страхователя, предусматривающая инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства, работ или услуг и получение от этих вложений через определенный срок дохода. Следует подробнее познакомиться с объектами страховой защиты и страховыми рисками: - страхование от убытков вследствие перерывов в производстве (вызванного остановкой производства вследствие воздействия различных факторов: неподачи электроэнергии, топлива, воды, аварий на линиях и т.д.). Размер ущерба здесь во многом зависит от срока перерыва в производстве; а страхование рисков новой техники и технологии (это страхование самой техники, установок, линий на случай их вывода из строя, нарушения работы, гибели), также страхование от непредвиденных неблагоприятных последствий, вызванных внедрением технологических новинок или их разрушениями, остановками, поэтому здесь имеют место косвенные убытки в виде дополнительных расходов и неполученной прибыли; - страхование биржевых и валютных рисков. Страхование кредитных рисков. Страхование рисков неплатежа. Страхование инвестиционной деятельности и др.

Содержание данного подпункта зависит от различных видов страхования, услуги которого oказывает исследуемая страховая организация.

4. Налогообложение, планирование, учет и отчетность

Ознакомиться с видами уплачиваемых налогов и сборов, их ставками объектами налогообложения льготным режимом в исследуемой страховой компании. Изучить основы перспективного и годового планирования деятельности страховой компании, в том числе методику планирования поступления страховых платежей, порядок составления финансового плана. Дать оценку использования средств на проведение предупредительных мероприятий. Ознакомиться с постановкой, формами и видами учета, порядком составления бухгалтерской и статистической отчетности.

V. База практики – финансовые органы (органы, организующие составление и исполнение бюджетов) (на примере Министерства финансов Оренбургской области – далее по тексту - Минфин Оренбургской области, министерство)

Примерный план содержания основной части отчета по практике:

1. Общая характеристика деятельности Министерства финансов Оренбургской области

2. Изучение практики работы управления бухгалтерского учета и отчетности по бюджету

3. Изучение практики работы управления налоговой политики

4. Изучение практики работы управления бюджетной политики в отраслях экономики

5. Изучение практики работы управления бюджетной политики в отраслях социальной сферы

6. Изучение практики работы управления бюджетной политики и межбюджетных отношений

7. Изучение практики работы управления казначейского исполнения бюджета

Комментарий к плану

1. Общая характеристика деятельности Министерства финансов Оренбургской области

На основе изучения имеющихся положений о деятельности МинфинаОренбургской области студенты знакомятся с организационной структурой, задачами и функциями отделов и управлений, основными показателями деятельности за 2-3 последних года.

В данном разделе необходимо привести структуру министерства, используя графическим метод, дать характеристику задачам и полномочиям министерства, проанализировать динамику структуры кадрового состава, кратко описать организацию деятельности министерства, задачи и функции отделов и управлений. При этом не следует механически переписывать текст Положения о министерстве, а целесообразно использовать табличный и графический методы.

Проанализировать динамику основных показателей деятельности, характеризующих реализацию функций и задач МинфинаОренбургской области за 2-3 последних года, используя абсолютные и относительные показатели динамики. Среди таких показателей целесообразно рассмотреть:

-показатели консолидированного бюджета Оренбургской области (утвержденные и исполненные): объем доходов и расходов, дефицит/профицит; процент исполнения консолидированного бюджета по доходам и расходам;

-показатели, характеризующие работу с обращениями граждан;

-показатели расходов бюджета области на содержание и функционирование Минфина Оренбургской области (в соответствии с ведомственной классификацией)

Далее студенты проходят практику в управлениях.

2. Изучение практики работы управления бухгалтерского учета и отчетности по бюджету

Для характеристики работы данного управления студентам необходимо изучить соответствующую нормативно-правовую базу.

Повторное перечисление функций этого управления недопустимо (они кратко рассмотрены в п.1основной части отчета по практике).

В данном разделе необходимо отразить основные принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности по бюджету согласно соответствующей нормативно-правовой базе:

-дать обзор основных нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности по бюджету;

-с помощью табличного метода отразить состав и периодичность отчетности, формируемой данным управлением в отчетном периоде;

-дать характеристику программному обеспечению, применяемому в работе данного управления.

3. Изучение практики работы управления налоговой политики

Для характеристики работы данного управления студентам необходимо изучить соответствующую нормативно-правовую базу.

Повторное перечисление функций этого управления исключено (они кратко рассмотрены в п.1основной части отчета по практике).

В данном разделе необходимо:

- отразить состав и структуру налоговых доходов, используя графический или табличный метод;

- проанализировать основные итоги реализации налоговой политики через анализ утвержденных и исполненных показателей структуры налоговых доходов областного бюджета;

-дать краткую характеристику основным и стратегическим направлениям налоговой политики Оренбургской области на предстоящий год и на плановый период. Механическое переписывание данных официального источника не допустимо.

Анализ данных проводится за 2-3 последних года.

4. Изучение практики работы управления бюджетной политики в отраслях экономики

Для характеристики работы этого управления студентам необходимо изучить соответствующую нормативно-правовую базу.

Повторное перечисление функций данного управления исключено (они кратко рассмотрены в п.1основной части отчета по практике).

В данном разделе необходимо:

-проанализировать динамику основных показателей экономического развития Оренбургской области, результаты представив в таблице: валовой региональный продукт (в текущих основных ценах), млн.руб., среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.чел., численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года), тыс.чел., индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов, индекс цен производителей промышленных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов, индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов, инвестиции в основной капитал, млн.руб., сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн.руб., оборот розничной торговли, млн.руб.;

- проанализировать структуру и динамику расходов областного бюджета по федеральным и региональным государственным программам, реализуемым в отраслях экономики.

5. Изучение практики работы управления бюджетной политики в отраслях социальной сферы

Для характеристики работы этого управления студентам необходимо изучить соответствующую нормативно-правовую базу.

Повторное перечисление функций данного управления исключено (они кратко рассмотрены в п.1основной части отчета по практике).

В данном разделе необходимо:

-проанализировать динамику основных показателей социального развития Оренбургской области, результаты представив в таблице: численность населения (на конец года, тыс.чел., среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб., реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году, реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году, реальная начисленная заработная плата одного работника, в процентах к предыдущему году, реальный размер назначенных месячных пенсий, в процентах к предыдущему году, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс.чел., платные услуги населению, млн.руб., число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года), в процентах от общего числа семей, зарегистрировано больных с впервые установленным диагнозом на 1 000 человек населения, число больничных организаций, единиц, число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) государственных и муниципальных (на начало учебного года), число учреждений культурно- досугового типа, число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, единиц, число зарегистрированных преступлений за год;

- проанализировать структуру и динамику расходов областного бюджета по федеральным и региональным государственным программам, реализуемым в отраслях социальной сферы.

Анализ данных проводится за 2-3 последних года.

6. Изучение практики работы управления бюджетной политики и межбюджетных отношений

Для характеристики работы управления бюджетной политики и межбюджетных отношений студентам необходимо изучить соответствующую нормативно-правовую базу.

Повторное перечисление функций данного управления исключено (они кратко рассмотрены в п.1основной части отчета по практике).

В данном разделе необходимо:

- описать виды межбюджетных трансфертов, используемых для регулирования межбюджетных отношений;

- проанализировать структуру и динамику межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в бюджет Оренбургской области за последние 2-3 года;

- проанализировать структуру и динамику межбюджетных трансфертов, поступивших из в бюджета Оренбургской области в местные бюджеты за последние 2-3 года;

- проанализировать динамику уровня расчетной бюджетной обеспеченности и индекса бюджетных расходов Оренбургской области за последние 2-3 года, дать теоретическое и практическое обоснование этим показателям.

7. Изучение практики работы управления казначейского исполнения бюджета

Для характеристики работы управления казначейского исполнения бюджета студентам необходимо изучить соответствующую нормативно-правовую базу.

Повторное перечисление функций данного управления исключено (они кратко рассмотрены в п.1основной части отчета по практике).

В данном разделе необходимо:

- составить характеристику казначейской системы исполнения бюджета, ответив письменно на вопросы: что включает казначейской системы исполнения бюджета; в чем заключается принцип казначейской системы исполнения бюджета; что представляет собой единый счет Федерального казначейства (ЕКС), порядок его функционирования.

- проанализировать структуру исполнения областного бюджета по доходам;

- проанализировать структуру исполнения областного бюджета по расходам;

- проанализировать динамику показателей областного бюджета (объем доходов и расходов) – утвержденные и исполненные, процент исполнения областного бюджета по доходам и расходам, дефицит/профицит областного бюджета;

Анализ данных проводится за 2-3 последних года.

Методические рекомендации по оформлению текста, таблиц, графиков в отчете по практике:

Авторский текстовый материал отчета по практике выполняется, как правило, на компьютере. Оригинал печатается на одной стороне листа писчей бумаги формата А4 (210х297 мм) или близкого к нему формата (от 203х288 до 210х297 мм).

Для печати используются чернила черного цвета.

Расстояние между строчками - 1,5 интервала, шрифт основного текста – 14 пт., размер шрифта сносок, таблиц, приложений – 12 пт.

Тип шрифта: Times New Roman.

Объем отчета - 25-30 страниц компьютерного текста без учета приложений.

Отчет подшивается в пластиковую папку - скоросшиватель.

К расположению текста предъявляются следующие требования:

-поля вокруг текста должны иметь следующие размеры: верхнее и ниж­нее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм;

-выравнивание текста – по ширине, без отступов между абзацами;

- абзацный отступ - 1,27 см;

- расстановка переносов в тексте – автоматическая.

Нумерация страниц должна быть без пропусков, без повторений и без литерных добавлений (20а, «206» и т.п.).

Номер страницы ставится посредине нижней части листа арабскими цифрами шрифтом № 10, начиная со страницы «Введение».

Титульный лист и лист содержания не нумеруются, но считаются.

Работа состоит из разделов и подразделов.

Наименования структурных частей в тексте отчета («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАГОЛОВОК РАЗДЕЛА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ») печатаются заглавными буквами по центру строки, без абзацного отступа, без подчеркивания. Точка в конце наименования не ставится. Перенос слов в заголовках глав и подпунктов не допускается.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точек и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой (1.1, 1.2 и т.п.).

Заголовки разделов и подразделов должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Заголовки следует печатать заглавными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Наши рекомендации