Сущность и функции финансов. Характеристика финансовой системы РФ.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы выражают денежные отношения, которые возни­кают между:

• предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

• предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

• государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

• государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

• предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

• отдельными звеньями бюджетной системы;

• органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

• денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

2. Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.)

3. Фонды, консолидированные в бюджете.

4. Внебюджетные децентрализованные фонды.

5. Фонды страхования.

6. Государственный кредит.

7. Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).

8. Финансы населения.

Основной принцип построения финансовой системы – принцип фискального федерализма.Он предполагает:

· Экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы;

· Формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

· Взаимодействие между бюджетами разных уровней строится на основе соглашений;

· Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов.

Функции финансовой системы

Три классические функции финансовой системы сформулированы американским экономистом Р. Масгрейвом:

1. Аллокация ресурсов – связана с предоставлением обществу общественных благ.

2. перераспределение доходов – корректировка распределения доходов и имущества для достижения большей социальной справедливости;

3. функция стабилизации – реализация целевых установок экономической политики экономической политики.

Кроме того, финансовая система выполняет более узкие, традиционные функции:

· аккумулирующая – осуществление посредством специального экономического механизма концентрации денежных средств, создания материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования;

· регулирующая – стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов;

· распределительная – осуществляется путем формирования и использования денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения (госбюджет, соцстрах, фонды предприятий, специальные фонды) в целях структурной перестройки народного хозяйства;

· контрольная – обеспечение правильности взимания налогов и их использования.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

Финансовая политика – это всегда единство объективного и субъективного. Объективные моменты – политика строится в соответствии с требованиями экономических закономерностей. Они выступают как базовые при построении финансового законодательства.

Субъективные – это действия людей по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию.

Направление финансовой политики зависит от фазы экономического цикла. Так, в период кризиса финансовая политика с одной стороны направлена на остановку спада производства, стимулирование его развития, на концентрацию финансовых ресурсов для их вложения в приоритетные отрасли, а с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение военных расходов и т.п.

Наши рекомендации