Финансирование мероприятий поддержания
БЕЗОПАСНОСТИ БЮДЖЕТОМ
Обеспечение безопасности работающих – государственная задача, поэтому федеральный бюджет участвует в финансировании мероприятий поддержания безопасности. Это финансирование заключается в содержании всех надзорных органов, а также лабораторий, испытательных площадок, станций и тому подобных учреждений, обеспечивающих поверку приборов, освидетельствование оборудования, проведение анализа жидкостей, газов, материалов и др. Заключение о качестве и пригодности к использованию материалов, конструкций и других элементов позволяет обеспечить безопасность или по прочности, или по безвредному химическому составу, или по пожарной безопасности, или по другим опасным и вредным факторам. Для учреждений, находящихся в федеральном ведении, финансирование безопасности заключается, кроме перечисленных, во включении в статьи «Капитальный ремонт» и «Текущий ремонт» расходов на обеспечение пожарной безопасности и охранной сигнализации, а также расходов на проверку безопасности зданий и сооружений. Региональные бюджеты финансируют мероприятия обеспечения безопасности в учреждениях, подведомственных регионам. Это – учреждения образования, здравоохранения и т.д. Содержание органов управления безопасности, финансирование мероприятий пожарной безопасности, личной безопасности, безопасности зданий и учреждений, обучение руководителей и специалистов – все это производится из регионального бюджета. Кроме того, из этих же средств финансируются целевые и комплексные проверки, а также проверки выполнения законодательных и нормативных актов в подведомственных учреждениях. Муниципальные бюджеты финансируют мероприятия по обеспечению безопасности в учреждениях и организациях, подведомственных муниципалитетам по той же схеме, что и региональный бюджет.
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ИЗ СРЕДСТВ ФОНДА
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Все предприятия, организации, учреждения, фирмы в зависимости от числа работающих и их заработной платы отчисляют социальный налог, часть которого аккумулируется в Фонде социального страхования. Часть денег Фонда социального страхования по решению Правительства РФ направляется на поддержание безопасности учреждений, организаций, предприятий, при этом суммы финансирования безопасности для каждого учреждения, организации, предприятия, пропорциональны выплаченным суммам налога. Именно в определении сумм финансирования мероприятий обеспечения безопасности за счет Фонда социального страхования учитываются затраты Фонда на оплату больничных листов лечения работающих на предприятии после травмы. Сумма выплат по больничным листам на лечение травм вычитается из сумм, причитающихся учреждению, организации, предприятию на мероприятия по поддержанию безопасности из Фонда социального страхования. Средства из Фонда социального страхования, выделенные учреждению, предприятию, организации на обеспечение безопасности, могут расходоваться:
- на периодические медицинские осмотры работающих;
- аттестацию рабочих мест;
- приобретение средств индивидуальной защиты работающих.
Периодический медицинский осмотр работающих является мероприятием, направленным на предупреждение профессиональных заболеваний, поэтому работодатель заинтересован в том, чтобы все группы работающих, а особенно – работающих в условиях действия вредных производственных факторов, своевременно их проходили.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
РАБОТОДАТЕЛЕМ
Работодатель является основным действующим лицом в обеспечении безопасности работающих. В первую очередь, именно работодатель строит защиту работающих от опасных и вредных производственных факторов. Исходя из требований безопасности приобретается, изготовляется оборудование, обеспечивающее безопасность работников. Особое внимание безопасности должно быть уделено при модернизации оборудования, т.к. за время эксплуатации существующих технических устройств техника развивалась и, как правило, устройств, обеспечивающих безопасность людей, за это время было разработано, испытано и выпущено немало. Очевидно, что все средства безопасности стоят денег, и оборудование, обладающее более высоким уровнем безопасности, будет дороже. Работодатель, ответственно относящийся к требованиям Конституции РФ и учитывающий рост страховых выплат при наличии травм или гибели работников, идет на эти расходы, обеспечивающие большую безопасность сотрудников.
Из этих же соображений исходит работодатель и при выборе технологических процессов. Совершенно аналогично, более безопасный технологический процесс стоит дороже, однако рост страховых выплат при наличии травм, гибели или профессиональных заболеваний подвигает работодателя на приобретение или разработку более дорогого, но и более безопасного технологического процесса.
Известно, что абсолютно безопасного оборудования не существует. Поэтому в систему безопасности включаются средства индивидуальной защиты (СИЗ), которые дополняют технические средства защиты. Поскольку денежных средств Фонда социального страхования на все необходимые СИЗ недостаточно, работодатель обязан приобрести сертифицированные СИЗ исходя из количества рабочих мест, числа работающих и отрасли производства в соответствии с отраслевыми справочниками СИЗ и отраслевыми нормами обеспечения СИЗ.
Вторым направлением финансирования безопасности работодателем является содержание в штате предприятия, учреждения, организации органа управления безопасностью – Департамент, управление, отдел охраны труда или охраны труда и промышленной безопасности для опасных производственных объектов, а также инженеров охраны труда для организаций, учреждений, предприятий с небольшим числом работающих.
Третье направление финансирования безопасности работодателем состоит в финансировании аттестации рабочих мест на те суммы, которые превышают выделенные Фондом социального страхования средства на эти цели.
Четвертое направление финансирования безопасности представляет собой оплату проведения профилактических работ, поверку приборов, средств защиты, периодического освидетельствования объектов надзора, проверку сопротивления заземления, планово-предупредительных ремонтов и т.п. Сюда же входит финансирование целевых и комплексных проверок оборудования по вопросам безопасности, а также проверок выполнения законодательных и нормативно-правовых актов по условиям труда.
Пятое направление финансирования безопасности связано с финансированием безопасных условий труда и включается, как правило, в сметы расходов на текущий и капитальный ремонты зданий и сооружений. Оно включает в себя экспертизу состояния зданий, сооружений и их элементов, устройство пожарной и охранной сигнализации, систем пожаротушения, систем эвакуации и т.п. Кроме того, здесь же финансируются, исходя из профиля предприятия, организации, устройство душевых, комнат отдыха, комнат для переодевания, гардеробов и других помещений и другого оборудования, предусмотренного СанПиНами, отраслевыми нормами и отраслевыми правилами. На эту же статью относится устройство помещений для обогрева в случае, если работа ведется на открытом воздухе в зимнее время, и помещений (комнат) отдыха для работающих в жарком климате.
Шестое направление финансирования безопасности работодателем заключается в финансировании периодических медицинских осмотров сверх сумм, выделенных Фондом социального страхования на эти цели.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каналы финансирования охраны труда.
2. Какие затраты на охрану труда производятся за счет бюджета?
3. Какие затраты на охрану труда производятся за счет работодателя?
4. Какие затраты на охрану труда производятся из Фонда социального страхования?
5. Какие расходы на охрану труда относят к Федеральному бюджету?
6. Какие расходы на охрану руда несет региональный бюджет?
7. Какие расходы на охрану труда должен нести муниципальный бюджет?
ГЛАВА 28. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ