Понятие и классификация проекта
В работе Шапиро В.Д.1 и др. "Управление проектами" под проектом понимают систему сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
В другой интересной работе2 на эту тему ("Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов") под инвестиционным проектом понимают комплексный план мероприятий (включающий капитальное строительство, приобретение технологий, закупку оборудования, подготовку кадров и т.д.), направленных на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров и услуг с целью получения экономической выгоды.
В большей степени сущности проектного анализа отвечает трактовка проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение ограниченного периода времени и при установленном бюджете поставленных целей.
Любой проект внедряется в реально существующую внешнюю среду: на входе проект черпает из нее ресурсы для создания продукции или оказания каких-либо услуг, а на выходе — среда принимает результаты проектной деятельности. Для успеха проекта нельзя не учитывать его взаимодействие с внешней средой, что осуществляется путем комплексной экспертизы проекта -системного, взаимосвязанного исследования внутренней и внешней среды проекта.
Итак, всякий проект для своего осуществления нуждается в ресурсах — финансовых, материальных, трудовых — для осуществления как процесса производства, так и процесса управления.
На самом раннем этапе работы с проектом возникает необходимость в сборе максимально полной информации о сфере реализации проекта, об участниках этого' проекта, о правовом обеспечении нормального хода производственного процесса. На стадии разработки проектной документации эта информация дополняется и становится комплексной, что позволяет с большей степенью обоснованности прогнозировать ход реализации и эксплуатации проекта.
В специальной литературе инвестиционные проекты классифицируются по степени обязательности, по срочности и по степени связанности:
По степени обязательности:
Обязательные. Эти проекты требуются для выполнения правил или норм. Они могут быть предназначены для критического обновления активов, для поддержания существующих активов в рабочем состоянии. К этому типу относятся контрактные проекты, т.е. призванные обеспечить контрактные обязательства, например, инвестиционные проекты по охране окружающей среды.
Необязательные. Сюда можно отнести любые необязательные проекты развития, например, замена вышедшего из строя оборудования.
По срочности:
Неотложные. Эти проекты либо вообще недоступны в будущем, либо теряют свою привлекательность при отсрочке , например, разного рода приобретения.
Откладываемые. Наряду с неотложными существует довольно большой спектр инвестиций, которые можно отложить, при этом их привлекательность хотя и меняется, но довольно незначительно. Пример — реактивация остановленных скважин.
По степени связанности:
Альтернативные. Существуют проекты, в связи с которыми принятие одного проекта исключает принятие другого. Эти проекты являются как бы конкурентами за ресурсы фирмы. Оценка этих проектов происходит одновременно, а осуществляться одновременно они не могут. Примерами могут служить проекты, которые полностью исчерпывают имеющиеся на/данный момент ресурсы фирмы: установка спутниковой связи в компании и разбуривание нового месторождения.
Независимые. Отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решения в отношении другого проекта, эти проекты могут осуществляться одновременно, их оценка происходит самостоятельно. Например, реконструкция двух несвязанных подразделений в составе фирмы.
Взаимосвязанные. Принятие одного проекта зависит от принятии другого. Эти проекты оцениваются одновременно друг с другом как один проект, в результате принимается одно решение. Типичный пример в литературе: освоение нового нефтяного месторождения и комплекс мероприятий по рекультивации земли после его отработки.
При этом взаимодополняющие проекты можно подразделить на:
- комплиментарные, когда принятие одного инвестиционного проекта приводит к росту доходов по другим проектам;
- проекты, связанные между собой отношениями замещения, когда принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам.
Огромное разнообразие ежегодно создаваемых во всем мире различных физических объектов предопределяет различия типов инвестиционных проектов. Их тоже можно дифференцировать по ряду классификационных признаков, к числу которых можно, не претендуя на полноту перечня, отнести следующие признаки:
- масштаб (размеры) проекта;
- сроки реализации проекта;
- качество исполнения проекта;
- ограниченность используемых ресурсов;
- место и условия реализации проекта.
По масштабам различают малый проект и мегапроект.
Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. Примерами типичных малых проектов: небольшие промышленные предприятия, модернизация действующих производств.
Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. такие программы могут быть международными, региональными (например, развитие свободных экономических зон), межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управлении: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т.д.
Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:
· высокой стоимостью – около 1 млрд. долларов и более;
· капиталоемкостью – потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования, обычно силами консорциума фирм;
· трудоемкостью – 2 млн. человеко-часов на проектирование, 15-20 млн. человеко-часов на строительство;
· длительностью реализации 5-7 и более лет;
· необходимостью участия других стран;
· отдаленностью реализации, а, следовательно дополнительными затратами на инфраструктуру;
· влиянием на социальную и экономическую среду региона и даже страны в целом.
По срокам реализации проекты бывают краткосрочные (скоростные) и прочие.
По качеству проекта выделяются так называемые бездефектные проекты и пр. В бездефектном проекте доминирующим фактором является его повышенное качество. К таковым можно отнести, например, проекты создания атомной электростанции, космической ракеты, полета космонавтов на другую планету, создания вакцины против эпидемиологической болезни и т.д.
По степени ограниченности ресурсов выделяют проекты, по которым заранее не устанавливаются ограничения по ресурсам (проекты стратегического характера); устанавливаются ограничения по некоторым ресурсам (по времени исполнения проекта); устанавливаются ограничения по многим ресурсам (по времени, стоимости проекта, его трудоемкости и др.)
В практике встречаются также мультипроекты. К мультипроектам относятся несколько взаимосвязанных проектов, выполняемых разными подрядчиками для одной производственной фирмы.
Особой специфичностью обладают международные проекты. Это сложные дорогостоящие проекты, которым отводится важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Для реализации таких проектов зачастую создаются совместные предприятия, объединяющие двух или более партнеров, имеющих отношение к данному проекту.
ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА
Различают генеральную цель (говорят также — миссию) проекта от целей первого, и возможно, последующих уровней, а также подцелей задач, действий и результатов.рис.2.3.1.
Миссия - это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия - это главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.
Стратегия проекта - центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта.
Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на 3 последовательных процедуры:
- стратегический анализ;
- разработка и выбор стратегии;
- реализация стратегии.
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т. н. SWOT-анализ [4])
К числу факторов внешней среды относят:
- технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);
- ресурсообеспеченность (наличие, доступ);
- экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
- ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);
- социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);
- политические (внешняя, внутренняя, экономическая)
- экологические (уровень загрязнения, мероприятия);
- конкуренты (количество, размеры, сила).
Внутренняя среда включает:
- целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее
потребителей);
- маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);
- сбыт (объем продаж, скидки);
- каналы распределения (как, через кого продается);
- производство (оборудование, технология, площади);
- персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура);
- снабжение (поставщики, условия и системы поставки);
- исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);
- финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
- номенклатура продукции (степень диверсификации);
- исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа разрабатывается стратегия.
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:
♦ корпоративная стратегия (общее направление развития, т. е. стратегия роста, сохранения или сокращения);
♦ деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т. е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют 3 основных подхода:
1. стратегию лидерства в издержках;
2. стратегию дифференциации (уникальности по какому-либо направлению);
3. стратегию концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);
♦ функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:
♦ географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;
♦ выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;
♦ установка основного соотношения «продукт-рынок» для разработки концепции маркетинга;
♦ функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;
♦ выбор оптимальной группы клиентов;
♦ основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;
♦ использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.
Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.
Существенным элементом стратегии является фактор т. н. организационной культуры, включающий:
♦ видение (философию) организации;
♦ господствующие ценности;
♦ нормы и правила поведения;
♦ ожидания предстоящих изменений;
♦ процедуры и поведенческие ритуалы.
Жизненный цикл проекта
Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненным циклом проекта (или проектным циклом).
В процессе жизненного цикла осуществляются различные виды работ, которые можно подразделить на два крупных блока: основная деятельность по проекту; обеспечение проекта.
К основной деятельности по проекту относятся:
- прединвестиционные исследования;
- планирование проекта;
- разработка проектно-сметной документации;
- проведение торгов и заключение контрактов;
- строительно-монтажные работы;
- выполнение пусконаладочных работ;
- сдача проекта заказчику;
- эксплуатация проекта и выпуск продукции;
- ремонт оборудования и развитие производства;
- демонтаж оборудования;
- продажа оставшегося имущества (закрытие проекта).
Обеспечение проекта охватывает:
- организационно-экономическое;
- правовое;
- кадровое;
- финансовое;
- материально-техническое;
- коммерческое (маркетинг);
- информационное.
Основная деятельность по проекту в течение жизненного цикла может быть разбита на фазы и этапы.
1. Прединвестиционная фаза проекта включает в себя:
- Анализ инвестиционных возможностей с целью превращения идеи проекта в сформулированное в общем виде инвестиционное предложение;
- Предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) с целью оценки возможных альтернатив проекта и реальности его концепции с точки зрения целесообразности проведения более детального анализа в рамках разработки бизнес-плана;
- Технико-экономическое обоснование и расчет эффективности инвестиционных вложений;
- Доклад об инвестиционных возможностях и резюме о целесообразности перехода к следующей фазе.
- Следует отметить, что роль прединвестиционной фазы часто совершенно незаслуженно недооценивается, что приводит к значительным финансовым потерям на последующих стадиях реализации инвестиционного проекта.
2.Инвестиционная фаза проекта:
- Переговоры и заключение контрактов;
- Проектирование;
- Строительство;
- Маркетинг;
- Обучение кадров;
- Закупка материальных ресурсов и создание их запасов.
3. Эксплуатационная фаза проекта:
- Приемка и запуск проекта;
- Производство и реализация продукции;
- Ремонт, модернизация и замена оборудования;
- Развитие производства, совершенствование выпускаемой продукции (инновация).
4. Ликвидация проекта:
- Прекращение производственной деятельности;
- Демонтаж оборудования;
- Продажа и утилизация неиспользованных до конца средств проекта;
- Завершение и прекращение проекта.
Первые две фазы проекта – прединвестиционная и инвестиционная - как наиболее ответственные при его создании, его предполагают следующие этапы.
Разработка концепции проекта направлена на установление конечных целей проекта и выбор оптимальных путей их достижения. На этом этапе в первом приближении устанавливаются количественные оценки степени достижения целей.
Оценка жизнеспособности проекта включает предворительное технико-экономическое обоснование проекта. Обычно рассматривают одна-две альтернативы, разработанные на предыдущем этапе. Каждая альтернатива оценивается по показателям издержек, прибыли, валового дохода (вновь созданной стоимости), заработной платы трудового коллектива, рентабельности производствам, эффективности капитальных вложений, степени риска вложений, производственной программы самоокупаемости и др. Все это вместе взятое представляет собой предварительную экспертизу проекта с позиций оценки эффективности.
После обоснования преимуществ одной альтернативы перед другой и выносится решение о начале работ по проекту.
Планирование проекта представляет собой определение структурной последовательности этапов работ, ведущих к достижению всего комплекса целей. План проекта служит инструментов для работы и предпосылкой для составления подробного календарного графика работ и точной оценки их стоимости.
Разработка технических требований охватывает процесс установления важнейших эксплутационных характеристик объектов проекта (объем работ, производительность труда, материалоемкость производства, экологические показатели и др.).
Выбор и оформление земельного участка включает проведение геодезических и инженерно – геологических изысканий, подготовку технических условий на инженерное обеспечение участка и получение разрешительных свидетельств на ведение работ.
Эскизное проектирование предполагает определение состава работ по рабочему проектированию, начиная от проектно-конструкторской деятельности, корректировки и утверждения технико-экономического обоснования, уточнения оценки затрат по проекту.
Контрактный этап включает отбор потенциальных исполнителей проекта и проведения торгов. На основе конкурсного отбора исполнителя оформляется контракт на выполнение проекта, в котором отражается задание на проектирование, график выполнения работ, их стоимость. Затем осуществляется выбор подрядных организаций, отношения с которыми также оформляются контрактами.
Этап реализации проекта состоит из рабочего проектирования, на этот этап приходится наибольший удельный вес как по затратам, так и по времени в общих показателях первых двух фаз проекта (прединвестиционной и инвестиционной), о чем можно судить исходя из следующих среднестатистических данных об удельном весе каждого этапа проекта:
- концептуальный этап -3 %;
- этап планирования – 5 %;
- этап проектирования – 20 %;
- этап строительства – 60 %;
- завершающий этап – 12 %.
Познания в области структуры жизненного цикла проекта способствуют грамотной оценке его перспективности, привлекательности, целесообразности, построению системы управления проектами на основе строгой экономической их значимости для конкретного предпринимателя и государства в целом.
При выполнении первых двух фаз проекта особое внимание должно уделяться тщательному обоснованию его реализации, как на стадии предварительной экспертизы, так и на заключительной стадии точных расчетов, либо подтверждающих или опровергающих целесообразность внедрения данного проекта в жизнь. Только в этом случае безусловной положительной экономической эффективности и целесообразности рассматриваемого проекта можно приступать к выполнению следующих его этапов.
4. СТРУКТУРИЗАЦИЯ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОЕКТА
Структуризация, суть которой сводится к разбивке проекта на иерархические подсистемы и компоненты, необходима для того, чтобы проектом можно было управлять.
Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить - как между собой, так и конечной целью проекта.
Кроме того, процесс структуризации проекта - неотъемлемая часть общего процесса планирования проекта и определения его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и матрицы распределения ответственности и обязанностей.
Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовать работу по его реализации:
- проект возникает, существует и развивается в определенном окружение, так называемом внешней средой;
- состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития: в нем могут появляться новые элементы (объекты), из его состава могут удаляться некоторые его элементы;
- проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи.
Разделение всей сферы деятельности, в которой появляется и развивается проект, на собственно «проект» и «внешнюю среду» в определенной степени условно. Причины этого заключаются в следующем:
1. Проект не является жестким стабильным образованием - ряд его элементов в процессе реализации проекта могут менять положение, переходя в состав проекта из внешней среды и обратно.
2. Некоторые элементы проекта могут использоваться как в его составе, так и вне его. Типичным примером этому могут служить специалисты, одновременно работающие как над реализацией конкретного проекта, так и над решением некоторых других проблем (в частности, над выполнением другого проекта).
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участники проекта - основной элемент его структуры, т. к. именно они обеспечивают реализацию его замысла. К ним относятся – заказчик, инвестор, проектировщик, поставщик, подрядчик, руководитель проекта, команда проекта, лицензиар и банк.
В зависимости от типа проекта, в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу.
Все эти организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта.
Главный участник — заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве такового может выступать и физическое, и юридическое лицо. При этом заказчиком бывает как одна единственная организация, так и несколько, объединивших усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и ik пользования его результатов.
Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы (см. ниже), а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов,
Не менее важная роль принадлежит инвестору — стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это — одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик — не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.
Инвесторами могут быть:
- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;
- организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;
- международные организации, иностранные юридические лица;
- физические лица - граждане РК и иностранные граждане.
Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, обобщенно называемые Проектировщиком. При этом ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая Генеральным Проектировщиком (Генпроектировщиком).
Материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки) обеспечивают организации-поставщики, которые можно объединить под названием Поставщик (или Генеральный Поставщик).
Подрядчик (Генеральный Подрядчик, Субподрядчик) - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.
Этим исчерпывается круг привычных для отечественного специалиста участников проекта. В последние годы реалии рыночной экономики и методы управления проектами заставили дополнить состав участников проекта новыми лицами.
В первую очередь, это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам его реализации. Их обобщенно называют Консультантом.
Следует упомянуть еще о Лицензиаре - юридическом или физическом лице - обладателе лицензий и «ноу-хау», используемых в проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых научно-технических достижений.
Особое место в осуществлении проекта занимает Руководитель Проекта (в принятой на Западе терминологии - Проект-менеджер, или Менеджер проекта). Это - юридическое лицо, которому Заказчик (Инвестор или другой участник проекта) делегируют полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Под руководством Менеджера проекта работает Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Завершая рассмотрение функций основных участников проекта, отметим важнейшую роль Банка - одного из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности Банка входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств.
Глоссарий
Проект – это система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
Инвестиционный проект - конкретное мероприятие, в которое вкладываются денежные средства с целью получения прибыли и/или прироста капитала.
Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. такие программы могут быть международными, региональными (например, развитие свободных экономических зон), межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевыми и смешанными.
Миссия - это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях.
Жизненный цикл проекта (или проектный цикл) - промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации.
Структуризация -это разбивка проекта на иерархические подсистемы и компоненты, необходимые для того, чтобы проектом можно было управлять.