Методы оценки финансовых рисков

Существует два взаимно дополняющих друг друга вида оценки рисков - качественный и количественный.


Качественный анализ включает в себя также методологический подход к количественной оценке приемлемого уровня риска.

Количественную оценку риска, т.е. численное определение размеров отдельных рисков и риска портфеля в целом обычно производят на основе методов математической статистики. Сложность их применения заключается в недостаточности и недоступности накопленной статистической информации [6].

Качественная оценка рисков проводится в несколько этапов:

  1. Выявляются факторы, которые влияют на рост и/или уменьшение конкретных видов риска. Эти факторы являются базой для дальнейшего анализа рисков;
  2. Определяется система показателей оценки риска, которая должна отвечать требованиям адекватности, комплексности, динамичности, объективности, а также допускать пополнение и развитие;
  3. Устанавливаются потенциальные области риска: мероприятия, операции, виды работ, при выполнении которых может возникнуть неопределенность в получении положительного результата;
  4. Идентифицируются все возможные риски, т.е. определение возможных рисков в результате данного действия либо бездействия.

На описываемом предварительном этапе организации управления риском важнейшим моментом является его анализ. При этом определяются факторы риска, которые можно классифицировать по различным критериям и признакам, например, по степени влияния, по характеру воздействия на риск, по степени управляемости, по источнику возникновения.

Управление финансовыми рисками

Процесс управления финансовыми рисками может быть разбит на шесть последовательных стадий:

  1. Определение цели;
  2. Выяснение риска;
  3. Оценка риска;
  4. Выбор метода управления риском;
  5. Осуществление управления;
  6. Подведение результатов.

Финансовый контроль

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

 

Понятие финансового контроля

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:

  • норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом,
  • интересов управляющего субъекта.


Фактически, выше названы две основные цели финансового контроля, которые можно назвать тактическими.

Задачи финансового контроля

Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.

Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня

  1. Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  2. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
  3. Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.
  4. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
  5. Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
  6. Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
  7. Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
  8. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
  9. Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
  10. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.

Наши рекомендации