Модель операционных расходов
Помимо расходов на персонал ООО «Ромашка» имеет большое количество прочих операционных расходов: расходы на маркетинг, аренду офиса и т.п. Их также нужно заложить в модель, причем в идеале их нужно привязать к экзогенным параметрам (таким как выручка) или другим переменным модели, чтобы они изменялись в соответствии с показателями, от которых они зависят. Но мы для простоты заложим все операционные расходы в виде абсолютных значений, предусмотрев лишь возможность их ежегодной индексации, как показано на рис. 12. Как мы видим, все расходы компании заданы в виде фактических ежемесячных сумм, причем в нашем случае эти суммы не меняются от месяца к месяцу. Параметр «Годовой темп роста расходов» в верхней части таблицы используется для индексации расходов начиная с 2016 года. Так, расходы января 2016 года определяются как расходы января 2015 года, умноженные на (1 + годовой темп роста расходов), расходы февраля 2016 года – аналогично на основе данных февраля 2015 года и т.д. Для простоты допустим, что оплата данных расходов производится в том же месяце, в котором происходит их начисление. Это позволит нам использовать данные этой таблицы и в отчете о прибылях и убытках, и в отчете о движении денежных средств.
Рисунок 12. Модель операционных расходов
Модель налогов
Налоги – особая категория бюджетной модели. С одной стороны, налоги можно отнести к накладным расходам. С другой – они рассчитываются по собственным, достаточно сложным алгоритмам, на них может влиять множество различных факторов (зависящих помимо всего прочего от принятой в компании модели налогового планирования), поэтому правильнее расчет налогов осуществлять в отдельной подмодели. Реализация модели налогов для нашего ООО «Ромашка» представлена на рис. 13. Как мы видим, в нашей модели налогов рассчитываются суммы только одного налога – НДС. Это связано с тем, что зарплатные налоги у нас были рассчитаны в модели расчетов с персоналом, а налог на прибыль мы будем считать непосредственно в отчете о прибылях и убытках (в качестве иллюстрации такого подхода), поэтому остается только НДС.
Рисунок 13. Модель налогов
НДС рассчитывается по следующему алгоритму.
1. Определяется сумма выручки с НДС (из модели продаж).
2. Из нее вычитается сумма затрат с НДС (из модели закупок и модели операционных расходов).
3. Результат является базой для начисления НДС.
4. На основе этой базы рассчитывается сумма НДС и планируется уплата НДС в бюджет с учетом того, что уплата НДС производится в следующем квартале по одной трети от квартального начисления НДС.
Обратите внимание на уплату НДС в I квартале 2015 года. Эта сумма рассчитывается на основе начисления НДС в IV квартале 2014 года, который выходит за рамки нашей модели, поэтому данные суммы следует ввести в модель вручную.
Модель изъятия прибыли
Практически любой бизнес создается для того, чтобы зарабатывать деньги для акционеров, поэтому рано или поздно прибыль компании изымается ее собственниками. ООО «Ромашка» не является исключением из данного правила, и это необходимо предусмотреть в нашей модели. Для этого добавим в бюджетную модель лист «Модель изъятия прибыли» и заполним его так, как показано на рис. 14. Отмечу, что данная модель организована несколько необычно: она извлекает информацию из одного из отчeтов верхнего уровня (хотя, по логике, это отчeты верхнего уровня должны извлекать данные из подмоделей). Никакого противоречия на самом деле нет, и сейчас мы в этом с вами убедимся.
Рисунок 14. Модель изъятия прибыли
«Доля изымаемой чистой прибыли».В этом показателе задается доля чистой прибыли каждого года прогнозного периода, которая изымается из компании и распределяется среди акционеров. Как мы видим из рис. 14, в течение первых четырех лет в нашем случае изымать прибыль не планируется, зато начиная с пятого года она изымается почти полностью – с 70 процентов в 2019 году до 100 процентов в 2024-м.
«Сумма чистой прибыли». Данный показатель извлекает сумму чистой прибыли из соответствующих ячеек отчета о прибылях и убытках (лист PL, о котором мы будем говорить далее), затем он используется для определения суммы изъятий денежных средств.
«Сумма начисленного изъятия». Показатель проверяет факт наличия прибыли в определенном месяце (то есть положительное значение прибыли в строке «Сумма чистой прибыли»), и если прибыль имеется, вычисляет сумму изъятия путем умножения суммы чистой прибыли на долю изымаемой чистой прибыли соответствующего года. Если прибыли нет, показатель равен нулю.
«Сумма фактического изъятия». Mы не можем изымать прибыль каждый месяц, поэтому данный показатель суммирует величину изъятия прибыли за некоторый период времени и относит на месяц, в котором будет осуществляться фактическое изъятие. Например, если мы планируем изымать прибыль ежеквартально и выдавать ее в месяце, следующем за отчетным кварталом, нужно настроить этот показатель таким образом, чтобы он суммировал суммы изъятий по истечении каждого квартала, и поставить данную формулу в месяце, следующем за каждым кварталом. Тогда в апреле будут выплачиваться дивиденды за январь–март, в июле – за апрель–июнь и т.д. В месяцы, когда выплата дивидендов не планируется, следует поставить нули.
Строка «Сумма фактического изъятия» является результатом работы этой подмодели. Ее данные используются в отчете о движении денежных средств. Именно поэтому мы смогли задействовать в подмодели показатели отчета о прибылях и убытках: данные этой строки в нем не используются. Иначе с высокой долей вероятности мы получили бы циклические ссылки, и пришлось бы организовать эту подмодель другим способом.
Модель кредитования
Важной частью функционирования бизнеса является привлечение банковских кредитов для финансирования операционной деятельности и инвестиционного процесса. Предусмотрим в нашей модели подмодель кредитования и заполним ее таким образом, как это показано на рис. 15. Состоит данная подмодель из двух основных блоков: описания кредитов, которые компания планирует привлечь, а также раскладки связанных с ними денежных потоков с разбивкой по месяцам.
Рисунок 15. Модель кредитования
В первой таблице по каждому кредиту, который планируется привлечь, указывается следующая информация:
- сумма кредита;
- дата получения кредита;
- срок кредита в месяцах;
- процентная ставка по кредитам.
На основе этих данных во второй таблице автоматически рассчитываются денежные потоки, связанные:
- с получением кредитов;
- начислением и уплатой процентов;
- погашением тела кредита.
Добавим в таблицу раздел «Остаток долга по кредиту». Это действие поможет нам упростить расчет процентов по кредиту. Такая организация модели (когда ключевые параметры кредитов указываются в одной таблице, а расчеты ведутся в другой) позволяет очень гибко регулировать существенные параметры кредитов без переделки формул и таблиц.
Модель инвестиций
Данная модель описывает направления инвестирования денежных средств компании во внеоборотные активы. Структура модели представлена на рис. 16. Аналогично модели кредитования она состоит из двух таблиц: в первой из них описываются объекты основных средств (с указанием их стоимости, даты приобретения и срока амортизации), а во второй таблице формируется ежемесячная разбивка денежных потоков по оплате основных средств и затрат на амортизацию.
Рисунок 16. Модель инвестиций
Отчeты верхнего уровня
Все подмодели созданы, и теперь мы можем приступить к отчeтам верхнего уровня. Сформировать их очень просто: из каждой подмодели нужно извлечь результирующую информацию (она обычно идет в последних строках каждой подмодели) и разместить ее в виде ссылок на ячейки соответствующих подмоделей в том или ином отчете верхнего уровня.
Рисунок 17. Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках должен выглядеть так, как показано на рис. 17. Рассмотрим алгоритм формирования каждой строки данного отчета:
- • 1100 «Операционные доходы» формируется суммированием значения строк 1001 и 1002;
- • 1001 «Поступления от продаж» представляет собой ссылку на соответствующие ячейки строки «Итоги. Поступления от продаж» листа «Модель продаж»;
- • 1002 «Прочие поступления» в нашей модели равно нулю (так как мы не закладывали соответствующие поступления ни в одну из подмоделей), но в реальной модели должно ссылаться на ту или иную подмодель;
- • 2000 «Прямые затраты» формируется суммированием значения строк 2001 и 2002;
- • 2001 «Услуги по размещению» представляет собой ссылку на соответствующие ячейки строки «Итоги. Услуги по размещению» листа «Модель закупок»;
- • 2002 «Прочие прямые затраты» в нашей модели равно нулю;
- • 3000 «Маржинальный доход» рассчитывается вычитанием значения строки 2000 из значения строки 1000;
- • 3001 «Рентабельность по маржинальной прибыли» рассчитывается делением значения строки 3000 на значение строки 1000;
- • 4000 «Операционные доходы» суммирует значения строк 4010, 4030, 4040, 4050, 4060;
- • 4010 «Расчеты с персоналом» суммирует значения строк 4011–4021;
- • 4011, 4012, 4013, 4021 представляют собой ссылки на соответствующие ячейки строк «Итого фонд оплаты труда», «Итого сумма бонусов», «Итого сумма налогов на ФОТ» и «Сумма прочих расходов на персонал» соответственно;
- • 4030, 4040, 4050 суммируют значения строк 4031–4035, 4041–4045 и 4051–4059 соответственно;
- • 4031–4035, 4041–4045 и 4051–4059 представляют собой ссылки на ячейки листа «Модель операционных доходов»;
- • 4060 «НДС к уплате» представляет собой ссылки на соответствующие ячейки строки «Начисление НДС» листа «Модель налогов»;
- • 5000 «Операционная прибыль» рассчитывается вычитанием строки 4000 из строки 3000;
- • 6000 «Амортизация» представляет собой ссылки на соответствующие ячейки строки «Начисление амортизации» листа «Модель инвестиций»;
- • 7000 «Налог на прибыль» представляет собой формулу:
= ЕСЛИ(C42-C44<0;0;(C42-C44)*0,2)
По смыслу формулы, если величина операционной прибыли за вычетом амортизации отрицательна, показатель равен нулю, в противном случае он равен 20 процентам от величины этой разницы. Желательно не рассчитывать существенные показатели (кроме служебных строк типа «Маржинальный доход», «Операционные расходы» и т.д.) непосредственно в отчете верхнего уровня, в данном случае мы сделали это для демонстрации того, что это в принципе возможно и для корректной работы модели абсолютно не критично;
- • 8000 «Чистая прибыль» рассчитывается вычитанием строк 6000 и 7000 из строки 5000;
- • 8001 «Рентабельность по чистой прибыли» рассчитывается делением строки 8000 на строку 1000.
Отчeт о движении денежных средств должен выглядеть так, как показано на рис. 18. Строится он по тому же принципу, что и отчeт о прибылях и убытках. Ячейки, выделенные жeлтой заливкой или жирным шрифтом (а также результирующие показатели в строках 99991, 99992, 99993), являются служебными и рассчитываются на основе других ячеек отчeта, остальные ячейки извлекают информацию из соответствующих показателей подмоделей.
Рисунок 18. Отчет о движении денежных средств
Балансовый отчет построить еще проще: он, как мы уже убеждались, не нуждается в информации из подмоделей, черпая все необходимые данные из двух других отчетов верхнего уровня (см. рис. 19). Попробуйте разобраться с алгоритмом построения данного отчета самостоятельно.
Рисунок 19. Балансовый отчет
Итак, мы получили три отчета верхнего уровня на основе подмоделей. Это означает, что наша модель полностью построена: вся цепочка взаимосвязей между любым показателем любого уровня и отчетами «управленческой триады» корректно прописана, и мы можем анализировать влияние любых показателей на результаты работы компании. Значит ли это, что модель организована оптимально? Увы, нет, поскольку исходные и результирующие данные находятся на разных листах книги Excel, для анализа их взаимосвязей придется постоянно переключаться между листами, что не очень удобно.
Создадим еще один лист нашей модели, на котором объединим исходные и результирующие данные, как показано на рис. 20 на стр. 142. Называется он «Свод», поскольку сводит воедино всю важную информацию из отчетов верхнего уровня (в нашем случае – ежегодную прибыль и остатки денежных средств), а также ключевые исходные показатели: динамику роста трафика, параметры кредитов и инвестиций и т.д. Данные показатели продублированы из соответствующих листов модели (показатели продаж – из листа «Модель продаж», показатели кредитов – из листа «Модель кредитования» и т.д.), а на этих листах они заменены ссылками на лист «Свод», который превращается в некий «пульт управления» моделью: при изменении любых показателей на нем модель автоматически пересчитывается, и результаты мы видим на этом же листе.
Рисунок 20. Свод модели
Покажем, как это работает. Исправим показатель «Годовой темп роста расходов» с 20 до 50 процентов и посмотрим, как изменится информация на листе «Свод» (см. рис. 21). Как мы видим, резко испортились показатели прибыли (график «Сумма годовой прибыли») и остатки денежных средств (график «Динамика остатков денежных средств»). Данный пример хорошо иллюстрирует, что визуальные средства представления информации позволяют лучше оценить динамику изменений финансово-экономических показателей, чем таблицы или ряды данных.
Рисунок 21. Пересчитанный свод модели