Материалы по обучению письму и чтению и введению в грамматику в Монтессори-группе детского сада

Материалы по обучению письму и чтению и введению в грамматику в Монтессори-группе детского сада

Расширение словарного запаса

Материал: наборы предметов, которые можно назвать одним общим понятием. Аналогично подобранные комплекты муляжей, мелких фигурок. Наборы карточек: на каждой изображен один предмет, а на одной, обобщающей, все те же самые изображения, только уменьшенные. Во всех этих материалах применяется цветовой код: красный - животные, зеленый - растения, синий -неживая природа, желтый - искусственные предметы. В соответствии с цветовым кодом на карточках сделаны рамки, подобраны коробочки и подносы.

Цель: расширение словарного запаса, выстраивание иерархической системы понятий.

Презентация 1

1.Учитель предлагает ребенку перенести на стол корзинку с фруктами.

2.По одному достают фрукты из корзинки и тщательно их обследуют. осматривают, ощупывают, нюхают, пробуют.

3.Важно, чтобы ребенок получил максимум ощущений от разных органов чувств.

4.Ребенок говорит те названия фруктов, которые он знает.

5.Те названия, которые неизвестны ребенку, вводятся с помощью трехступенчатого урока.

6.Сенсорные впечатления связываются со словом.

7.После того, как ребенок может назвать каждый фрукт в корзинке, учитель вводит обобщающее понятие: «Это все - фрукты».

Презентация 2

1.Учитель выкладывает перед ребенком карточки из набора по одной и просит сказать, что изображено на каждой.

2.С незнакомыми ребенку предметами проводится трехступенчатый урок.

3.Важно, чтобы ребенок не только узнал новое слово, но и связал это название с предметом, его внешним видом и функцией. Об этом можно поговорить с ребенком. Можно провести сопоставление картинок и реальных предметов, манипулировать с этими предметами в соответствии с их функциями.

4.Когда ребенок знает все названия, выкладывается обобщающая карточка и вводится обобщающее понятие.

Презентация 3

1. Учитель предлагает ребенку взять два набора карточек.

2. После того, как убедимся, что название каждого изображения и обобщающего понятия

ребенку знакомо, карточки перемешиваем и обобщающие карточки переворачиваем.

3. Предлагаем ребенку рассортировать карточки.

4. Переворачиваем обобщающие карточки и проверяем.

Дальнейшие упражнения:

1.Работа с другими наборами предметов, карточек.

2.Введение более узких и более широких обобщающих понятий: не просто посуда, а чайная посуда, кухонная посуда, столовая посуда; не только фрукты, овощи, ягоды, цветы, а растения.

3.Составление наборов «семей»: петух, курица, цыпленок.

4.Множественное число названий детенышей животных: ягнята, жеребята, щенки.

5.Названия групп животных: стадо, отара, стая, табун, прайд.

6.Названия жилищ животных: нора, берлога, гнездо.

7.Кто чем питается.

8.Названия способов движений разных животных.

9.Этапы развития разных животных, растений, человека.

10.10.Название частей: у дерева - ствол, корни, ветви, крона. (Для этой работы используются специальные карточки. Сначала выкладывается картинка с изображением соответствующего предмета, раскрашенного полностью. Затем такое лее изображение, но на нем раскрашена только одна какая-то часть, на следующей раскрашена другая часть п т.д.).

11.Глаголы - действия человека в разных ситуациях.

12.Эмоциональный словарь: грустит, удивляется, радуется и т.п.

Возраст:от 2,5 лет.

Контроль ошибок:учитель, старший ребенок.

Звуковые игры

Материал: коробочки с мелкими предметами, в названии которых есть определенный звук. В каждой коробочке должно быть не меньше двух предметов на каждую позицию звука: в начале слова, в середине и в конце. Ящичек с тремя отделениями для сортировки предметов по позиции одинакового звука.

Цель:

Прямая: рассортировать предметы в соответствии с позицией общего звука в их названии: в начале слова, в середине или в конце. Косвенная: научиться слышать отдельные звуки в слове, их порядок. Подготовка к письму.

Презентация

1.Учитель предлагает ребенку доставать предметы из коробочки по одному и называть их: квадрат, конь, корова, жеребенок, жук, танк, стакан, раковина, такса. ( Важно убедиться, что ребенок называет каждый предмет также, как и учитель. Если коня назвать лошадью, то это помешает услышать общий звук в словах. В этом случае надо либо договориться с ребенком, что это все-таки конь, либо убрать эту фигурку из работы. Набор предметов должен быть таким, чтобы во всех названиях нужный нам звук обозначался на письме «своей» буквой. Так. нельзя класть очки в расчете на то, что ребенок услышите этом слове первую о. Но и на звук а этот предмет класть тоже не стоит. Необходимо учитывать также разницу в звучании твердых и мягких согласных.) Называя слова, мы голосом выделяем общий звук. Важно, чтобы ребенок сам его обнаружил и назвал.

2.Учитель берет один из предметов, в названии которого общий звук находится в начале слова, и проговаривает это слово, акцентируя первый звук: «К-к-к-вадрат. Что ты слышишь в начале? Да, к. В этом слове к в начале». Учитель кладет квадрат в первое отделение ящичка для сортировки предметов. (Позиция звука в начале слова — самая простая для фонетического анализа. Первый звук легче выделяется в тех словах, где после него идет согласный. В слове конь, например, к сливается с последующим о. Нужны дополнительные усилия, чтобы услышать их по отдельности. На первых этапах работы для ребенка это трудно.)

3.Учитель берет следующий предмет. «К-к-к-орова. А здесь есть к? Где он? Тоже в начале? Тогда мы положим корову сюда же».

4.4. Жу-к-к-к. Здесь есть к? Где он? Тоже в начале слова? – Нет, в конце. – Тогда мы положим жука вот сюда. - Кладут предмет в последнее отделение ящичка для сортировки. (Звук в конце слова ребенку услышать труднее. Расположение отделений ящичка для сортировки предметов соответствует позиции звука: звук в конце слова отделение в конце ящичка).

5.5. Та-к-к-к-са. Здесь есть к? Где он? Тоже в начале слова? В конце? – Нет, в середине. – Тогда мы положим таксу вот сюда. – Кладут предмет в среднее отделение ящичка для сортировки. (Позиция звука в середине слова – самая сложная для фонетического анализа.).

6.Аналогично работают с остальными предметами, сортируя их в соответствии с позицией звука к в их названиях: в начале слова, в конце или в середине.

7.Учитель еще раз повторяет названия всех предметов, акцентируя в них общий звук. Спрашивает ребенка: «Какой одинаковый звук есть в этих словах?»

Дальнейшие упражнения:

1.Самостоятельная работа ребенка с другими коробочками. При этом ребенку необходимо начать работу с п.7 презентации.

2.Предложить ребенку назвать другие слова, в которых есть тот же звук. Определить, стоит он в начале слова, в середине, в конце.

3.Групповая игра в «лукошко». По кругу передается «лукошко», каждый из участников игры «кладет» в него предмет, который начинается (заканчивается) на определенный звук или в названии которого есть этот звук.

4.Сортировать предметы по первому звуку в их названиях: например, в одно отделение ящичка для сортировки кладут предметы на к, в другое – на м, в третье – на а.

5.Сортировка предметов по первому звуку в их названии для детей, знающих буквы, может выглядеть иначе. Ящичек (или коврик) для сортировки с большим количеством ячеек. На каждой ячейке написана буква. Предметы сортируются по первому или последнему звуку в ячейки соответственно написанной букве.

6.Выстраивание из предметов звуковых цепочек: выстраивать предметы друг за другом так, чтобы последний звук в названии одного предмета совпадал с первым звуком в названии следующего предмета.

Возраст: с 3 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.

Рамки для штриховки

Материал:

1.10 квадратных металлических рамок розового цвета, 14х14 см. В каждой есть отверстие в форме одной из геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, пятиугольник, круг, эллипс, овал, криволинейный треугольник, цветок из четырех полукругов. В отверстие вставлен металлический вкладыш синего цвета. В центре вкладыша есть небольшая ручка-кнопка, за которую его можно вынимать. Рамки по 5 штук лежат на металлических подставках синего цвета: на одной подставке – пять многоугольников, на другой – пять криволинейных фигур.

2.Цветные стаканчики для карандашей. В каждом по три хорошо отточенных карандаша, цвет которых соответствует цвету стаканчика.

3.Ящик с листами бумаги того же размера, что и рамки.

4.Три подкладки для бумаги из плотного, но не твердого материала.

5.Подставки для трех карандашей.

6.Подносы.

Предполагается, что с материалом могут одновременно заниматься трое детей (с разными рамками). Поэтому в каждом стаканчике потри карандаша; три подкладки для бумаги и т.д.

Цель:

Прямая: обвести отверстие в рамке и вкладыш, заштриховать.

Косвенная: подготовка руки к письму, умение держать карандаш.

Презентация

1.Учитель просит ребенка взять поднос и кладет на него все, что необходимо для работы: рамку с вкладышем, подкладку для бумаги, листок бумаги, подставку для трех карандашей, три карандаша: розовый, синий, третий -по желанию ребенка. Поднос относят на стол. (Первой для работы обычно берут рамку с квадратом. На этой фигуре можно хорошо проработать весь процесс, включая обведение углов. Она проще других многоугольников. Для презентации лучше взять два карандаша, соответствующих по цвету рамке и вкладышу, третий может быть любым. В последующем при самостоятельных упражнениях ребенок будет брать те карандаши, какие ему захочется.).

2.Учитель кладет на стол сначала подкладку для бумаги, сверху точно на нее кладет листок, потом – рамку. Тщательно выравнивает все края и углы. (Поэтому важно, чтобы все они были одного размера.)

3.Берет розовый карандаш, демонстрирует ребенку совпадение его цвета с цветом рамки. Затем показывает, как правильно взять карандаш для письма. (Есть несколько способов показа. Можно взять карандаш левой рукой за не пишущий конец, потом медленно и тщательно взять его снизу возле грифеля большим и средним пальцами правой руки, и только после этого опустить сверху указательный палец. А можно поставить карандаш вертикально грифелем вниз, тремя пальцами правой руки взяться за верхний его конец и проскользить ими вниз, почти до грифеля. Пальцы при этом займут нужную позицию. Очень удобны для работы специальные трехгранные карандаши. Можно использовать и трехгранные насадки, которые помогают ребенку точно поставить пальчики.)

4.Левой рукой тщательно прижимает рамку: большой палец вдоль нижней стороны, а четыре остальных – вдоль левого края рамки. (Также держали доски для ощупывания и шероховатые таблички.)

5.Ставит острие карандаша в левый нижний угол отверстия. (Поэтому лучше для презентации выбрать фигуру с углами: легче зафиксировать точку начала, обводки.).

6.Медленным движением, задерживаясь в углах, но не отрывая карандаша от бумаги, обводит отверстие по часовой стрелке. (Также обводили рамки и вкладыши геометрического комода.)

7.Кладет на подставку карандаш, убирает рамку. На бумаге остался розовый контур квадрата.

8.Тремя пальцами правой руки берет за кнопку вкладыш, накладывает его точно на нарисованный квадрат.

9.Берет синий карандаш, демонстрирует совпадение цвета карандаша и цвета вкладыша, снова показывает, как правильно взять карандаш для письма.

10.Тремя пальцами левой руки тщательно прижимает вкладыш к бумаге.

11.Ставит острие карандаша возле левого нижнего угла вкладыша.

12.Медленным движением, задерживаясь на углах, но не отрывая карандаша от бумаги, обводит вкладыш по часовой стрелке. (Вкладыш обводить труднее, карандаш стремится в углах продолжить движение по инерции, и получаются «хвосты». Когда обводим вкладыш, становится понятно, почему важно начинать с левого нижнего угла: если начать с другой точки, то не удастся обвести вкладыш, не отрывая карандаша от бумаги.)

13.Кладет на подставку карандаш, убирает вкладыш. На бумаге остался двойной контур квадрата: розовый в середине, а синий вокруг него. Если работа была проделана тщательно, то между контурами везде одинаковое расстояние. (Это интересно: синий вкладыш помещается внутри розовой рамки, а розовый контур, наоборот, оказывается внутри синего.).

14.Берет третий карандаш, еще раз показывает, как нужно его правильно взять для письма.

15.Левой рукой прижимает бумагу (аналогично п.4).

16.Ставит острие карандаша в левый нижний угол розового контура.

17.Заштриховывает квадрат медленными тщательными движениями, зигзагообразной линией от нижней до верхней стороны, не отрывая карандаша от бумаги. Заканчивает штриховку в правом нижнем углу квадрата.

Материалы по обучению письму и чтению и введению в грамматику в Монтессори-группе детского сада - student2.ru

18.Учитель говорит ребенку: «Эту работу сделала я. Я напишу свое имя и сегодняшнее число. А ты можешь сделать свою работу. Для этого нужно взять еще листок бумаги». (Ребенок еще не знает букв и не умеет писать свое имя. Сначала он просит взрослого иди кого-нибудь из старших ребят сделать это, на очень быстро научается «срисовывать» хотя бы первую букву своего имени.)

Дальнейшие упражнения:

1.Самостоятельный повтор работы ребенком.

2.Работа с другими рамками.

3.Разные варианты штриховки. (Возможны самые разные варианты штриховки: Комбинация разных видов штриховки и разного цвета линий.).

4.Наложение вкладыша с поворотом. (Для этого и следующего упражнений используется бумага большего размера: 20x20 см и такого же размера подкладка.)

5.Комбинация разных рамок и вкладышей.

6.Штриховка фломастерами, акварельными карандашами, красками. (Нужно помнить, что при использовании кисточки рука работает иначе, чем при письме.).

7.Штриховка различных контурных рисунков.

8.Штриховка вырезанных контурных фигур. (Край бумаги для многих детей является более наглядной границей, чем просто контур рисунка, и им легче ориентироваться.).

9.Вырезание и наклеивание заштрихованных фигур, изготовление узоров.

Возраст: от 3 лет.

Контроль ошибок: один контур точно внутри другого. Линии штриховки не выходят за контур.

Шероховатые буквы

Материал: деревянные или картонные таблички с наклеенными буквами из песчаной бумаги. Буквы письменного шрифта, строчные, без наклона. Толщина линий букв – 2 см. Высота букв, не имеющих надстрочных и подстрочных элементов- 6 см. Согласные буквы наклеены на синие таблички, гласные - на красные, твердый и мягкий знаки - на белые. Все таблички с буквами стоят в одном ящике.

Цель:

Прямая: Знакомство с графическими символами для обозначения звуков речи.

Косвенная: Подготовка к письму.

Презентация

1.Учитель выбирает из ящика три таблички и предлагает ребенку на подносе отнести их на стол. (Для одновременной презентации лучше выбрать буквы, контрастные по написанию и по звучанию. Начинаем с наиболее часто употребляемых в русском языке букв, чтобы ребенок быстрее мог перейти к составлению слов из подвижного алфавита.).

2.Учитель берет одну из табличек и показывает ребенку, как нужно ее придерживать на столе левой рукой: большой палец вдоль нижней стороны таблички, а четыре остальных - вдоль левой стороны. (Для ребенка такой способ уже знаком. Так же придерживали доски для ощупывания, шероховатые таблички и рамки для штриховки.)

3.Демонстрирует два пальца правой руки (указательный и средний), которыми будут обводить букву. (Эти пальцы постоянно работали в упражнениях с сенсорными материалами, ребенок привык действовать ими.)

4.Медленно обводит букву, точно так, как она пишется, задержавшись в самом начале и обратив внимание ребенка на то место, откуда ее начинают обводить. (Очень важно, чтобы ребенок освоил верное движение, потом он его будет повторять при письме. Иногда на табличку с буквой наносят дополнительные знаки: точку в начале и стрелочки в направлении обводки. Это нежелательно, так как зрительный образ буквы становится менее отчетливым.)

5.Предлагает повторить ребенку. (У ребенка этого возраста еще недостаточно развито зрительное восприятие сложных форм, какой является буква. У взрослого человека глаз при восприятии движется по контуру предмета, как бы ощупывая его. Движение глаз ребенка хаотично. Поэтому дети часто не замечают мелких деталей. Когда ребенок обводит букву, он помогает своему зрительному восприятию: глаз следит за рукой и лучше воспринимает форму буквы.).

6.Называет звук, который обычно обозначает эта буква. Просит ребенка назвать слова, в которых есть этот звук. (Для ребенка соединяются вместе несколько разных ощущений: слуховое – звук, зрительное – буква, тактильное – шероховатая поверхность, мускульное – движение обводки. Мы произносим не алфавитное название буквы, а звук, который она обозначает в сильной позиции. Так ребенок связывает графический символ со звуком. Он понимает, что определенный звук, который можно услышать в разных словах (работа с фонетическими коробочками), обозначается этим символом.).

7.Повторяет пп.2-6 с другими буквами. (Это была первая ступень трехступенчатого урока.)

8.Учитель просит ребенка обвести названные буквы: «Обведи, пожалуйста, «а». Положи ее на край стола». (Вторая ступень. Очень важно каждый раз обводить букву. Иногда дети могут зрительно не узнавать ее, а с помощью руки «видят».)

9.Третья ступень. Ребенок сам называет буквы, указанные учителем: «Обведи, пожалуйста, эту букву. Какая это буква?». (Если говорить строго, то подобный вопрос не вполне корректен, т.к. мы просим ребенка назвать не букву, а звук, который она обозначает. Но на данном этапе не стоит разбираться с ребенком в разнице понятий «звук» и «буква».).

Дальнейшие упражнения:

1.Работа с закрытыми глазами.

2.2. Знакомство с другими буквами. Обычно для трехступенчатого урока берутся каждый раз по три буквы. Если ребенок трудно запоминает новое, то одна или даже две из них могут быть уже знакомы, и только одна буква – новая. (Для удобства работы полезно иметь рядом с этим материалом перечень, какие буквы уже были презентованы ребенку. Это могут быть отдельные карточки на каждого ребенка или общий список, в котором против фамилии ребенка пишется весь алфавит. После презентации соответствующая буква подчеркивается, а когда она усвоена – обводится.).

3.Написание изученной буквы на подносе с песком или манкой. (Ребенок готовится к письму на бумаге. Здесь очень легко исправлять неудачно написанную букву: после легкого встряхивания подноса материал снова готов к работе.)

4.Написание изученной буквы на доске для письма – мелом или мокрым пальцем, кисточкой. (Доски расчерчены для письма. Ребенок не только тренируется в повторении очертаний буквы, но и учится размещать ее на строке.)

5.Написание буквы карандашом или ручкой на листе бумаги. (Это не тренировка в письме букв, это результат. Очень удобно вписывать букву в квадратный листок бумаги, затем сворачивать листок в четыре раза и вписывать буквы в каждую клеточку, потом – в 16 раз. Так, постепенно уменьшая размер клеточки, можно побудить ребенка уменьшать размер написанных букв.).

6.Написание буквы карандашом или ручкой в тетради для письма. (Детям нравятся тетради небольшого формата с увеличенной шириной строки.)

7.Знакомство со складами. Учитель соединяет вместе две таблички с уже знакомыми ребенку согласной и гласной буквой, обводит их и называет: «Это ла. В каких словах слышится ла?» (Это упражнение становится особенно важным с йотированными гласными я, ё, е, ю. Когда они стоят после согласных, то .меняется звучание обеих букв: согласный звук смягчается, выпадает звук [й'].).

8.Шероховатые слова. Таблички с наклеенными на них простыми словами из песчаной бумаги. Ребенок обводит все слово и прочитывает его. Можно работать с закрытыми глазами. (Это упражнение может проводиться только тогда, когда ребенок уже начал читать.).

9.Заглавные буквы. Ящик с синими и красными табличками, на которых наклеены шероховатые заглавные буквы. Вводятся, когда ребенок начинает составлять предложения или имена собственные. Вводятся аналогично строчным буквам, проводится сопоставление строчной и заглавной.

Возраст: с 3,5 лет.

Контроль ошибок: контраст шероховатой буквы и гладкой поверхности таблички при обведении буквы; взрослый, старший ребенок.

Подвижный алфавит

Материал: буквы, вырезанные из пластика, соответствующие по форме и размерам шероховатым буквам. Согласные – синие, гласные – красные. Буквы лежат в лотках с ячейками, в каждой ячейке – по несколько экземпляров одной буквы. Коврик с нашитыми строчками аналогично строчкам в тетрадях для первоклассников.

Цель: научиться составлять слова из букв. Подготовка к письму.

Презентация

1.Учитель говорит ребенку: «Посмотри, это подвижный алфавит. Это тоже буквы, из них можно составлять слова. Слова составляют вот на этом коврике. Постели его, пожалуйста». (Можно использовать обычный коврик, а строчку на нем выкладывать шнурком.)

2.Учитель просит ребенка взять на поднос те буквы, которые он уже знает, и назвать их. (Если ребенок не узнает знакомых букв, можно провести сопоставление с подвижным алфавитом: наложить буквы подвижного алфавита на шероховатые так, чтобы они полностью совпали.)

3.Поднос с буквами относят на коврик, буквы выкладывают вверху в ряд так, чтобы каждая была хорошо видна ребенку. (В последующем при самостоятельной работе ребенка, знающего значительное количество букв, можно приносить на ковер все лотки с буквами, не выкладывая предварительно их на поднос.)

4.Учитель говорит ребенку: «Давай мы с тобой составим из этих букв слово слон». (Учитель сразу называет слово, которое будут составлять. Это очень важное отличие письма от чтения: прежде чем. написать, слово надо задумать. Идея, понятие у пишущего человека появляется раньше графического изображения – у читающего происходит обратное. Чтобы для ребенка данная работа была аналогична письму, а не чтению, он должен заранее знать, какое слово сейчас будет составлено. Для работы выбирается простое слово, которое можно составить из знакомых ребенку букв. Важно, чтобы все звуки этого слова обозначались «своими» буквами, т.е. чтобы не было фонограмм – расхождения между написанием и звучанием.)

5. Слон – что ты слышишь в начале: с-с-с-лон! (Выделение звуков в слове – знакомая для ребенка работа, он умеет это делать.)

6.«Да, первой слышится с. А у нас здесь есть с?» — учитель предлагает ребенку выбрать нужную букву. «Положим ее сюда» — учитель кладет букву в начале строки, обращая внимание ребенка на ее положение между линиями. (Ребенок умеет сопоставлять звук и его графическое изображение. Но здесь он впервые сталкивается с взаимным расположением букв на строке. Это особенно важно для букв с надстрочными и подстрочными элементами.).

7.«С-л-л-л-он – что ты слышишь после с!... Есть у нас здесь л? » — учитель кладет рядом с первой следующую букву.

8.Учитель проводит пальцем вдоль выложенных рядом букв, как бы прочитывая их, и одновременно проговаривает то слово, которое составляют: «Сл-о-о-о-о-н – что ты слышишь после л? ... Где здесь o?... Клади ее сюда».

9.Аналогично п.8: «Сло-н-н-н – что ты слышишь после o? ... Где здесь н? ... Клади ее свода». (Каждый раз, повторяя слово, учитель одновременно проводит вдоль уже выложенных букв, как бы прочитывая их, и, задерживая палец на том месте, куда надо будет положить следующую букву, тянет соответствующий звук.)

10.Учитель прочитывает все слово, проводя пальцем вдоль выложенного ряда букв. (Ребенка на данном этапе работы не просят прочитать слово – он еще не умеет читать, он только учится писать. Конечно, он сможет назвать то слово, которое только что выложил вместе с учителем, но это не будет чтением: он заранее знал это слово, а не узнал его в процессе прочтения.)

11.Теперь можно выложить другие слова.

Дальнейшие упражнения:

1.Упражнения в составлении разных слов без фонограмм. Можно иметь набор фигурок и картинок, в названиях которых нет расхождений между звуками и буквами, для того, чтобы ребенок составлял эти слова.

2.Работа с подвижным алфавитом №2. Буквы этого алфавита мельче, все одного цвета, с соединениями.

3.Запись составленных слов в тетрадь.

4.4., Добавляя, убирая или заменяя по одной букве в уже составленном слове получать новые слова: мак — рак, сук — сок — сор, рот — крот.

5.Игры типа «типографии»: из букв, входящих в составленное слово, составляют другие слова: барабан — бар, баран, баба, рана, раба.

6.Составление слов с трудностями (звук обозначается не «своей» буквой) из алфавита двух цветов. При этом трудность выкладывается другим цветом: корова. (Обычно проводится, когда ребенок уже читает простые слова и переходит к чтению слов с фонограммами.).

7.Работа с печатным алфавитом. Из него можно выкладывать не только слова, но и предложения. Предварительно проводится сопоставление различных вариантов начертания буквы: письменный строчный, письменный заглавный, печатный строчный, печатный заглавный; а также знакомство со знаками препинания.

Возраст: с 3,5-4 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.

Чтение

Раздел «Чтение» построен в Монтессори-группе 3-6 в виде четырех серий материалов.

Их принято обозначать цветами – розовая, зеленая, голубая и белая. Материалы каждого цвета соответствуют определенному уровню трудностей при чтении.

Розовая– чтение без трудностей, каждая буква в слове произносится так, как написано.

В зеленой серии добавляются слова с йотированными гласными после согласной ( е, ё, ю, я). Поэтому внутри зеленой серии – четыре линии материалов, отдельно на каждую из этих гласных.

Голубая серия позволяет ребенку научиться читать с пониманием слова, в которых есть трудности для чтения ( безударные Ои Ев корне, непроизносимые согласные в корне, оглушенные В-Ф, Б-П, Д-Т, З-С, Г-К,сочетания ЖИ и ШИ,разделительный ЬиЪ, Ьв конце слова, окончания -ТСЯи–ТЬСЯ)В голубой серии мы придерживаемся правила: одна трудность за одну презентацию. . Поэтому внутри голубой серии есть линии материалов на каждую трудность.

Белаясерия нужна для упражнений в тотальном чтении – когда в одном слове может быть несколько разных трудностей.

Все серии состоят из одинаковой последовательности материалов, позволяющих пошагово переходить от конкретного к абстрактному. В каждую серию входят:

1. Материал для интуитивного чтения. (Предмет, название которого надо прочитать – перед глазами, слово появляется побуквенно)

2. Чтение с предметами из окружающей среды. (Предмет где-то рядом, но он не виден, догадаться нельзя, надо прочитать. Сначала побуквенно, потом все слово целиком).

3. Карточки для чтения с классификацией. (Картинки перед глазами, но среди них могут встречаться и те, названия которых ребенок узнает, только прочитав подписи. Т.е. происходит самостоятельное расширение словарного запаса с классификацией).

4. Списки слов. (Еще более абстрактный материал. Картинка – только для первого слова, слова никак не связаны по смыслу, вперемешку разные части речи.)

5. Задания. ( Объектом чтения становится предложение.)

6. Книжечки. ( Короткие, доступные для понимания тексты с картинками).

В белой серии также есть ОПРЕДЕЛЕНИЯ,материал для освоения способов работы с текстом.

Презентация

1.Поднос с материалом переносится на стол.

2.Ребенок по одному достает предметы из коробочки и называет их. Предметы выкладываются на столе друг под другом. (Нужно убедиться, что ребенок знает названия всех предметов в коробочке и что он все их называет так, как было задумано взрослым. К примеру, в коробочке есть фигурка быка. «Бык» — простое слово, без трудностей при чтении. Ребенок же может посчитать, что это корова или теленок, а эти слова содержат трудности. В этом случае мы либо договариваемся с ребенком о том., чья лее это все-таки фигурка, либо убираем ее из работы.)

3.Учитель берет листок бумаги и карандаш и говорит ребенку: «Смотри, что я сейчас буду писать». Пишет первую букву названия первого предмета. Ребенок называет ее. (Ребенок еще не умеет читать, но он знает буквы и может назвать каждую.)

4.Учитель пишет следующую букву. Предлагает ребенку назвать ее. Затем он просит ребенка назвать две буквы вместе, назвать их быстрее, протянуть каждую букву, соединить их. Работа дальше происходит аналогично. (Ребенок каждый раз видит только одну новую букву. Он присоединяет ее к написанным ранее. При этом не требуется предварительное разделение слова на слоги. Ребенок не читает сначала первый слог, потом второй, третий.. Фактически, он читает слово сразу так, как читают его умеющие читать люди: последовательно прочитывая каждую букву и присоединяя ее к предыдущим.)

5.Каждую следующую букву ребенок присоединяет к прочитанным до этого, соединяя вместе написанную часть слова, как бы «нанизывая» буквы друг на друга. После написания последней буквы он прочитывает все слово целиком. (Здесь происходит «озвучивание» букв и слияние их в один звуковой комплекс — слово. Этому при первом чтении может помочь догадка: все предметы, названия которых пишет взрослый, находятся перед ребенком.)

6.«Ты уже понял, какое слово здесь написано? У нас есть этот предмет? Где он?» Карточку с написанным словом кладут справа от предмета. (Помимо того, чтобы правильно произнести и соединить все буквы, ребенку нужно наполнить смыслом то сочетание звуков, которое он произнес. Это самый сложный момент в чтении. Поэтому взрослый сам не повторяет прочитанное ребенком слово, а просит его указать на названный этим словом предмет.)

7.Аналогично пишут и прочитывают названия всех остальных предметов, раскладывают карточки рядом с ними. (При этом ребенок не столько прочитывает каждое слово, сколько догадывается, что должно быть написано, поскольку пишутся по порядку названия всех предметов, находящихся перед глазами ребенка. Фактически ребенок знает, какое слово пишет взрослый и благодаря этому учится соединению букв в слово.)

8.Собирают и перемешивают фигурки. Прочитывают последовательно каждое слово, находят соответствующий предмет и кладут его рядом. (Это тренировка в собственно чтении. Ребенок вряд ли запомнил по порядку все слова, но набор слов небольшой, и тут тоже еще велика роль догадки.)

9.Собирают карточки и перемешивают их. Последовательно прочитывая все карточки, ищут ту, которая соответствует первому предмету. Потом второму и т.п. Подкладывают их к соответствующим предметам. (Дальнейшая тренировка в чтении. Ребенку приходится прочитывать большее количество карточек, прежде чем он найдет нужную.)

10.Собирают все карточки, складывают стопочкой, делают к ним красивую обложку, сшивают степплером и говорят ребенку: «Это первая книжка, которую ты сам прочитал. Ты можешь отнести ее домой и рассказать об этом маме». (Чтение – это очень трудный для ребенка процесс, поэтому нужно постоянно заботиться о мотивации ребенка к этой тяжелой для него работе.)

Дальнейшие упражнения:

1.Повтор работы с этим же набором предметов.

2.Повтор работы с другим набором предметов.

3.Самостоятельное прочитывание ребенком заранее подготовленных взрослым карточек с названиями предметов. (При этом ребенок видит сразу целое слово, а не процесс его возникновения из отдельных букв.)

Возраст: от 4 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.

Презентация

1.Учитель на листочке пишет название какого-либо предмета окружающей среды, не содержащее трудностей в чтении. Ребенок называет по очереди каждую написанную букву.

2.Учитель побуждает ребенка прочитать все слово целиком. (Здесь ребенку невозможно догадаться, что же собирается написать учитель. Ему необходимо именно прочитать.)

3.«Что получилось? Ты знаешь, что это? А у нас в группе это есть?» (И опять учитель старается не произносить написанного слова. Услышанное ребенком слово доступнее для понимания, чем то, которое он прочитывает сам.)

4.Листок с прочитанным словом кладется к соответствующему предмету.

Дальнейшие упражнения:

1.Повторение работы с этими же и другими словами.

2.Прочитывание ребенком заранее подготовленных взрослым карточек с названиями предметов окружающей среды. (Подготовленные для этого упражнения карточки могут иметь веревочки, за которые их можно вешать, прищепки или булавки, с помощью которых подписи прикрепляют к соответствующим предметам. Для карточек из розовой серии лучше сделать розовые веревочки.)

Возраст: от 4 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.

Чтение с классификацией

Материал: набор карточек с изображением предметов, относящихся к одному классу. На каждой карточке изображен один предмет, на обобщающей карточке – все эти предметы. Под картинкой написано название изображенного предмета. В названиях не должно быть трудностей в чтении. Картинка от подписи отделена двойной черной полосой. Вся карточка имеет розовую кайму (серия для чтения без трудностей). Это контрольная карточка. Каждая контрольная карточка имеет пару: точно такую лее рабочую карту. У нее подпись отрезана от картинки так, что на каждой части осталось по одной черной

Наши рекомендации