Оценка уровня корпоративного управления кредитной организацией.
Корпоративное управление – это система взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами – сотрудниками, клиентами, поставщиками, общественностью, органами надзора, правительством. По современным представлениям, предназначение корпоративного управления заключается в том, чтобы дать участникам компании (акционерам или пайщикам) возможность эффектного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. Участники (собственники) должны четко знать, какую ответственность перед ними несут высшие должностные лица компании за достигнутые результаты, а инвесторы должны знать, будет ли у них реальная возможность влиять на важные решения, принимаемые компанией. по инициативе ЦБ РФ более половины наших банков стали регулярно размещать на странице Банка России в сети Интернет некоторую важную информацию о себе (бухгалтерский баланс в форме оборотной ведомости, отчет о прибылях и убытках и др.). Кроме того, в процессе "запуска" системы страхования (гарантирования) банковских вкладов населения (2004–2005) ему удалось получить информацию о том, кто же являются реальными собственниками (конечными выгодоприобретателями) соответствующих банков. Другими словами, усилиями Банка России открытость (транспарентность) банковского сектора страны в определенной мере повысилась. Открытый (прозрачный) характер корпоративного управления Одним из основных требований к банкам является необходимость соблюдения ими соответствующего (рационального) уровня транспарентности – раскрытия информации, отражающей состояние банка и позволяющей участникам рынка и всем заинтересованным лицам формировать собственные суждения о качестве управления в банках.
11. Анализ финансового состояния банкаСобственный капитал (средства) банка представляет собой денежные средства, внесенные акционерами (основателями банка), а также средства, образованные в процессе дальнейшей деятельности банка.Термин «достаточность собственного капитала» отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску. Обязательным условием для включения в состав собственного капитала тех или иных средств является их способность выполнять роль страхового фонда для покрытия непредвиденных убытков, возникающих в процессе деятельности банка, позволяя тем самым банку продолжать проведение текущих операций в случае их появления.Значимость собственного капитала банка, как для его собственного финансового состояния, так и для устойчивости банковской системы в целом, обусловила введение регулирования его величины и уровня достаточности со стороны Центрального банка. мировой практике используется несколько способов оценки величины капитала: учет по балансовой оценке, учет в соответствии с требованиями регулирующих органов, учет по рыночной стоимости. 1. Метод балансовой стоимости (по общепризнанным принципам бухгалтерии) Балансовая стоимость собственного капитала = Балансовая стоимость активов - Балансовая стоимость пассивов; 2) Метод рыночной стоимости собственного капитала. Рыночная стоимость собственного капитала = Рыночная стоимость активов - Рыночная стоимость пассивов; 3) 3. Метод оценки в соответствии с регулирующими бухгалтерскими принципами. Собственный капитал = Капитал 1 уровня + Капитал 2 уровня. Согласно Базельскому соглашению 1993 года о снижении рисков банкротства банков и методу оценки достаточности капитала, капитал 1 уровня это базовый акционерный капитал и включает полностью оплаченные простые акции банка, бессрочные некумулятивные привилегированные акции, а также объявленные резервы (нераспределенная прибыль, счет премий акций и т.п.). По меньшей мере 50% капитала банка должен составлять капитал 1-го уровня. Капитал 2 уровня состоит из дополнительного капитала и включает резервы переоценки, доходы от роста стоимости ценных бумаг, находящихся в портфеле банка, скрытые резервы и общие резервные и компенсационные фонды. Сюда также входят гибридные инструменты. Последние включаются в состав капитала 2-го уровня в размере до 50% суммы капитала 1-го уровня.
12. Анализ организационной структуры банка
Организационная структура – система оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Служба внутреннего контроля осуществляет контроль над эффективностью принятых подразделениями и органами управления по результатам проверок мер, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков, или документирование принятия руководством подразделения или органами управления решения о приемлемости выявленных рисов для Банка. Служба осуществляет проверки по всем направлениям деятельности Банка – финансовые проверки, проверки соблюдения законодательства, оценка качества управления и пр. Управление банковских технологий осуществляет поддержку и постоянное развитие в соответствии со стратегическим планом всего информационного программно-аппаратного комплекса Банка, занимается подготовкой технологических обследований подразделений Банка и выработкой предложений по оптимизации технологических процессов. Служба защиты бизнесаорганизует расследования преступлений в сфере экономики и налогов, кредитных, страховых мошенничеств, а также профилактику указанных преступлений, принятие мер по возмещению ущерба и установление причин, способствующих совершению махинаций. Отдел по работе с рискамизанимается оценкой рисков кредитных проектов, участвует в разработке новых кредитных технологий и их внедрении. Отдел продажорганизует контроль по обеспечению выполнения плана продаж, контроль над исполнением бюджета отдела продаж, планирование поступлений денежных средств по кредитным договорам и анализ исполнения, осуществляет контроль над ценообразованием и пр. IT-отдел, Управление технической инфраструктурыорганизует создание и поддержку локальной сети представительства, осуществляет установку и настройку программного обеспечения, поддержку систем Банк-Клиент, Интернет-Клиент, Операционная Касса, решает задачи повышения производительности, отказоустойчивости и безопасности систем АБС. Кредитные управления по потребительскому, автокредитованию, кредитных банковских карторганизуют привлечение к сотрудничеству партнеров (автодилеры, точки продаж), поддержку и развитие взаимоотношений с существующими ключевыми партнерами, занимаются разработкой и продвижением новых кредитных продуктов исходя из специфики отдельно взятого департамента. Точки продаж- это организации-партнеры, с которыми сотрудничает Банк в целях кредитования физических лиц для покупки продуктов производства, потребительских товаров и пр. На территории точек продаж ведется работа по продвижению и продаже кредитных продуктов Банка штатными консультантами Банка «Х» либо, так называемыми, сторонними консультантами (внештатными), которые, как правило, являются сотрудниками организации-партнера и обучены продаже кредитных продуктов на выгодной договорной основе.