Учет операционных расходов

Планирование аудита

Планирование аудита-самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.

Задачи планирования аудита:

-установление этапов и сроков работы с клиентом

-определение затрат

-рациональное использование рабочего времени специалиста

-подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом

-определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения

-распределение между специалистами разделов аудита

-создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом

-обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Период планирования занимает время с момента получения письма-приглашения к аудиту и до заключения договора на проведение аудита в организации. Процесс планирования аудита как начальный этап включает в себя: разработку плана с определением объема аудита; разработку графическим схем; определение сроков проведения поверки; составление аудиторской программы, конкретизирующей объем, виды и последовательность аудиторских процедур.

Принципы процесса планирования: наличие большого количества вариантов достижения минимальных потерь при проведении аудита.

Самостоятельные стадии этапа планирования аудиторской проверки в проверяемой организации:

1)предварительное планирование аудита (согласование с руководством экономического субъекта организационных вопросов, получение информации об объекте и формирование рабочей группы);

2)подготовка и составление плана аудита;

3)подготовка и составление программы аудита.

На стадии предварительного планирования аудитор оценивает возможность проведения аудиторской проверки,а затем приступает к разработке общего плана и программы аудита.

Общий план-руководство в осуществлении программы аудита, в котором должны предусмотреть: сроки проведения аудита; составить график проведения проверки ,подготовки отчета, аудиторского заключения, учесть уровень существенности проблемы; указать на производственные оценки рисков аудита; рассчитать реальные трудовые затраты; рассмотреть вопросы распределения аудиторов по конкретным участкам аудита; определить способ проведения аудита.

Программа аудита -детальный перечень содержания аудиторских процедур,необходимых для практической реализации плана аудита, который включает: составление обзора деятельности клиента; разработку стратегии аудита; проведение аудита, формирования аудиторского мнения.

Основные принципы планирования аудиторам проверки.

Планирование любой деятельности является залогом ее успеха Аудиторскую проверку также нельзя проводить без детальной планирования. Спланировав аудит, аудитор приступает к работ! более подготовленным, что улучшает качество аудита, минимизирует время, потраченное на проверку, расходы на риск, связанны! с аудитом.

В соответствии с МСА 300 «Планирование» аудитор должен планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен эффек­тивно. Планирование означает разработку общей стратегии и де­тального подхода к предполагаемой сущности, срокам и рамкам аудита.

Необходимо различать планирование работы аудиторской фирмы в целом и планирование аудита конкретного предприятия,о чем и будет идти речь далее.

Концепция стратегического планирования аудиторской проверки представляет собой попытку развить методику аудиторской проверки в соответствии с требованиями современности. Стратегическое планирование выступает как важное соединяющее звено между теорией и практикой проведения аудиторской проверки.

Стратегическое планирование выполняет две основные функ­ции:

1)описательную, обеспечивающую общее описание про­верки;

2)распорядительную, способствующую оформлению плана конкретной проверки.

Стратегическое планирование имеет стратегический, тактиче­ский и оперативный уровни. То есть концепция стратегического планирования предполагает построение аудита на поэтапной основе.

На первом этапе осуществляется разработка стратегии ауди­торской проверки, целью которой являются организация процесса аудита и применение общей методики проведения проверки в со­ответствии с требованиями международных стандартов аудита и принципиального понимания современной экономической среды и хозяйственной деятельности предприятия.

На втором этапе при составлении общего плана и программы аудита учитывают сферу деятельности конкретного предприятия и присущие ей риски, выбранную стратегию бизнеса, предыдущие взаимоотношения с клиентом (если такие существовали) и т. п.

Что касается третьего этапа, то при проведении детальной аудиторской проверки выполнение работ следует периодически сравнивать с планом и в случае необходимости корректировать плановые задания, вносить изменения и дополнения в план и про­грамму аудиторской проверки.

Во время планирования аудитор разрабатывает и докумен­тально оформляет план аудита, определяет в нем существенность ошибок и осуществляет аудит по этому плану. Планом является документ, содержащий взаимосвязанный и последовательный перечень работ для достижения определенной цели. Важное зна­чение в связи с этим приобретает определение уровня существен­ности. Процесс определения критерия существенности состоит из двух частей:

— предварительное суждение о существенности на уровне финансовой отчетности в целом, заключающее­ся в определении максимальной погрешности, которая, по мнению аудитора, хотя и свидетельствует о наличии ошибок в финансовой отчетности, но еще не влияет на решения пользователей;

-предварительное суждение по сегментам предусматривает рассмотрение возможности искажений сравнительно небольших сумм, которые в совокупности могут повлиять на финансовую отчетность.

таблица

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПЛАНИРООВАНИЯ АУДИТА

Следовательно, суждение о существенности — это одно из важнейших решений, принимаемых аудитором, поэтому оно требует высокого уровня профессионализма. Аудитор еще на на­чальной стадии планирования должен определиться с суммарной погрешностью финансовой отчетности, которую он будет рассма­тривать как критерий существенности. Однако аудитор в процессе осуществления аудита может изменить свое предварительное суж­дение о существенности ввиду тех или других обстоятельств.

От установленного уровня существенности зависят характер, срок и объем аудиторских процедур, а также размер гонорара. Чем ниже установленный уровень существенности, тем большим будет объем аудиторских процедур и, соответственно, гонорар. Однако следует понимать, что существенность не является абсолютной величиной, а потому не следует устанавливать ее количественный критерий, хотя на практике аудитор определяет уровень существен­ности именно с помощью чисел. Единой методики установления уровня существенности, тем более его количественного расчета, не существует. При установлении уровня существенности следует рассмотреть факторы, влияющие на суждение аудитора о суще­ственности, количественной базе и качественных факторах.

Если в качестве количественной базы взять прибыль до на­логообложения, то уровень существенности будет ниже, чем при выборе в качестве базы стоимости имущества. Прибыль является результативным показателем, поскольку включает возможные существенные искажения информации многих разделов финан­совой отчетности.

В целом же в соответствии с МСА при разработке плана ауди­тор должен обратить внимание на следующие вопросы:

— понимание бизнеса клиента, а именно главных факто­ров, влияющих на деятельность предприятия, важных характери­стик деятельности предприятия, его организационной структуры, процесса производства, финансовых результатов и т. п.;

понимание учета и системы внутреннего контро­ля, в частности методологии и принципов бухгалтерского учета на предприятии, механизма осуществления внутреннего контроля и др.;

— понимание учета и системы внутреннего контро­ля, в частности методологии и принципов бухгалтерского учета на предприятии, механизма осуществления внутреннего контроля и др.;

— изучение рисков и существенности ошибок, которое предусматривает оценку риска внутреннего контроля и его эффективности и оценку личногоаудиторского риска; определенсущественности ошибок дляцелей аудита и т. п.,

— _ определение видов, времени и полноты процедур а именно установлениевозможности оперативного внесения к» менеиий в отдельныенаправления аудита; влияния инфорю- »ионных технологий,работы внутренних аудиторовна процесс аудита и др. ;

— координация, руководство, сопровождение и над­зор в процессе осуществления аудита, направленные! на подборисполнителей аудита и распределениеобязанностей между ними;установление возможностипривлечения других специалистов,которые не являются аудиторами, и т. п.;

— другие вопросы.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АУДИТА

— Программа аудита разрабатывается на основе плана аудита

— оформляется документально. Программа аудита — это ауди­торский документ, имеющий вид таблицы и содержащий пере-

— чень аудиторских процедур, которые должны быть проведены в ходе предварительно запланированного аудита. Она помогает осуществлять руководство со стороны фирмы проведением аудиту

— и контролировать работу аудиторов.

В начале программы указывается название предприятия, пе­риод проверки, дата проверки, объект проверки. В аудиторскую программу включаются основные сведения о субъекте хозяй­ствования; правовые основы субъекта хозяйствования; оценка системы учета и внутреннего контроля; перечень всех аудиторских процедур, которые необходимы для сбора достаточного коли­чества достоверных доказательств; детальное описание каждой процедуры; распределение обязанностей между исполнителями аудита; область выборочного исследования и объем выборки; график проведения аудита.

Следовательно, при разработке программы аудита необходимо \ порядочить аудиторские процедуры и определить методы их вы­полнения, уточнить и детализировать объемы работы, которую предполагается выполнить.

Каждый объект проверки в программе представлен отдельно. Например, программа аудита может предусматривать следующие объекты аудита:

— организационноэкономическая характеристика предпри­ятия;

~ правовые основания деятельности предприятия*

— действующая система учета и внутреннего контроля*

— учет основных средств;

— учет нематериальных активов;

— учет прочих необоротных активов;

— учет производственныхзапасов;

— учет денежных средств и их эквивалентов;

— учет расчетных операций;

— учет собственного капитала;

— учет заемных средств;

— учет расходов, доходов и финансовых результатов;

— финансовая отчетность и т. п.

Программа аудиторской проверки передается руководи­телю предприятия для ознакомления и согласования, в част­ности по объектам и стадиям проверки. Утверждают програм­

му руководитель аудиторской фирмы и руководитель пред­приятия.

До того как персонал аудиторской фирмы начнет осуществлять подробную аудиторскую проверку, необходимо ознакомить его с программой аудиторской проверки конкретного предприятия и обсудить все присущие ему проблемы и выделить области с высоким уровнем аудиторского риска.

Впроцессе осуществления аудита возможны измененияили уточнения к программе аудита, мотивация которых должнабыть задокументирована. По каждому разделу программы аудита в рабочей документации аудитора делаются соответствующие записи и выводы, используемые в дальнейшем при подготовкеаудиторского заключения или отчета.

СТАДИИ АУДИТА

Аудиторский процесс состоит из большого количества раз­нообразных процедур, поэтому его условно можно разделить на такие стадии:

— предисследовательская (начально-организационная);

— исследовательская;

— завершающая.

Предисследовательская стадия включает процедуры органи- зационногохарактера, направленные на создание необходимых условийдля качественного проведения аудита вустановленный срок. На этойстадии осуществляются:

а) выбор объекта аудита, а именно: определение перво очередного объектааудита; формирование бригады аудиторе»; назначение аудита;

б)организационно-методическая подготовка аудита, состоящая из изучения состояния экономики объекта; разработки плана аудита; выбора методики аудита; разработки плана-графика аудита; составления программы аудиторской проверки.

Исследовательская стадия представляет собой непосредствен ное выполнение аудиторских процедур на проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Учет операционных расходов

Данныерасходы невключаются в себестоимостьреализованные продукты и услуги, являются расходамиотчетного периодаи отражаются а отчете финансовых результатов.

Административные расходы- хозяйственные расходы, связанные с обслуживанием по предприятию в целом. К ним относятся:

-общие корпоративные расходы (организационные,предварительные и ведение годовых собраний);

-расходы на содержание аппарата управления и другого общехозяйственного персонала: на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия;

-расходы на служебные командировки;

-расходы на содержание необоротных активов общехозяйственного назна­чения;

-амортизация необоротных активов общехозяйственного назначения;

-оплата профессиональных услуг (юридических, аудиторских и др.);

-почтово-телеграфные расходы;

-канцелярские расходы;

— суммы налогов, сборов, обязательных платежей (кроме включаемых впроизводственную себестоимость продукции);

Наши рекомендации