Экономическая политика государства
Одной из основных целей экономической политики государства является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста, обеспечение воспроизводственных процессов в национальной экономике и ликвидацию социальных диспропорций. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств (рис.2) в рамках четко определенных приоритетов
Рисунок 2- Повышение эффективности бюджетных расходов
Повышение эффективности бюджетных расходов (рис. 2), прежде всего, связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. Все составляющие реформы бюджетной системы являются взаимосвязанными, и достижение максимально положительного результата возможно только при одновременно успешном и последовательном осуществлении реформирования государственного сектора в целом.
Задачами и целями бюджетного процесса являются: организация формирования, распределения и использования бюджета - централизованного фонда денежных средств; выявление возможных резервов поступления ресурсов в собственность публично-правовых образований для реализации функций государства на различных уровнях; эффективное распределение бюджетных ресурсов между различными субъектами в целях обеспечения функционирования государства; контроль за движением бюджетных средств от момента их формирования до момента использования; исключение нецелевого использования средств и др. В соответствии с действующим законодательством, бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. [4]
3.1 Сбалансированность бюджета
Сбалансированность бюджета имеет особое социально-экономическое значение. Несбалансированность даже небольшой части региональных бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе бюджетного финансирования, порождает неплатежи у хозяйствующих субъектов. [5]
В сложившейся экономической ситуации управление сбалансированностью региональных бюджетов становится неотъемлемой частью бюджетной политики любого субъекта РФ, а применение и комбинация методов по ее обеспечению приобретает новое значение.
В основе всех методов сбалансированности бюджетов лежит балансовый метод. В практике под балансом обычно понимается система взаимоувязанных, взаимообусловленных расчетов и показателей. Процесс разработки любого баланса состоит в согласовании двух противоположных сторон - прихода и расхода, ресурсов и их использования. Но нельзя сводить балансовый метод только к сторонами экономических явлений. Балансовый метод является методом выявления и обеспечения всех экономических пропорций и связей, существующих в обществе. [2]
В экономической литературе приводятся различные методы обеспечения сбалансированности бюджета1. [ЗА1] Предлагаемая классификация методов сбалансированности бюджета позволяет, в зависимости от содержания задачи управления бюджетными средствами, выбрать наиболее рациональные с точки зрения затрат и качества решения поставленной задачи (см. табл. 1). [5]
Исходя из первого классификационного признака, управление сбалансированностью бюджетов субъектов и местных бюджетов включает следующие этапы:
1. Определение предпосылок формирования бюджетного дефицита;
2. Если имеет место дефицит (профицит) - определяется величина дефицита (профицита) и ее расчет;
3. Выбор источников финансирования дефицита бюджета в зависимости от вида дефицита; решение вопроса об использовании профицита.
4. Планирование расчетных величин источников финансирования дефицита бюджета;
5. Расчет расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга;
6. Осуществление мероприятий по привлечению источников финансирования дефицита бюджета (заключение кредитных соглашений); осуществление мероприятий по размещению средств (при профиците);
7. Использование источников финансирования дефицита бюджета;
8. Оценка результативности и эффективности привлечения источников финансирования дефицита (размещения средств при профиците). [1]
Классификация методов сбалансированности бюджетов субъектов РФ