Методы сбалансированности бюджета

Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов, представлены основные методы достижения сбалансированности (см. таблица 1).

Таблица 1- Классификация методов сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Признак классификации Методы
Состояние бюджета применяемые при дефиците применяемые при профиците.
Применение на стадиях   применяемые на стадии планирования бюджетного процесса применяемые на стадии исполнения
Влияние на стороны бюджета влияющие на расходы
Период воздействия на бюджет краткосрочные, действующие в течении текущего периода
Форма воздействия прямые, косвенные
Зависимость от полномочий применяемые органами власти субъекта
Органов власти Применяемые при межбюджетном выравнивании
Зависимость от направлений применяемые при реализации инвестиционной реализуемой региональной политики
финансово-бюджетной политики применяемые при осуществлении политики в области расходов применяемые при реализации долговой политики политики и политики в области собственности.

К универсальным методам сбалансированности регионального бюджета, направленным на расходы относится секвестирование расходов2[ЗА2] . Дефицит бюджета вызывает невозможность финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета. Суть заключается в создании условий, в которых уровень доходов, реально полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете. Это может произойти в результате многих причин. Например, складывается ситуация, когда уже принятый бюджет не может быть выполнен в соответствии с тем планом, который был принят при его обсуждении. Другими словами, существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы. [3]

Секвестирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета. Секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло уменьшение доходов бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме так называемых защищенных статей. Система защищенности статей бюджета от секвестрирования призвана оградить от сокращения те статьи бюджета, которые являются стратегически важными. Уменьшение финансирования данных статей по сравнению с первоначально панируемым уровнем может привести к непоправимым (или тяжело поправимым) последствиям, как для экономики страны, так и политической и социальной стабильности общества. Таким образом, обычно секвестированию не подлежат расходы на заработную плату, медикаменты, дотации животноводству. [5]

Важную роль в обеспечении сбалансированности бюджетной системы региона играет межбюджетное выравнивание, т.е. преодолени

несбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы субъекта РФ через межбюджетные отношения. [4]

В настоящее время основная часть налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность предписанных «сверху» расходных обязательств и возможностей их финансирования за счет переданных «сверху» доходных источников.

Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в РФ посредством бюджетного выравнивания ориентируется на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций - устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем; с другой - на горизонтальное выравнивание, т.е. выравнивание уровня потребления и стоимости государственных услуг в различных регионах. [5]

При недостаточности собственных доходов у территориальных образований, отстающих по объективным причинам, вышестоящие органы власти осуществляют меры по межбюджетному регулированию в целях выравнивания бюджетной обеспеченности таких территорий до минимально необходимого уровня. [3]

Таким образом, выбор методов и мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности бюджета субъекта РФ в текущем периоде, должен основываться на анализе причин возникновения дефицита бюджета и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов бюджета, а также учитывать прошлый опыт обеспечения сбалансированности регионального бюджета.

Система методов обеспечения бюджетной сбалансированности субъекта РФ должна включать в себя следующие элементы управления: планирование основных показателей бюджета; мероприятия по повышению

доходной базы и оптимизации расходов бюджета; целевое финансирование; управление государственной собственностью; секвестрирование расходовбюджета, финансово-бюджетный контроль; внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и аудита эффективности использования бюджетных средств; совершенствование межбюджетных отношений; управление государственным долгом.

Бюджетные отношения

Бюджетные отношения выполняют особое назначение — распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме — в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей.

Виды потребностей:

1.Оказание услуг общественного сектора экономики:

1.1 Услуги образования.

1.2 Услуги здравоохранения.

1.3 Услуги культуры и других отраслей социальной сферы.

2. Расширение общественного производства

3.Регулирование межотраслевых и территориальных пропорций развития экономики.

4. Содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления:

4.1 Судебной власти.

4.2 Органов правопорядка.

4.3 Обеспечения безопасности и обороноспособности государства.

Исходя из изложенного бюджетные отношенияпредставляют собой совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, с целью образования фондов денежных средств, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления и используемых ими на удовлетворение общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач. [2]

Наши рекомендации