Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
В результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных формах.
Фонды – экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.
Внебюджетный фонд – представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.
Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
• обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
• расширение социальных услуг населению.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
• учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
• денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
• денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
• страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
• на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
• денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
• расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
В настоящее время существует три государственных внебюджетных фонда социального назначения – пенсионный , социального страхования, обязательного медицинского страхования.
Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Субъектами обязательного социального страхования являются:
- страхователи – организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);
- страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;
- застрахованные лица – граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Социальное страхование направлено на защиту от социальных страховых рисков, к которым относятся риски, связанные с :
- необходимостью получения медицинской помощи;
- временной нетрудоспособностью;
- трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
- материнством;
- инвалидностью;
- наступлением старости;
- потерей кормильца;
- смертью застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, по безработице и др.;
- пособие на санаторно-курортное лечение;
- социальное пособие на погребение;
- оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Внебюджетные фонды составляют и исполняют свои бюджеты, что является составной частью бюджетного процесса в РФ.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Доходыгосударственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей и других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
Расходыгосударственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Источникамипоступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:
- страховые взносы;
Тарифы страховых взносов
В 2012 году тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН: В ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%. Суммарная ставка составит 30%.
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов;
- штрафные санкции и пеня;
- денежные средства, возмещаемые страховщиками в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам,
- доходы от размещения временно свободных средств обязательного социального страхования;
- добровольные взносы физических и юридических лиц;
- иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.
Пенсионный фонд РФ
Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствуют международной практике.
Организация современной системы пенсионного обеспечения в России началась с создания Пенсионного фонда РФ (ПФР) и ее перехода на накопительный принцип. Ее главная особенность состоит в том, что работник должен накапливать свою будущую пенсию самостоятельно на собственном индивидуальном счете в специализированной страховой компании. Участие государства при этом сводится к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений. При этом делается упор на возрастание инвестиционной заинтересованности пенсионных накоплений, которые должны оживить переходную экономику.
В настоящее время управление финансами пенсионного обеспечения в государственном масштабе осуществляет Пенсионный фонд России.
Основные функции Пенсионного фонда:
• сбор и аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов;
• организация работы по взысканию с лиц, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности, профессиональным заболеваниям;
• капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
• совместный с налоговыми органами контроль за поступлением страховых вносов в ПФР и за правильным и рациональным их расходованием;
• организация государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов;
• межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам пенсионного обеспечения, разработка договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
• изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР и внесение предложений по ее совершенствованию;
• научно-исследовательская работа в области государственного пенсионного страхования;
• проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного страхования.
Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию выступают:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
• работающие по трудовому договору или по договору гражданско - правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
• самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
• являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
• работающие за пределами территории РФ;
• являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
• иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.
Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию считается:
• страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
• страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
• страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
• социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок.
К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в РФ относятся:
• установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда РФ и порядка его исполнения;
• утверждение бюджета Пенсионного фонда РФ и отчета о его исполнении;
• определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
• определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;
• управление системой обязательного пенсионного страхования;
• обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РФ;
• определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
• осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.
Законодательством также установлены права и обязанности страховщика и страхователя.
Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.
В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений Центрального банка РФ на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:
• страховых взносов;
• средств федерального бюджета;
• сумм пеней и иных финансовых санкций;
• доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
• добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
Расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ имеет целевое назначение и средства фонда направляются на:
• выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
• доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
• финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
• иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ определяется в соответствии с законодательством РФ.